Пошаговая мясорубка с примесью скуки
О серии Gears слышали если не все, то многие поклонники видеоигр (читатели нашего журнала уж точно). К сожалению, в большинстве случаев слава эта дурная, связанная с мемом «перекаты и укрытия». Но люди знающие быстро объяснят вам, в чём заслуга «Гирзы» перед жанром тактических шутеров, да и вообще перед экшенами от третьего лица. Если вкратце, то серия показала, насколько тактика бывает ошеломляюще красивой, а принятие решений в реальном времени интереснее, чем двухчасовое планирование операции с последующим проигрышем за минуту. Некоторые авторитеты даже расскажут, что именно Gears of War серьёзно продлила жизнь Xbox 360. Не только потому, что серия надолго стала главным эксклюзивом «Майков» (положа руку на сердце, франшизу Halo ни разу не могу воспринимать всерьёз, слишком она кривая), но и потому, что после презентации технического демо первых «Шестерёнок» руководство Microsoft решило увеличить оперативную память консоли с 256 до 512 мегабайт. Уже произведённые приставки вернулись в цеха, чтобы проапгрейдиться. Поистине уникальный случай, причём мероприятие окупилось сполна. Консоль прекрасно справлялась с Alien Isolation и GTA V, Rise of the Tomb Raider и Watch Dogs на закате цикла, хотя по большому счёту это уже были тайтлы для следующего поколения. Дольше на сцене продержалась только вторая «Сонька».
Тем страннее, что именно в эпоху X360 сериал начало штормить. Нет, трилогия сорвала положенные аплодисменты. Но потом вдруг Клиффи Би сказал, что он наигрался, он устал и уходит. «Эпики» сначала скооперировались с People Can Fly и выпустили спин-офф, принятый довольно прохладно, а потом вообще бросили Gears и ушли делать Fortnite. К счастью, в Microsoft тогда ещё работали люди, понимавшие ценность выстреливших проектов, поэтому списывать «Гирзу» не торопились. Впрочем, с поиском новых отцов особенно не заморачивались, ведь у любого гиганта всегда на подхвате куча внутренних студий. Одну из таковых подрядили на создание четвёртой части, для пущей важности переименовав в The Coalition, в честь Коалиции Объединенных Государств из вселенной Gears. Ответственным поставили Рода Фергюссона, прежде занимавшего должность «смотрящего» за сериалом. Получившийся опус оценили далеко не все – вместо саранчи и кровищи какие-то роботы, да и вообще не то. А вот в пятой главе разрабы выложились на все 120%. Да, сомнительная рекламная кампания, обозначившая в качестве главного достоинства игры отсутствие в ней сцен курения. Но сама-то «пятёрочка» получилась ай какой вкусной! Полуоткрытый мир, потрясающий визуал (я долгое время топтался по снегу, наблюдая, как он приминается под ногами), великолепная история. Плюс тот самый дух «Шестерёнок», даже больше скажу – дух моей любимой Gears of War: Judgement (парадоксально, но именно она мне стала нравиться больше всего).
На фоне этого оглушительного успеха – полнейший провал в мобильном сегменте с донатной помойкой Gears Pop!. Притом что игра позиционировалась именно как творение The Coalition. У многих тогда возник вопрос: а способна ли студия Рода Фергюссона сделать ещё что-нибудь хорошее? Вопрос был очень даже к столу, потому как Фергюссон в 2020-м слинял в Blizzard, дабы бдить за серией Diablo (что-то мне подсказывает, что бдит он не очень, ну или сам уже не торт). «И что, и как?» – спрашивали тогда поклонники серии. «А вот так!» – ответила The Coalition, анонсировав новый тайтл про перекаченных мужиков и тёток, сражающихся с Саранчой. Правда, в жанре пошаговой тактики. И это гениально! У вас есть серия тактических шутеров от третьего лица с различными комбинациями укрытий и решением несложных (хотя когда как) этюдов в реальном времени, у вас есть пример удачного сочетания «гирзовой» механики, кхм, перекатов и укрытий в римейке XCOM. Мешаете одно с другим – вуаля! Хотя нет, не вуаля. Разработчики хотели максимально дистанцироваться от XCOM, в особенности от глобальной части последней, ведь Gears – это локомотив, мчащий на рельсах сюжета.
