Убить дракона

Fatal Labyrinth – довольно редкая игра для «Мегадрайва», с которой мне посчастливилось столкнуться ещё на настоящем «железе». Попалась она мне один-единственный раз на пиратской шестиигровке, оказавшись, в общем-то, единственным тайтлом, представлявшим хоть какой-то интерес на всём картридже. По сути, это настоящий «Рогалик», сильно напоминающий первую часть Diablo. Тут даже город имеется, только вот его посещение совершенно необязательно, если не сказать секретно: прогуляться по улочкам сможет тот, кто не будет нажимать «Старт» на заставке. Впрочем, ничего полезного в городе нет – только горожане, рассказывающие про ужасного дракона, которого они все боятся, и умоляющие героя разобраться с силами зла. Попутно мы узнаем, что замок вроде бы называется «Драгония», а некий упырь оттуда украл священный кубок… Но вообще, всё это совершенно неважно – жителей городка вы в следующий раз увидите только в случае гибели. Чем больше золота соберёт усопший персонаж, тем больше мирян скопится у его могилки, такие вот меркантильные существа. Кстати, видеть экран с могилкой игроку приходится довольно часто, ведь в игре нет ни системы паролей, ни продолжений. Смерть необратима.

Итак, у нас есть замок, заселённый множеством разных тварей, и герой, который сначала должен пройти около тридцати случайно сгенерированных этажей, а затем победить главного гада – небольшого дракона (совсем непохожего на нашего Великого). В лабиринте есть только комнаты, коридоры, лестницы (наверх или вниз) и ямы в полу, через которые можно провалиться этажом ниже. Враги, предметы, лестницы, еда – всё это случайным образом возникает в комнатах. Коридоры – связующие пути между комнатами и способ пополнения энергии. Второе звучит странно, однако HP восстанавливаются в основном от ходьбы, а не от каких-либо снадобий, хотя и от них тоже, но об этом позже. В стенах комнат частенько находятся скрытые проходы, поэтому есть смысл почаще нажимать кнопку «А» на джойстике, отвечающую как раз за исследование пространства. Стоит сразу разобраться с меню в нижней левой части экрана. Верхняя шкала – уровень героя, от которого зависят очки жизни (HP) и сила удара (PW). F – это «еда». Герою нужно есть, для этого необходимо подбирать еду, разбросанную в самых разных местах лабиринта. Она понемногу тратится во время передвижения, а если заканчивается полностью, то жизненная энергия начинает быстро убывать и герой умирает. Зато если подобрать слишком много провианта (больше 79 единиц), парень будет передвигаться медленнее, видимо, от переедания. G – это золото, как уже было сказано выше, влияющее лишь на пышность похорон вашего протеже. Показатель AR означает защиту (Armor) и зависит от надетой брони.

Далее перейдём к списку предметов, которые можно обнаружить на этажах. Помимо еды (она, кстати, не прибавляет HP, а отвечает лишь за собственный параметр F), предусмотрено девять разновидностей вещей: оружие ближнего боя, луки, щиты, шлемы, броня, посохи, снадобья, свитки, кольца. Инвентарь открывается кнопкой «С», с её же помощью нужно решить, что сделать с тем или иным объектом – надеть, использовать, выбросить или швырнуть по прямой в противника (для этого, как ни удивительно, годится что угодно). С оружием всё более-менее понятно – очевидно, что короткий меч лучше ножа, а длинный меч – короткого; с бронёй и шлемами всё примерно так же – кожаные, железные и прочее в том же духе. То же самое можно сказать о луках. Единственный нюанс – некоторые штуковины изначально лучше приспособлены для метания во врагов, например, сюрикены. А вот посохи и снадобья разделены по цветам, и вам сначала попросту не говорят, что они делают. То есть, тоже полный рандом – надо запоминать, какой эффект даёт серое снадобье или голубой посох. Распознаются они либо свитком, либо методом тыка (в обоих случаях после этого в инвентаре появится пояснение). Разумеется, вторым способом есть шанс нарваться на что-нибудь неприятное или неожиданное.

А умеют они многое. Снадобья могут лечить (обычно добавляя перманентную единичку к линейке максимальных HP) или разгонять характеристику PW, что очень полезно (и тоже перманентно). Посохи – крайне актуальная штука, некоторые из них бьют магией на расстоянии, другие – накладывают определённые эффекты на противника (например, он забывает свою магию, либо вовсе засыпает). Отдельные экземпляры вовсе заставят врага испариться, каким бы он ни был крутым. Свиток, помимо прочего, способен сделать так, чтобы в «тумане войны» (неисследованных комнатах) стали заметны айтемы, а также распознать тот или иной предмет. Похожая история с кольцами – эффекты не всегда заметны, нужно следить за тем, что именно они делают. Некоторые ускоряют восстановление HP, другие прибавляют атаку, ещё одни дают защиту от определённых видов магии. Плюс не забываем про дополнительные эффекты при швырянии. Например, Blizzard Ring даёт защиту от холода, но если метнуть его в противника – долбанёт мощнейшим ледяным заклинанием. В общем, вся игровая механика довольно интересная и многосторонняя, особенно для проекта 1991 года выпуска.

Враги. Их огромное множество, очень разных и по стилю атаки, и по опасности. Допустим, роботы – они не нападают, пока главный герой не нападёт на них первым или не включит сигнализацию, наступив на определённую клетку. Между прочим, весь геймплей в некотором смысле «полу-пошаговый» – как таковых фаз хода нет, но если вы просто стоите на месте, то ваши оппоненты тоже замирают в режиме ожидания. Маги (плюс их усовершенствованные версии), что следует из названия, кастуют магию, но не очень сильны в обороне. Всякая живность типа глаз на крылышках или улиток бьёт только в упор, но различается уровнем брони. Если у вашего подопечного осталось мало здоровья, есть смысл убежать в коридоры, куда большая часть врагов не суётся. Но некоторые умеют даже это, скажем, кристаллы, которые доставят массу неприятностей слабо прокачанным игрокам. Колдуны начиная с десятого уровня кастуют весьма неприятное заклинание Dancing, от которого начинают путаться клавиши (примерно как от пыльцы растений в Doom Troopers). Кстати, этот же эффект вносит одно из снадобий, так что осторожнее. Крайне неприятный враг – привидения, выглядящие как лежащий на полу меч или мешок с золотом, атакующие вас при попытке поживиться. Некоторые монстры умеют уничтожать экипированные предметы, что тоже не радует в разгар боя.

Как вы уже поняли, игра достаточно увлекательная, хотя изрядно хардкорная из-за поломанного баланса. Попадание или промах по врагу рассчитываются, похоже, тоже рандомно, к тому же у многих противников навешаны какие-то бонусы, поэтому поединок на сотню ударов с рядовым обитателем замка – нормальное явление. Не говоря уж о том, что магия, которую кастуют некоторые кудесники, способна телепортировать в другой конец уровня или начать отъедать цифры максимального запаса энергии / силы атаки, что очень, очень раздражает. Ещё один минус – унылая однообразная музыка, меняющаяся за всю дорогу раза три. Тем не менее, играть стоит, а ценителям поджанра Roguelike – в обязательном порядке. Для этого даже никакие эмуляторы не нужны, сегодня приобрести Fatal Labyrinth можно легко, быстро и легально благодаря переизданию в системе Steam.


Автор:

Necrosonic

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.