Не так много игровых сериалов, успешно начинавшихся в эпоху PlayStation 2, сумели дожить до наших дней. Незыблемой твердыней на общем фоне выглядит отметивший пару месяцев назад двадцатилетний юбилей God of War. Казалось бы, перспективных идей в нём совсем мало – всего лишь очередной слэшер, не самый лучший на фоне куда более ураганного Devil May Cry. Но авторы упорно гнули свою линию, делая ставку на зашкаливающую брутальность, а когда пришла пора вносить радикальные изменения в концепцию, без каких-либо сожалений поменяли сеттинг, запустив новый жизненный цикл серии. Да так удачно, словно спартанский воин всегда бороздил скандинавские просторы. Получился настоящий феномен масштабов всей индустрии.

Оригинального God of War в том виде, в каком мы его знаем, могло попросту не быть, тут дело исключительно случая. Его создатель – в прошлом знаменитый разработчик, а ныне седовласый видеоблогер Дэвид Яффе, набрёл на задумку благодаря книжке про античную мифологию, попавшуюся в руки по дороге в Японию. Лететь было очень долго, а спать не хотелось. Как результат – изрисованная карандашом брошюра, из которой девелопер выделял целые куски сюжетов и описаний различных чудовищ. Ещё одна счастливая случайность – попадание в Santa Monica Studio, к которой Дэвид никакого отношения не имел. Так уж получилось, что отца-основателя Twisted Metal попросили помочь молодым коллегам с другим гоночным проектом, ныне давно уже забытой Kinetica. Вышло настолько толково, что восхищённые продюсеры уговорили остаться под обещание выделить бюджет на хит по собственному усмотрению. Так в недрах калифорнийской студии в 2002-м зародилась Dark Odyssey, три года спустя представшая перед публикой под именем «Бога Войны».

Дальше был фурор. Слава. Деньги. Оценка 94/100 на «Метакритике». Антураж древнегреческих мифов оказался идеально подходящей сценой для кровавого спектакля в исполнении харизматичного отморозка Кратоса – бывшего спартанского военачальника, сначала служившего богу войны Аресу, затем восставшего против него. Арес подстроил, чтобы Кратос своими руками убил собственную семью – жену и маленькую дочь. Ему казалось, что так его подопечный избавится от оков человечности и превратится в совершенную машину для убийств. По большому счёту, он был прав, только простить своего повелителя за содеянное спартанец не смог. Самого себя тоже. Игра удивительно сочетает вполне современную драматургию с первозданной эстетикой античной мифологии, не в том её стерильном варианте, что содержится в детских книжках, а изначальном, где правит бал жестокость и алчность, где нет чёткой границы между добром и злом. Древние не были избалованы гуманистическими идейками, в их мире побеждали сила, хитрость, ловкость, целеустремлённость.

За первой частью, разумеется, последовал сиквел, но уже без Дэвида Яффе. Вложив всю душу в своё детище, он просто не понимал, как его развивать. Благо нашлись другие люди – начиная со второй главы ответственность за сериал взял на себя Кори Барлог, дизайнер и аниматор оригинальной God of War. Продолжение стало ещё брутальнее, ещё масштабнее, сохранив при этом все ключевые особенности геймплея. Кратос всё так же без устали орудует фирменными клинками на цепочках и любым дополнительным оружием, всё так же кастует магические заклинания, а боссов кинематографично приканчивает посредством заботливо расставленных QTE-эпизодов. Симфония убийственного насилия, фонтаны крови и разорванные на куски оппоненты – геймеры вновь получили то, чего хотели, даже на пару чайных ложек больше, ведь наш герой ближе к развязке узнаёт, что он сам незаконный сын Зевса. Чем не повод снести к чёртовой матери весь Олимп? Тем более после того, как папашка выстрелил в спину. Месть выходит на принципиально иной уровень, но её увидят уже владельцы PlayStation 3 в завершающем трилогию эпизоде.

