Криминальный менеджер

Идея создать видеоигру по мотивам первой части легендарной гангстерской драмы «Крёстный Отец» поначалу казалась чудаковатой. Слишком много утекло воды со времён триумфального шествия по кинотеатрам шедевра Фрэнсиса Форда Копполы, слишком дерзкой выглядела мысль разбавить оригинальный сюжет отсебятиной молодых сценаристов. Тем не менее, вышедшая весной 2006 года The Godfather получила достаточно лестные отзывы со стороны профильной прессы, да и поклонники первоисточника не обнаружили никаких смертных грехов. Авторы проекта действовали аккуратно, собрав в пучок традиционные элементы GTA-клонов и сосредоточив предельное внимание на проработке внешних параметров. Игра получилась красивой, жестокой и лишённой глубокого смысла. Вплетённый в мифологию герой, Альдо Трапани, всё время шёл параллельным курсом с фильмом, пересекаясь с ключевыми персонажами в оставшихся за кадром моментах. Под покровительством семьи Корлеоне он основал собственный мафиозный клан на территории Нью-Йорка. Идеальный «хэппи-энд», но что же дальше?

Завязка истории The Godfather II переносит нас на десяток лет вперёд, если быть более точным – в 1959 год. Альдо успел как следует насладиться плодами своих побед и собрал вокруг себя способных ребят с большими амбициями. Но пути господни неисповедимы. Когда лидеры клана Корлеоне отправились на Кубу договариваться с другими семьями о разделе сфер влияния, Альдо не мог не быть рядом. Однако на острове шумную итальянскую камарилью встретила революция. Что поделать, даже такие респектабельные сеньоры – лишь пешки на шахматной доске истории. Майкл Корлеоне кое-как выпутался из этой передряги и вернулся домой невредимым, а вот невезучий Трапани остался вечным гостем опалённой кубинской земли. Свято место пусто не бывает – продолжить дело босса с благословения Крёстного Отца готов один из верных помощников Альдо по имени Доминик, мечтающий взобраться на вершину пирамиды криминального мира. Долгие годы он был предан семье, выполнял грязную работу и ни разу не дал повода усомниться в своей лояльности. Семья отплатила ему доверием и возможностью основать собственный клан. Впереди много рутины. Соперники не побрезговали воспользоваться трагедией в стане конкурентов и затеяли передел территории не дожидаясь возвращения бывших хозяев, получивших крепкий пинок от Фиделя и компании.

Сценарий построен по знакомому принципу – события развиваются параллельно действию второго фильма. По-прежнему на экране мелькают знакомые персонажи, всё так же раздающие привычные поручения из серии грабежи / убийства / вымогательства; выглядит большинство из них соответственно своим кинопрототипам (увы, получить разрешение на использование образа Аль Пачино продюсеры не смогли). Том Хэген вовсе становится ближайшим советником нового босса. Кардинально изменились масштабы действия. Наши интересы охватывают не только Нью-Йорк, превратившийся в настоящий мегаполис, но и всё побережье Флориды, включая Майами, а также небольшой кусочек свободной Кубы. Геймплей тоже разросся вширь. К знакомой базе GTA-клона, включающей в себя стрельбу, драки и погони, добавился целый ворох элементов стратегического планирования. Впрочем, всё новое – хорошо забытое старое. В середине девяностых годов прошлого столетия одним из самых удачных проектов Electronic Arts считался Syndicate. Своеобразная помесь боевика и экономической стратегии в антураже киберпанка – эта вещица во многом опередила свою эпоху, хотя была признана современниками. The Godfather II – попытка вернуться к концепции оригинального «Синдиката», которая не до конца раскрыла свой потенциал из-за технической ограниченности компьютеров и приставок тридцатилетней давности.

Теперь вы – самый настоящий босс мафии. Согласитесь, было немного странно, когда Альдо Трапани, став известным и уважаемым в определённых кругах человеком, продолжал гарцевать по злачным местам и подворотням с автоматом Томпсона наперевес. Чёрная работа существует для молодых горячих парней, ищущих своё место в криминальном мире. Именно их Доминик начинает потихоньку принимать в свой клан, когда его собственные показатели респектабельности поднимаются до определённого уровня. Вступительную часть, где наш герой сражается в гордом одиночестве, можно считать своеобразной прелюдией перед полноценным вживанием в новую роль. Каждый принятый на службу боец в определённой степени универсален, но в то же время обладает ярко выраженной специальностью, в рамках которой его способности раскрываются наиболее полно. Мастер подрывного дела намного лучше обращается с динамитом, чем с любым огнестрельным оружием, инженер разбирается в тонкостях нейтрализации охранных систем, медик быстро и эффективно залечивает раны (как свои, так и товарищей). Формирование отряда для конкретной миссии зависит от вас – как босс вы сами решаете, кого, куда и зачем посылать. Если вы считаете, что медвежатник лучше подрывника справится с устранением вражеской машины, то эта глупость и её последствия целиком останутся на вашей совести. Если же подчинённым вы вовсе не доверяете, то можете по старинке делать всё сами, вопреки высокому статусу дона.

