Есть ли жизнь на свалке?

От компании Atlus всегда можно ожидать чего-нибудь нетривиального. Большинство игровых издательств пытается идти в ногу с мейнстримом, ищет возможность выйти на массовую аудиторию. У «атлусовцев» стратегия принципиально иная – они окучивают целую россыпь нишевых направлений и во многих из них являются лидерами. Но и в мейнстримных жанрах японцам есть, чем удивить публику – вспомним хотя бы их флагманский RPG-сериал Megami Tensei. В далёком ныне 2006 году издательство порадовало американских поклонников ещё одним крайне необычным проектом, изначально для них не предназначавшимся. А именно – очередным эпизодом популярной в стране цветущей сакуры ролевой серии Metal Max от студии Crea-Tech. Metal Saga, к сожалению, так и осталась единственным эпизодом цикла, официально переведённым на понятный прогрессивному человечеству язык. Поэтому говорить мы будем о нём как об отдельно взятом произведении.

Игра с порога встречает постапокалипсическим антуражем. Устроенная суперкомпьютером катастрофа превратила живую планету в выжженную землю с небольшими островками неизвестно как уцелевшего леса. В этих оазисах можно отыскать поселения торговцев или механиков – обычно они соседствуют со свалкой, богатой залежами металлолома и различными артефактами вымершей цивилизации. А вокруг царит пустыня, разруха и криминал. Главный герой (имя ему выберите сами) оказывается брошенным на произвол судьбы после первой же сюжетной сценки – разговора с матерью и получения не то цели, не то просто совета «достать себе средство передвижения». Если удосужитесь погулять по городу и спросить его жителей об обстановке в мире, получите пространную наводку на одну из ближайших гор мусора. Предвосхищая дальнейшие события, сразу оговоримся – матушка юного протагониста совершенно права, в этом мире интриги крутятся вокруг транспорта. Разбирать и собирать заново машины, меняя на них обшивку, броню, орудия и прочие детали, со временем оказывается интересно, хотя до определенного момента достаточно обходиться прейскурантом торговых точек.

Впрочем, сюжетная линия одними только гаражными заботами не исчерпывается. Событий и направлений для странствий немало, вот только раскручивается история очень медленно и нелинейно (в данном случае это скорее минус). Поиски как текущей цели, так и места, где её можно найти, занимают много времени. Эксплоринг локаций бывает излишне затянутым и однообразным, а истребление случайных противников – утомительным. Ей богу, random encounter стоило похоронить в прошлом веке, для проекта середины нулевых это выглядит откровенным анахронизмом. Ко многим особенностям Metal Saga приходится привыкать, мирясь с откровенно неудачными решениями разработчиков. Хватает и позитивных задумок. Чего стоит хотя бы система общения. Со всеми героями можно переписываться посредством переносного компьютера и, познакомившись с определенными персонажами, время от времени получать от них полезные советы. Отдельная группа писем, отвечающих за сюжет, попадает в раздел «Семья» – иногда только оттуда можно выудить ценную информацию по истории и догадаться о следующем пункте назначения.

Вернёмся в гараж. Там нас ожидают два десятка «корпусов», которые можно оборудовать по своему вкусу и желанию, с упором на те или иные характеристики. Отдалённо это напоминает возню с боевыми роботами в MechWarrior. У вас есть базовое «шасси» с максимальным тоннажем, превышать который нельзя. Вы можете экспериментировать, пробуя те или иные детали. Можете придумать боевую тактику и подгонять все свои броневики под неё. Наилучшие запчасти придётся, разумеется, искать на многочисленных помойках или добывать в бою. «Прокачка» самого героя также имеет значение, особенно на ранних этапах, где техники ещё слишком мало или нет вовсе. Стоит отметить хорошее качество перевода. Названия всех деталей просты, путаницы не возникает. Удобны сами менюшки – нет нагромождений, всё понятно на интуитивном уровне. Для любителей кастомизации сложно придумать более комфортные условия – твори от души. Но не забывай о практическом применении своих фантазий.

Потому что если забудешь – противники покарают. Metal Saga сохранила верность традиционной пошаговой системе боя, здесь, как это часто бывает, преимущество имеет тот, кто совершает первый ход. Но значение параметров является важным, порой решающим. Нужно хорошо знать и понимать функционал оружия, брони, грамотно рассчитывать время перезарядки. Не стоит стесняться сбегать с поля боя, если расклад сулит чрезмерные расходы и сомнительные трофеи. В случае гибели, героя вернёт к жизни местный «сумасшедший профессор», но с приобретёнными ценностями от крайнего чекпоинта придётся расстаться. В конечном итоге выигрывает азарт. Энтузиазм вызывают не молчаливый герой и не принятые им решения, а весёлая атмосфера и ожидание того, что же нам подкинут в следующий раз. Отечественному геймеру также бросится в глаза явная увлечённость авторов русским лексиконом. Мать героя Nina отправит вас на поиски Nikolay и его отпрыска по имени Misha; копаясь в запчастях, можно будет найти броню «Spasibo-II» или пушку «мазильник», и прочее в том же духе.

Как это часто бывает с играми от Atlus, Metal Saga – предмет не для широкого геймерского сообщества. По правде говоря, широкое геймерское сообщество выхода этого проекта особо не заметило, он просто затерялся на фоне более ярких конкурентов. Тем приятнее вспомнить о нём сейчас, когда фанфары по хитам отгремели, а PlayStation 2 всё ещё остаётся платформой, привлекательной для поиска забытых жемчужин. Быть может, познакомившись с этой игрой, вы на полном серьёзе полюбите пустыню, танки и охоту на криминальных авторитетов. И тогда уж наверняка захотите побольше узнать о вселенной Metal Max, надёжно укрытой от западной аудитории языковым барьером. А если нет, то будете спокойно жить дальше и вернётесь к своим любимым Final Fantasy.


Автор:

Евгений «DEziG» Закиров