Трудности перевода
В подавляющем большинстве случаев настольные игры переносятся в цифровой формат с определёнными потерями. Например, видеоигровые ипостаси Warhammer почти всегда опираются лишь на место действия, правила разработчики придумывают сами. «Подземелья и Драконы» обычно сохраняют свои механики, но сюжетная часть домысливается. На память в качестве исключения приходит разве что Pathfinder, который студия Owlcat перетащила на компьютеры вместе с официальной кампанией. В нашем сегодняшнем случае издательство Twin Sails Interactive обрисовало свою задачу ещё в начале работы над проектом: полностью перенести в видеоигровую форму известную в узких кругах настолку Gloomhaven. Никакой отсебятины – цифровая «Мрачная Гавань» должна максимально походить на первоисточник. Нужно сказать, что запрос на подобную адаптацию вполне оправдан. С ней больше не нужно тратить длительное время на подготовку поля и фигурок, за нас всё это делает приставка. Да и выцепить троих друзей гораздо проще в онлайне, где каждый вовлечётся в процесс из собственного дома; пытаться организовать сходку в реальности значительно сложнее. В общем, все задатки для нишевого хита.
Какой-то особенной сюжетной подоплёки здесь нет. Есть город Мрачная Гавань, внутри и вокруг которого постоянно происходят неприятные события: то разбойники распоясываются, то культисты призывают древних демонов, то сама природа пачками штампует враждебных элементалей. В населённом пункте собралось полчище искателей приключений, которых мы нанимаем для устранения опасностей – такова бесхитростная завязка. Предусмотрено два игровых режима, Guildmaster и Campaign. Первый придуман разработчиками цифровой версии, в оригинале его нет, представляет собой обычную зачистку подземелий. Последовательно проходим уровни, улучшаем подопечных с помощью опыта и золота, выбиваем достижения для открытия новых предметов и солдат. Если не пожалеть время на полное прохождение, то дадут порулить всеми персонажами и подраться со всеми видами врагов.
Кампания является переносом сценария настолки, в ней свои правила. Не на все этапы нас пустят при первом забеге – прохождение некоторых закрывает доступ к другим. Хорошо хоть в уже исследованные локации дают вернуться, если хочется «прокачаться». У каждого из наших бойцов имеется личный квест, по исполнении которого он навсегда покидает отряд, прихватив с собой личную экипировку и деньги. Нанять замену в том же классе позволяется без каких-либо ограничений, но то будет безусый новичок – естественно, более слабый, чем ушедший ветеран. Формально подобные задания можно не выполнять, просто игнорируя их условия, но тогда награды в виде дополнительных миссий и новых классов не видать. Приходится всё же отправлять воинов на заслуженный покой. Из-за этой особенности для длительного однопользовательского прохождения предпочтительнее Guildmaster – хотя он длиннее, персонажи там от нас не убегают. Campaign лучше подходит для мультиплеера как раз из-за ограниченного хронометража.
Уровни состоят из нескольких комнат, поделённых на шестиугольники. От двух до четырёх наёмников зачищают площадь от неприятелей, хотя бывают миссии с альтернативными заданиями. У героев есть колода карт, каждая имеет верхний и нижний эффект. Перед ходом выбираем две карты, которые будем использовать, причём если задействовать нижнюю способность у одной (обычно движение), то у второй останется только верхнее действие (обычно атака). Система требует некоторого времени на привыкание, однако спустя пару часов любой игрок её освоит. А вот на обучение эффективному применению персонажей уйдёт гораздо больше. Последних аж семнадцать штук, причём каждый из них чем-то уникален, ни один не повторяет предназначение другого. Даже простейшие бойцы владеют хитрыми уловками, солдатики посложнее способны творить необъяснимые вещи. Разумеется, есть «сладкие парочки», работающие друг с другом лучше, чем с кем-либо. Это нужно иметь в виду, ведь сложность весьма высока, даже если правильно понимать все механики.
