Вернулся, чтобы править

Перезапуск одного из ключевых сериалов платформ семейства PlayStation прошёл на удивление гладко. Брутальный кумир молодёжи конца нулевых не только безболезненно сменил прописку с греческой на скандинавскую, но также нащупал правильную жанровую нишу, научился общаться с окружающими и жить ради чего-то, кроме слепой мести, в результате не только порадовал своим возвращением поредевшую толпу прежних фанатов, но и привлёк внимание современных геймеров. Об успехах красноречивее всего говорят сухие цифры – оценки не ниже 9/10 в прессе и тираж более двадцати миллионов проданных копий (с учётом довольно-таки неожиданного решения издательства начать «портировать» свои эксклюзивы на ПК). В том, что продолжение этой истории появится обязательно, сомнений не было ни у кого, благо открытая концовка God of War (2018) кричала о будущем сиквеле. Но судьба его складывалась не так-то просто. Ковидная эпопея задержала релиз на целый год, а технические сложности с запуском некстгена убедили руководство Sony в том, что пока придётся делать ставку на обладателей консолей предыдущего поколения, поэтому на свет также появилась ранее не планировавшаяся версия для PS4. Так или иначе, в ноябре 2022-го игра всё-таки вышла.

 

Навстречу Рагнарёку

Вкратце напомним о событиях предыдущей части. Натворивший кровавых дел в родной Греции, могучий Кратос (полубог по происхождению) эмигрировал на север, где попытался завести новую семью и уйти на покой. Однако возлюбленная скоропостижно скончалась несколько лет спустя, оставив на попечение спартанца малолетнего сына Атрея, знавшего отца понаслышке – под одной крышей они прежде не жили, познакомившись буквально на похоронах. Горе воссоединило разлучённых сородичей, вместе они отправились на вершину горы, дабы там развеять прах матери Атрея согласно её воле. Но не всё так просто. Северные земли населяют свои боги и чудовища, с которыми пришлось сражаться изрядно постаревшему воителю. Между делом от руки нашего героя погибли сыновья Тора, а также бог весны и света Бальдур, безвременная кончина которого означает наступление трёхлетней зимы и венчающего её конца света – Рагнарёка, представляющего собой грандиозное сражение между богами, великанами и хтоническими чудовищами. На слух вполне привычное для поклонников серии вульгарное переиначивание древней мифологии, с одним важным отличием – Кратоса из деревянного чурбана сценаристы наконец-то превратили в полноценного персонажа с понятной мотивацией и глубиной характера, чего явственно не хватало ранее.

Три года зимы позади, Рагнарёк близится, Атрей заметно подрос и окреп. Паренёк втайне от отца пытается узнать некую тайну своего происхождения, поскольку ещё в финале первого приключения выяснил, что его настоящим именем должно было стать Локи. Поиски бога войны Тюра приводят семейство к прямому столкновению с Одином, местным начальником всех богов. Маманя безвременно почившего Бальдура, ведьма Фрейя, тоже периодически напоминает о себе попытками поквитаться за кровинушку. Сиквел богат широким перечнем действующих лиц, неожиданных поворотов и сюжетных сцен, кинематографичность изрядно потеснила экшеновую составляющую, тенденция к чему просматривалась ещё в прошлой главе. Впрочем, любую попытку наполнить тайтл глубокомысленным содержанием я лично готов радостно приветствовать. Старый God of War был слишком примитивен в плане подачи и откровенно заточен на подростковую аудиторию, в новую дилогию не зазорно играть человеку за тридцать, в некоторых драматичных ситуациях сопоставляя поведение главгероя со своим жизненным опытом. Заложенный в первую часть потенциал удалось развить и довести историю до закономерной, умеренно эпичной и логически обоснованной развязки.

 

Скандинавское рубилово

Как бы там ни было с сюжетом, God of War всё ещё брутальный адреналиновый слэшер. Структура прохождения толком не поменялась – Кратосу и его отпрыску необходимо путешествовать по мирам и выполнять сюжетные задания, время от времени возвращаясь в место обитания братьев-гномов, кующих новую броню и прочие прибамбасы из собранных вами материалов. Линейность никуда не делась, однако стало больше локаций с дополнительными квестами, на которые стоит отвлекаться ради пополнения багажа ресурсами. Атрей повзрослел настолько, что заслужил несколько сольных эпизодов без папашкиного надзора. Для него также предусмотрено отдельное древо «прокачки» навыков и амуниции, плюс своя шкала экспы. В геймплее по-прежнему много QTE-роликов, требующих хорошо развитых рефлексов. Точнее, даже не отдельных моментов, а интерактивных кат-сцен, происходящих в движении – с одной из них игра, собственно говоря, начинается, когда герои удирают на волчьей упряжке от разгневанной Фрейи. Стоит отдать должное отменной режиссуре – хотя понятно, что работает это всё на примитивных скриптах, ощущения притянутости за уши ни разу не возникает.