Что получилось в итоге? Погодите, сейчас разберём. Я только закончу про разработчиков, чтобы нам с вами было понятно, почему игра оказалась именно такой. Gears Tactics собирала команда Splash Damage, занимавшаяся исключительно мультиплеерными шутерами вроде Enemy Territory: Quake Wars с мизерной аудиторией, или присобачиванием PvP к той же «Гирзе». Вдруг этим вот ребятам доверяют, пускай под присмотром (когда опытный «смотрящий» свалил в закат… То есть, в метель), делать строго сингловую вещицу. Дурость? С какой стороны посмотреть. Давайте вспомним, с чем ассоциируется у вас мультиплеер? Нет, не с «танкистами» и рефлекторно дёргающейся кистью. Слово есть такое на букву «б». Гусары, я вас попрошу! Что, «бабки»? Нет, бабки в мультиплеер не играют. А теперь внимание, правильный ответ: баланс. Хороший сетевой режим – это прежде всего выверенный до мелочей баланс. В пошаговой тактике, где в принципе игрок может рассчитывать только на конкретно выданный ему в начале миссии отряд, баланс решает. Это вам не «Герои», где можно стратегией перекрывать тактику. Получается, это здорово, что Splash Damage доверили Tactics? Говорю же, не будем торопиться. Давайте уже на игру посмотрим.
Итак, действие Gears Tactics разворачивается перед основной трилогией (ага, очередной приквел), спустя год после Прорыва Саранчи. Коалиция Объединённых Государств, или КОГ, отдаёт приказ обстрелять Молотом Рассвета крупные города, пострадавшие от нашествия монстров. Как будто этого мало, КОГ посылает вдогонку отряды зачистки, чтобы уж наверняка добить уцелевшую Саранчу. Одним из таких отрядов командует наш протагонист Габриэль Диаз – если кто не в курсе, папаня главной героини пятой части. Насмотревшись всякого, Диаз решает временно отойти от дел и заняться ремонтом автомобилей. Ну а что, тоже дело. Но долго прохлаждаться парню не дают – на пороге появляется некий Сид Редберн, усатый дядька, блестяще сыгранный Никитой Михалковым (говорят, представители Microsoft обещали выдать ему гонорар царскими рублями). Редберн заявляет, что у него приказ забрать из чёрного-чёрного сейфа в чёрном-чёрном городе чёрные-чёрные секретные документы. А Диаз тут ближе всех, так что пошли. «Сам пошёл!» – огрызается Диаз. «А я тебе скажу пароль от склада «АвтоВАЗовских» запчастей» – соблазняет гость. Гейб сдаётся. Начинается длительное путешествие, в котором предстоит узнать шокирующую правду о Саранче и победить очередного её лидера. Даже не лидера, а так – докторишку. Наверное, это одна из главных проблем – босс вообще не впечатляет, сколько бы времени ни заняла битва с ним. Вспомните Раама из первой Gears of War. Насколько он был харизматичен, настолько же Укон из Gears Tactics невыразителен. Обычный злодей из комиксов; мне кажется, такая вселенная заслуживает большего.
Казалось бы, зачем ковырять тактическую стратегию за сюжет? Здесь же главное – геймплей (в случае с GT – ГЕЙБплей). Внезапно оказывается, что в данном случае всё по-другому. Это именно сюжетно-ориентированная игра, а не «вот тебе меч, вот тебе мир, развлекайся», как в тех же «Героях». Даже XCOM, с которым в лоб сравнивает пресса, немного про другое. Там весь кайф в набивании случайных миссий ради изучения технологий пришельцев, чтобы к концу раскидывать этих самых лунатиков как щенков. Здесь же нет технологий (примочки к оружию вроде прикладов, прицелов и брелоков таковыми не считаются), нет учёных и технарей, хотя бы случайных миссий – и то нет. Вернее как – есть необязательные задания, но их мало, а единственный стимул их проходить заключается в лутбоксах. Можно ещё получать очки «прокачки», открывающие новые навыки. Настолько бедно в плане плюшек за одоление сайд-квестов не смотрелась даже UFO Aftermath, 2003 года выпуска.
