Предтеча

Как у великого Шерлока Холмса иногда случались простые расследования, которые он называл «делом на одну трубку», так и нам, геймерам, периодически в жизни попадаются «игры на полпальца», или что-нибудь в этом роде. Не знаю, как ещё можно охарактеризовать художественное произведение, завершение которого занимает буквально восемь минут, причём не на каком-нибудь сумасшедшем спидране, а именно что в штатном режиме. Конечно, никто не запрещает вам совершить забег несколько раз подряд с возрастающей сложностью, альтернативными расцветками фонов и немного отличающимся текстом на финальной картинке, но это не делает Freedom Force чем-то более заманчивым. Полным считается цикл из четырёх прохождений, когда вам наконец дадут прочитать заветное слово Congratulations и успокоиться. Однако поговорить тут всё-таки есть о чём.

Классические шутеры («виртуальные тиры») появились на самой заре индустрии электронных развлечений и долгие годы оставались одним из столпов рынка аркадных автоматов. Более того, прототипы подобных машин существовали ещё в докомпьютерную эпоху, основываясь на чисто механических принципах взаимодействия мишени с пучком света из некого подобия винтовки. Что касается домашних систем, «световое ружьё» для приставки Magnavox Odyssey было разработано в 1972 году и стало первым в истории периферийным устройством такого рода. В общем, жанр сам по себе культовый и с богатыми традициями, поэтому нет ничего удивительного, что у «нинтендовской» Famicom (она же славная «Денди») свой пистолет появился практически с самого начала, уже в феврале 1984-го (консоль дебютировала несколькими месяцами раньше). Сказать, что именно этот девайс как-то повлиял на фантастический взлёт платформы, было бы преувеличением – поддержка NES Zapper в играх, как правило, являлась опциональной, а «шутинговые» этапы во многих случаях лишь дополняли основной геймплей. Во всей огромной библиотеке «дендёвых» тайтлов с трудом набирается десяток таких, где «заппер» служил бы единственной предусмотренной схемой управления. Freedom Force – в числе этих редких пташек.

С неё же, по сути, начались современные шутеры. До этого нас баловали разве что отстрелом уточек, незадачливых ковбоев да тировых мишеней. А тут – самая настоящая контртеррористическая операция! Да ещё двое персонажей, правда, не на выбор, а на случай поочерёдной игры с приятелем. Даже анимированная заставка в начале есть, слабо проливающая свет на события, зато красивая и с тревожной музычкой. Хотя суть понять и так легко – некая организация захватила аэропорт с большим количеством заложников, а вам в роли снайпера предстоит упокоить негодяев. Они то и дело высовываются в определённых участках декорации, давая вам не более секунды на прицеливание. При первом прохождении обычно появляется пара-тройка вражьих морд одновременно, при повторных темп ускоряется – если зазеваться, могут выскочить хоть пятеро. Этапов всего тоже пять: борт самолёта, терминал, здание аэропорта, улица и загадочный кирпичный дом на закуску. Боссов нет, не считая уродливого синемордого главаря с экзотическим именем Юджин Экстрим, регулярно мелькающего в кадре на последнем уровне, только вот разобраться с ним никак – сколько в него ни стреляй, он не дохнет, а этап всё равно успешно завершается. Нигде такого больше не встречал.

У игры также причудливая система павер-апов. Призы периодически мелькают в окошке справа внизу, куда нужно успеть выстрелить, дабы вкусняшку забрать. Проблема в том, что когда у вас на экране кипит яростный экшен, вы туда попросту не смотрите. Между тем только таким способом можно пополнять боезапас и менять оружие. У аптечек есть альтернатива в виде набора очков, но этот способ вам поможет пару раз, не более. Изначального запаса лайфбара из двенадцати полосок хватает этапа на три. Следить за всеми показателями следует заботливо, поскольку сами по себе они никак не восстанавливаются не то что между уровнями, а даже между целыми забегами. При этом есть ещё один пункт, способный вас огорчить – целая охапка лезущих под пули мирян, причём как заложников, так и прохожих зевак. Ошибиться в выборе мишени позволено не более пяти раз, из-за чего, кстати, становится совершенно бесполезной и даже опасной тяжёлая базука, задевающая кого попало осколками. Остаются два лёгких «ствола», разница между которыми, насколько я понял, лишь в звуке выстрела.

Для 1988 года игра получилась очень красочной. Картинкой такого уровня чёткости в то время не могли похвастать даже эксклюзивы от самой Nintendo. Жаль, что воспользоваться возможностями «движка» на полную катушку разработчики не особенно постарались. Террористы у них все поголовно от одного кутюрье, в зелёном свитере и с мешком на голове. Увы, ни одного иначе нарисованного злодея не встретится до самого конца пути, кроме упомянутого выше Юджина Экстрима, который по функционалу скорее мебель, чем противник. Небольшая мини-игра после второго и четвёртого этапов тоже какой-то бред. Пользуясь подсказкой сверху, вам необходимо отгадать слово, стреляя по буквам, соблюдя при этом лимит времени и допустив не более пяти ошибок. Стоило всё же оставить какое-нибудь одно ограничение. Причём ладно бы все буквы были доступны сразу, так ведь нужно ещё ждать, пока автоматический «курсор» подсветит необходимую вам группу из четырёх символов. Для полноценного паззла тут слишком многое зависит от удачи – если не повезло сходу открыть две-три правильных буквы, выиграть становится практически невозможно.

Нельзя сказать, что Freedom Force как-то особенно впечатлила публику (хотя Nintendo даже сварганила аркадную версию для своей VS. System), но и совсем незамеченной она тоже не прошла. Внимание на неё обратили, как это ни удивительно, другие разработчики. Некоторые элементы благополучно перекочевали в ставшие вскоре очень популярными видео-шутеры, такие как легендарный Mad Dog McCree, а вышедший в 1992-м кассовый суперхит Lethal Enforcers впору назвать римейком игрушки от SunSoft. Что ж, пусть хотя бы так, но своё местечко в истории она застолбила. Такое же маленькое и скромное, как она сама.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.