Боевая система по сравнению с прошлой частью тоже изменилась мало, не считая одного важного нюанса – два основных оружия (топор-бумеранг и палаши на цепочке) доступны изначально. Оба при этом обладают магическими свойствами, необходимыми для решения разнообразных загадок: тесак привязан к стихии льда, а Клинки Хаоса – к огненной. Однако список двумя наименованиями не исчерпывается, примерно в середине пути к арсеналу добавляется копьё, существенно расширяющее без того грозный потенциал Кратоса. К каждому из трёх орудий труда прилагается набор спецприёмов, именуемых «руническими атаками», которые, разумеется, сперва нужно открыть. Хорошей подмогой служит шкала ярости, позволяющая в течение нескольких секунд бешено молотить кулаками хоть толпу рядовых оппонентов, хоть очередного могучего босса. Накапливается она достаточно быстро, поэтому смысла её специально беречь для какого-то случая нет – пригодится в любой схватке, тем более что сложность осталась высокой, получить тумаков можно даже от обычных разбойников. Грамотно уходить от неблокируемых атак помогают дэши и стрейфы.

Атрей поначалу находится рядом с отцом, как в первой части, но чем дальше, тем чаще им приходится проводить время порознь, а то и в компании других напарников. В каких-то ситуациях новые партнёры обременительны, в иных случаях, наоборот, представляют собой более грозную силу. Сам по себе наследник спартанца вполне боеспособен. Да, у него скромнее запас здоровья, нет такой пробивной мощи и шкалы ярости, зато он на порядок шустрее, а в качестве суперсилы у него проявляется умение обращаться на несколько секунд в дикого зверя. Расстреливать оппонентов издалека не всегда возможно, в некоторых ситуациях приходится использовать лук в ближнем бою вместо дубинки, благо он такую нагрузку выдерживает безболезненно. Стилистика игры за каждого из персонажей сильно различается: Кратос может позволить себе «танковать», переть напролом и давить агрессией, парируя атаки врагов щитом, тогда как Атрею необходимо больше пространства и движения, нажимать на кнопки придётся чаще. Благодаря такому «разделению обязанностей» геймплей получился разнообразнее, чем в предыдущей части, хотя никаких радикальных изменений на самом деле не произошло.

 

Уходящая натура

Задерживаться на технических моментах особого смысла нет – превосходное качество картинки легко оценить по скринам и видеороликам в сети. Причём в версии для PS4 оно ненамного хуже, разве что фреймрейт проседает более ощутимо в динамичных сценах. Отдельного внимания заслуживает усложнившаяся архитектура декораций – они ещё в первой игре были внушительными, а теперь бурно разрослись в вертикальной плоскости, стали многоярусными, подчас требующими тщательного изучения чтобы достать очередной сундук с лутом. Анимация не вызывает абсолютно никаких нареканий, отыгрыш сюжетных сцен поставлен на уровне полнометражного фильма – было бы странно ожидать от Sony чего-то иного в главном проекте пятилетки. Всё дорого и помпезно, как мы привыкли. Озвучка сделана на ура как в оригинале, так и в русскоязычном варианте, который, правда, достался не всем желающим – на дисках переведённым оказался только письменный текст. Что поделать, очередная отрыжка идиотской «санкционной политики» японского издательства, которое и уйти полностью не может, поскольку жалко бросать освоенный рынок, и официально остаться стесняется, ибо живущей в американской оккупации Японии своего мнения по глобальным вопросам иметь не положено. Сама озвучка при этом прекрасно существует, раздобыть её можно путём определённых манипуляций с аккаунтами в PS Store.

Что касается претензий некоторых утончённых критиков а-ля «нам всучили DLC к игре 2018 года, а не полноценную новую главу God of War», хочется послать их подальше, потому что рассуждать так может только зажравшийся идиот. Сиквел вовсе не обязан быть чем-то радикально новым, тем более когда дилогия изначально задумана как единое целое в плане сеттинга и сюжета – здесь куда как важнее сохранить общие принципы строения виртуального мира, эволюционным путём дополнить геймплей, устранить откровенные ошибки и недочёты. С этими задачами разработчики справились блестяще, Ragnarok – совершенно естественное развитие идей предыдущей части, полномасштабное раскрытие её концепции. Если смотреть на ситуацию более широко, то God of War вообще один из немногих суперхитов, оправдывающих существование консолей девятого поколения. Представитель вымирающей породы высокобюджетных эксклюзивов с дорогущей графикой и топовой работой сценаристов. Много ли релизов такого уровня ожидает нас впереди? Актуальные тенденции в мировой экономике больно бьют в том числе по игровой индустрии, окупать столь грандиозные шедевры вскоре станет невозможно – а значит, однажды они попросту исчезнут. Наслаждайтесь, пока есть шанс.

По моему нескромному мнению, именно God of War: Ragnarok заслуживает титул лучшей игры 2022 года, а не очередной клонированный «соулслайк», как посчитали учредители соответствующей премии на The Game Awards. Авторы вложили в произведение не только солидные средства издателя, но также свой огромный опыт и мастерство, вылившиеся в твёрдое понимание, как должен выглядеть и работать топовый суперхит. Претензии по поводу вторичности в данном случае нелепы, а мелкие придирки тем более несостоятельны, поскольку они не влияют ни на восприятие, ни на впечатление. Бог войны вернулся, чтобы править и задавать тренды индустрии развлечений. Лишь бы она не рухнула под давлением иных обстоятельств.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Neon Knight, превосходная статья. Спасибо. Понимаю, что такой комментарий без аргументации не имеет особой ценности, но оставить такую статью без комментария с благодарностью в адрес автора просто не могу.