Врагов довольно много, они больно бьют, к тому же для каждой атаки вытягивается модификатор – отрицательный либо положительный. Обидно, когда норовишь ударить гада с тремя очками здоровья приёмом, снимающим те же три балла, но получаешь модификатор -1, а противник не только выживает, но и контратакует с модификатором х2. Сложность увеличивает также тот факт, что каждое задание нужно выполнить за определённое количество ходов. Карт у нас не так много. Хотя их можно пересдавать, при определённых условиях (в том числе неизбежных) они «сгорают», то есть становятся недоступными в текущей миссии. Когда у наёмника заканчиваются игровые ходы, он выбывает до конца сражения вне зависимости от оставшихся ХП. Поэтому требуется действовать быстро, но не всегда получается, если госпожа удача сегодня не на нашей стороне. Высокая сложность, как это нередко случается, привлекает хардкорных геймеров, наградой за прохождение непростых этапов служит сладкое ощущение гордости за себя и боевых товарищей.
Помимо оппонентов неприятности доставляет интерфейс. Практически каждое действие нужно не только обозначить, но и подтвердить. Учитывая, что за ход одним героем совершается с десяток телодвижений, такая архаичная дотошность начинает быстро досаждать. Но даже при этом в определённых ситуациях игра всё равно способна неверно трактовать намерения геймера! К счастью, в меню предусмотрена кнопка «Restart round», позволяющая без негативных последствий переиграть текущий ход. Да и в случае проигрыша сценарии перезапускаются сколько угодно раз, равно как после удачного прохождения, если понадобится опыт. Главная проблема электронной Gloomhaven – малорабочий сетевой код. Рассинхронизации, подвисания, разрывы соединений. Для проекта, делающего ставку на мультиплеер, непростительные оплошности. На однопользовательский режим описанное никак не распространяется, но если решили погонять именно в компании друзей, то стоит задуматься о целесообразности приобретения.
Цифровая «Мрачная Гавань» не избалована высоким бюджетом, но выглядит вполне пристойно. Трёхмерные модельки опрятны, с хорошим уровнем детализации. Задники и спецэффекты тоже отвращения не вызывают, сделано простенько, но со вкусом. Примечательно, что авторы добавили с полдесятка фэнтезийных рас, причём не опостылевших эльфов да орков, а любопытно выглядящих созданий. Завывания струнных инструментов, доносящиеся из динамиков на протяжении миссий, радуют не очень сильно, да и голосами наши солдатики обделены. Зато текстовые подводки озвучены опытным чтецом. Солидный мужчина, исполняющий роль повелителя подземелий, помогает создавать домашнюю атмосферу, будто сидишь с ним за одни столом. Казалось бы, совсем небольшая деталь, а всё равно приятно.
За прошедшее с релиза время авторы сваяли парочку дополнений. Аддон Jaws of the Lion получился даже лучше, чем в оригинальном формате, ибо на столе эту мини-кампанию можно было проходить только созданной для неё четвёркой классов. В консольном варианте позволено использовать новобранцев в обоих основных режимах, а изначальных героев перетаскивать в новую цепочку уровней. Однозначный успех. Но нужно учитывать, что для совместного прохождения в мультиплеере дополнение требуется устанавливать всем участникам. С Solo scenarios mercenary challenges дела обстоят не так гладко. Как понятно из названия, это индивидуальные миссии для героев. Проблема в том, что сложность в них просто зашкаливает. Даже высокоуровневым, одетым в полное обмундирование персонажам придётся несладко. Чтобы победить, надо знать, какие именно сюрпризы содержит уровень, то есть потратить пяток-другой попыток на прохождение. Такой подход мало кому придётся по вкусу. Наградой за успешное завершение выступают уникальные предметы, но, ей-богу, лучше поберечь нервные клетки.
Разработчики добились своей первоначальной цели – точного переноса настолки в цифровой формат. Сама по себе «Мрачная Гавань» игра занимательная, приобщение к ней ещё большего числа народа не может не радовать. Но следует помнить, что с многопользовательским режимом связаны серьёзные технические проблемы. Невозможность комфортно залипнуть с друзьями – основательный повод задуматься о чём-то другом. К сожалению, двух лет на устранение недочётов парням из Twin Sails не хватило.
Автор:
Grimalkin