Экономическая составляющая тоже присутствует в полный рост. Режим «Don’s view» – своеобразная объёмная карта местности, где отмечены все коммерчески привлекательные точки, обозначены их владельцы и принадлежность к одной из конкурирующих семей. Более того, приложив усилия в дополнительных квестах можно добыть информацию об охране заведения и о характере его хозяина, что немало способствует в определении тактики. Если владелец казино богат и небеспечен, то не остаётся ничего иного, как меряться силами с его подручными. Зато если содержатель наркопритона скуп и мало платит охранникам, те с удовольствием сдадут прижимистого патрона за скромное вознаграждение. Так шаг за шагом Нью-Йорк с окрестностями перекрашивается в ваши цвета и пополняет вашу казну, вплоть до монополизации отдельных сфер деятельности. Но не ждите от врагов ротозейства – они точно так же следят за вашим хозяйством и ударят в любой момент, как только почувствуют слабину. Всё это происходит в режиме реального времени, реагировать на любое изменение ситуации приходится мгновенно. Терять точки опоры ни в коем случае нельзя, ведь доход от бизнеса идёт на содержание «оперативных бригад» и обеспечение клана оружием.

Перечень «стволов» значительно расширился. Помимо различных образцов огнестрела, хватает также холодных тупых предметов, с помощью которых можно забить врага до смерти или скинуть с крыши под колёса проезжающих внизу автомобилей. Ничуть не снизился градус насилия, у впечатлительных граждан местные «добивания» вызовут лёгкие приступы тошноты. Техника кулачного боя вышла достаточно интересной. Игрок управляет каждой рукой в отдельности – сочетания ударов получаются тем эффективнее, чем чаще вы меняете направление атаки. Оружие «прокачивается», один и тот же пистолет с различным уровнем модернизации по-разному ведёт себя в бою. Стоит учитывать ещё один момент: в уличном столкновении гибнут только рядовые гангстеры, босс всегда сбегает после серии полученных ранений. Чтобы накрыть его медным тазом окончательно, придётся штурмовать хорошо укреплённый особняк, предварительно составив план и наняв специалистов. Коррупция цветёт пышным цветом. Копы по-прежнему с удовольствием берут взятки, но это не значит, что вам позволено устраивать беспредел в любых масштабах. На принципиальных стражей порядка всегда найдётся какой-нибудь компромат. Вряд ли общественность обрадуется, увидев фотографии прокурора в сауне с проститутками, не правда ли? В диалогах даже с самыми малозначительными персонажами появилась вариативность. Теперь вы самостоятельно решаете, с кем быть построже, а с кем поласковее.

При всём обилии смелых задумок игра, тем не менее, провалилась, поставив крест на всей серии – третью часть издатели сняли с производства. Как так получилось? Стремясь обрести своё собственное лицо, The Godfather II растеряла важные преимущества стандартного GTA-клона, а именно привычную структуру прохождения, интуитивность. От игроков внезапно потребовалось разбираться с более сложными механиками, тратить время на обдумывание и планирование следующих шагов. При этом «боёвка» не слишком разнообразная, а подавляющее большинство оппонентов страдает от отсутствия хоть какого-нибудь интеллекта. Графика тоже, мягко говоря, не соответствует ожиданиям 2009 года, прогресса по сравнению с первой частью практически не видно. Детализация локаций низкая, анимация не слишком достоверная. Физика машин во время погонь – за гранью добра и зла. Относительный успех дебютной главы сыграл с разработчиками злую шутку. Вместо того чтобы радикально улучшить визуал и доработать базовые элементы геймплея, они провели дерзкий творческий эксперимент, прохладно встреченный публикой. Очень жаль, что массовая аудитория не оценила приложенных авторами усилий – из симбиоза криминального боевика с симулятором экономической стратегии могло родиться целое жанровое направление, но обычные «ГТА-шки» оказались понятнее и милее сердцу рядового обывателя.


Автор:

Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Macintosh:

    Спасибо. Классный обзор. Заинтересовал.

  2. Рексарыч:

    Аминь.