Впрочем, не так быстро, сначала щедрая порция приквелов. Ведь надо же узнать, как именно Кратос разругался с Аресом, прежде чем победил его и занял трон бога войны. Какие поручения Зевса и компании выполнял на просторах Эллады. Как скатался в гости к Посейдону, а заодно посетил Атлантиду. Всё это есть в двух главах, выходивших сначала эксклюзивно на PlayStation Portable, а затем переизданных вместе с первыми двумя частями на PlayStation 3. А вот чего там нет, так это хоть чего-нибудь принципиально нового. Справедливости ради, вторая номерная глава тоже была практически полной копией первой, но от прямого продолжения откровений всё же не ждёшь – главное, чтобы почистили лишнее да графоний подкрутили до соответствующего уровня. У создателей предисловий и побочных историй руки не так сильно связаны, но они предпочли идти проторенным путём. Поэтому можно с некоторым сожалением сказать, что у кого PSP не было, тот ничего особенного не пропустил.

Долго ли, коротко ли, но пришёл его величество God of War III – апофеоз всей древнегреческой эпопеи. Платформа нового поколения подарила серии невиданный прежде размах. Шутка ли, ведь врагами Кратоса теперь стали не только боги, но и титаны, не помещающиеся в экран. Лупить их, правда, всё равно нужно по старинке – обычными атаками, магией или QTE. Ожидавших чего-то вроде Shadow of the Colossus жестоко обломали. Всем остальным подарили пускай опрятный, но устаревший слэшер старой школы. Таким же архаичным ощущался последний приквел, God of War: Ascension, вышедший три года спустя. Если третья часть всё же воспринималась как завершение истории, популярность коей была обеспечена заранее, то припозднившееся «Восхождение» не спас от критики даже весьма интересный онлайновый мультиплеер. Сериал выдохся полностью, ему требовалось тотальное переосмысление, новые подходы к изложению и геймплею. Как ни удивительно, задачу выполнили те же самые люди – Кори Барлог встал у руля перезапуска в 2018 году.

Тут снова помог случай. Команда настаивала на том, что после практически поголовного уничтожения греческого пантеона надо двигаться в сторону Египта – он географически рядом, переезд туда логичен, а уж всяких анубисов для истребления там целая толпа. Но Барлог недавно впервые стал отцом, его тревожили куда более глобальные помыслы. Ему хотелось не просто поменять декорации, а пересобрать заново образ Кратоса. Признаться по правде, спартанский дуболом с примитивной мотивацией многим надоел – вся глубина осталась в первоначальной завязке, дальше только месть и ничего кроме мести. Скандинавская мифология оказалась куда более благодатной почвой для раскрытия темы отношений между родителями и детьми. Малолетний сын появился в том числе у самого эмигранта, вокруг его отношений с отцом построена вся интрига. У местных богов тоже сложные связи с отпрысками, в сиквеле с эпическим подзаголовком Ragnarök 2022 года выпуска великая битва тесно переплетается с семейными драмами. Публика оценила – суммарный тираж дилогии пробил отметку в 40 миллионов проданных копий, что уже сейчас больше всего греческого цикла.

Нет никаких оснований полагать, будто в Sony решат отправить на покой столь прибыльный брэнд. Хотя на данную минуту отсутствует какая-либо информация о следующих приключениях Кратоса, об уходе на покой не может быть речи. Один из самых узнаваемых героев всей игровой индустрии ещё не раз сожмёт в могучих кулаках боевые клинки, порубит на фарш сотни врагов и десятки гигантских боссов. А будет ли это ещё один эпизод скандинавских приключений, или разработчики попробуют на зуб что-нибудь неожиданное – пока интрига. Ведь сколько вокруг непознанных легенд… Ну а в ожидании анонсов новых выпусков God of War не грех пробежаться по классическим, благодаря фундаменту которых сериал не просто дожил до наших дней, а переродился в одну из самых востребованных франшиз современности. С юбилеем!


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    А как же «God of War: Betrayal»? Не заметил никакого упоминания о ней. :*(