Сами миссии можно поделить на четыре типа: спасти бойцов из пыточных камер, перебить всех гадов на карте, собрать сундуки на карте, в то время как сзади движется волна воздушного удара, и босс-файты. Три босс-файта, если точнее. То есть остальные десятка четыре миссий укладываются в оставшиеся три типа. Звучит как-то… Однообразно, да? Но ведь в основной серии мы с вами вообще просто шли вперёд по чекпоинтам и разбивали головы Саранче. Правда, там были динамика и драйв, спецеффэкты, скриптовые сцены, колкие диалоги. К пошаговой тактике такое прикрутить сложно. Ладно, постановка всё же имеется, но только для сюжетных заданий – едва привыкаешь к хорошему, как начинается «факультатив», ближе к финалу основательно убаюкивающий. Зато хотя бы с графикой полный порядок. Картинка яркая и сочная: взрывы, дождь, снег, модели персонажей – UE4 всё ещё радует глаз. А уж если сравнивать с другой недавней тактикой на том же «движке», Aliens Dark Descent, так вообще шик и блеск. Проблема в том, что разработчики не используют визуал на полную катушку, как это было в основной серии. Локации практически всё время одни и те же. Окружение какое-то серенькое. Проблески случаются, опять же, во время сюжетных миссий и роликов, но на пятнадцать-двадцать часов геймплея (с учётом перезапусков) этого крайне мало.
Проблема на самом деле тут простая. Помните, я говорил о том, что разрабы-мультиплеерщики – это не только благо, но и ворох проблем? Так вот, в сетевых шутерах намеренно делают серые уровни, чтобы не отвлекать игроков от процесса истребления друг друга. Там это нормально, там вся мякотка в поножовщине и огнестрельщине между живыми игроками, но тут-то сингл! Второй момент касаемо сетевых игр – там нельзя сохраняться. Потому что как вы это себе представляете, если мы говорим не о коопе? Так вот – в Gears Tactics тоже нельзя сохраняться. В пошаговой, напоминаю, тактике, где обычно каждая миссия смакуется, а отдельные ценители переигрывают каждый ход по десять раз, чтобы получить максимальный результат. Я как раз отношу себя к таким ценителям, поэтому мне не очень-то нравится проскакивать уровни на скорости локомотива, чтобы игра наконец сохранилась и можно было спокойно пойти спать. Отсылки к консольным корням проекта нелепы, проблемы с сохранениями на приставках были знаете когда? Когда я в школу ходил, а Ленин был кучерявым. Поколений четыре-пять назад разработчику действительно была доступна либо карта памяти на пару мегабайт (это если «Плойка»), либо схема на картридже с батарейкой (это если «Сега»). А вот начиная с Xbox в консолях появились жёсткие диски и вместительные флешки. И?
В этом месте я должен признаться, что этот материал очень сильно задержался. Я хотел сделать его пару-тройку месяцев назад, как раз когда прошёл второй акт игры, то есть когда она была завершена на 2/3. Но потом в силу определённых причин отложил написание обзора, а за это время успел пройти Gears 5 и увидеть, какой может быть современная Gears. Только после этого я завершил Gears Tactics. Контраст впечатлений удручающий, тем более что финальная треть с босс-файтом на пару часов как раз самая неудачная. В итоге получается очень любопытно. Я играл параллельно в Gears Tactics и XCOM 2. Ситуация там диаметрально противоположная. Первая сначала поражает роликами, затравкой на увлекательную историю и интересных персонажей, вторая же вообще никак не впечатляет. Но вот потом, после нескольких часов, XCOM 2, как это сейчас модно говорить, раскрывается, а Gears Tactics, наоборот, закрывается. Тут смотря, что важнее для вас – весело начать или эпично закончить. Но главное – оценивайте всё, что вас окружает, с холодной головой. Полезно, знаете ли. Всех благ!
Автор:
Вадик Тимошин
Люблю обзоры с такими историческими справками, спасибо.
X-COM 2, к слову, неплохая игра, но на одно прохождение. 400 часов в стиме с ней я провел благодаря отличной модификации Long War 2, чего и всем желаю.