Приветствую вас, дорогие друзья. Сегодня я предлагаю обсудить одну интересную, как мне кажется, тему – что такое настоящий вызов для геймера, и в чём выражается этот самый «челлендж»? О нём часто упоминают на форумах, и даже в обзорах, но как определить его для себя? Наверное, каждый из нас бывал в таких ситуациях, когда либо соглашался проявлять реакцию и мастерство на максимуме, либо спокойно переходил на «Изи». Речь тут не о сложности как таковой, а о том, когда она становится мотиватором для чего-то большего, чем просто отдых с джойстиком в руках.

Сегодня уже многие основательно забыли о том, что в компьютерных играх изначально была заложена соревновательная суть. Сделать что-то лучше другого – чем не мотивация? Тем более с глазу на глаз. Когда-то я установил для самого себя личный рекорд на одной из трасс в Crash Time Racing, ещё в той, которая была для PS one. Думал, что лучше не смогу. Пришёл мой родненький племяшечка. И знаете что? Проехался быстрее. Между нами вспыхнул азарт: как только один из нас проходил трассу проворнее, второй брал в руки джойстик и шёл забирать рекорд себе. Не помню, кто показал лучший результат, но хочу верить, что это был я.

А вы слышали о парне, который играл на аркадном автомате в оригинального «Pac-Man(-а)»? Нет? Он загорелся пройти бесконечную игру на максимально допустимый результат. Не знаю, сколько у него ушло на это попыток, но он на каждом уровне получал максимальное количество очков. Увы. После одного из этапов, по-моему, 255-ого, из-за программного ограничения произошёл сбой, 256-ой уровень не запустился. Анализ проблемы показал, что этот новый уровень никогда не отобразится, следовательно, молодой человек стал первым в истории, набравшим максимальное количество очков в аркадном «Pac-Man(-е)». Некоторые пытались повторить, но не получилось больше ни у кого.

Однако что делать тем, кто хочет соревноваться с другими, но по различным причинам не может, к примеру, посидеть с друзьями на одном диване, употребляя напитки по вкусу? Сегодня решение проблемы есть. Оно пришло в жизнь игроков на седьмом поколении приставок, то есть с воцарением онлайновых технологий. Была введена такая meta-механика, как «достижения», в просторечии именуемая «ачивками», вдохновляющая людей выполнять разнообразные дополнительные активности, от прохождения сюжетных арок и накопления каких-либо вещей до сложных комбинированных испытаний. Среди геймеров сформировалось движение, участников которого именуют «трофинхантерами» (от английских слов trophy – трофей, и hunter – охотник), для которых особую ценность имеют комплексные достижения, требующие получения всех «ачивок» в игре. Такие достижения называют «платинами», поскольку за них выдают виртуальный платиновый кубок.

Самое любопытное, что какую-то более осязаемую награду обрести за свои подвиги можно нечасто. «Платина» ценна сама по себе. Изредка разработчики прикрепляют к ней небольшой приз, как динамические темы в Bloodborne, к примеру. Зато психологический эффект получается колоссальный. Многих начинает заедать неприятная мысль, что игра пройдена не полностью. Значит, рано отправлять её на полку. Простой вроде бы трюк, а работает.

К сожалению, статистика по достижениям, предоставляемая официальными сервисами, не может быть достаточной хотя бы по причине того, что их ценность определяет сам разработчик. Сложность получения «платины» в одной игре далеко не всегда эквивалентна получению оной в другой. Представьте такую картину: в боевике вы должны одолеть всех боссов, а в какой-нибудь графической новелле надо открыть все концовки, даже не читая текст. Тут нам на помощь приходят такие любительские сервисы, как stratege.ru, специально собирающие статистику с серверов Sony, Microsoft и иных мест о том, кто и как собирал свою коллекцию наград. Далее эти сервисы обрабатывают полученную информацию и выводят рейтинги, которые может увидеть любой желающий. Разумеется, чтобы попасть в них, нужно пройти регистрацию и, возможно, как-то «маякнуть», что этот «соневский» аккаунт именно ваш.

Лично мне нравится на таких сайтах смотреть не общий рейтинг, который рассчитывает ваше место по официальным критериям мастодонтов игропрома, а так называемый «хардкорный», где формулы продумывает администрация сервиса, обращая пристальное внимание на замечания пользователей. Там относительно объективно учитываются наиболее сложные «платины». Математика простая: если у «ачивок» уровень сложности ниже определённого порога, то такой «платине» в «хардкорном» рейтинге присваивается значение «нуль», то есть смысл брать количеством, а не качеством, полностью пропадает. Эти рейтинги содействуют соревновательному духу и мотивируют игроков состязаться между собой более активно, чем в тех зачётах, где считается всё подряд.

О сложных «платинах» хочется сказать ещё несколько слов. Была пять лет назад такая гоночная игрушка – Trackmania Turbo. В ней требовалось получить 50 зелёных медалей в режиме одиночной кампании и 200 золотых. Всего в режиме одиночной кампании 200 трасс, а зелёная медаль включает в себя золотую, следовательно, нужно получить 50 зелёных и 150 золотых медалей. На словах всё ясно и просто, а на деле потребуется даже выйти за рамки обычного погружения в геймплей. Чтобы всё это собрать, вам придётся запомнить и просчитать все участки трасс, научиться ездить практически без ошибок. Увы, мне этого не удалось сделать. На кого рассчитаны такие издевательски сложные «платины», не ломают ли они удовольствие от игры, делая из геймера какого-то маньяка? Вовсе нет, просто это соревнование для тех, кто к нему готов. Простому любителю лезть не стоит.

Есть другие подводные камни. Иногда дело упирается не в сложность как таковую, а в необходимость тратить слишком много времени. То есть буквально не выключать приставку сутками чтобы хоть как-то ускорить получение заветного приза. Наглядным примером служит «ачивка» My Kung Fu is Stronger из Mortal Kombat 2011 года выпуска, где одним из критериев получения являются 24 часа за каждого персонажа. Мало этого? Не беда. Тот же самый My Kung Fu is Stronger требует набить каждым персонажем 150 X-Ray, 100 Fatality, 10000 Bloodspills и 100 побед. Мои эмоции от прохождения всего этого пути были такими:

Конечно, в такой момент ты ощущаешь искреннее чувство эйфории. Как альпинист, покоривший свой Эверест. Наверное, ради этого стоит играть в видеоигры?


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Коля:

    Слишком сложно, долго и муторно. Устарел, так сказать. Сейчас всё проютубено насквозь. Хоп! и думать не надо, как тут, блин, извернуться, чтоб «достигнуть». Помню, давным-давно прошёл я дома «Боевых жаб», дендевских… Первый в районе! Дык, мне не верили. Пришлось принести из дома джойстик от Dendy Classic-2 и показать в игровом клубе. При этом видеть их выпученные глаза, слышать скрип зубов от негодования, ха-ха.

  2. Атма:

    Любопытная и хорошо раскрытая тема. Спасибо.

  3. SnV:

    Наверное, ради этого стоит играть в видеоигры?Неа, не стоит. По крайней мере, тратить такую прорву времени.