То, что это будет очередная клюква про «in Soviet Russia», а Тетрис тут лишь повод, стало понятно из первых же тизеров. Обычно я такое не смотрю – не только из пресловутых патриотических чувств, но просто потому, что кино в этом поджанре как правило оказывается убожеством чисто с творческой точки зрения. Однако поскольку тема всё-таки касается видеоигр, в этот раз решил сделать исключение. Эмоции по итогу остались двоякие. С одной стороны, в полном соответствии с ожиданиями, впечатление испортил накал откровенно идиотической, зашкаливающей антисоветчины, свойственный даже скорее не западным партнёрам, а нашей местной демшизовой тусовочке, ныне растекшейся по грузиям да израилям. С другой, у создателей картины несколько неожиданно для меня получилось сварганить вполне увлекательную детективную историю с лёгким комедийным флёром. Вроде бы заранее понятно, чем она должна закончиться, но нерв происходящего чувствуется до самой развязки, а главный герой вышел настолько живым и обаятельным, что за него невольно начинаешь переживать. Во многом благодаря вовлечённости зрителя откровенные глупости и нестыковки сценария отходят на второй план.

На дворе 1988 год, бизнесмен Хэнк Роджерс ищет свежие идеи для инвестирования, пытается впаривать не взлетевшую компьютерную версию игры «Го», и вдруг по чистой случайности узнаёт о существовании Тетриса на некой задрипанной выставке. Уже охота немного проораться – ребята, камон, Тетрис гремел по всему миру аж с 1986-го и позиционировался как крутая штука из-за «Железного Занавеса», наравне с клипами Gorky Park в прайм-тайме MTV пару лет спустя. Ну окей, будем считать, что Хэнк два года сидел в танке. А когда вылез, то внезапно обнаружил, что популярнейшая игрушка непонятно кому принадлежит. СССР не входил в международную систему договоров об охране интеллектуальной собственности, чем успешно пользовался мутный британский деляга Роберт Стейн, полулегально вывозивший из Восточной Европы компьютерные игрушки. По поводу Тетриса ему удалось провернуть сделку с медиамагнатом Робертом Максвеллом, в результате чего эпичная головоломка поселилась на птичьих правах на персоналках тех лет. Всё бы ничего, но тут появился новый фигурант – Nintendo очень приглянулась идея выпустить хит на свежесобранном «Гейм Бое», а вот у кого его купить японцы так и не поняли. Роджерс, по счастливому совпадению проживающий в Токио и женатый на японке, оказался лучшим кандидатом отправиться прямиком в Москву и выяснить всё на месте.

На этом заканчивается документальная часть истории и начинается лютая дичь. В серой печальной Москве миляга Хэнк встречает затюканного подневольного Алексея Пажитнова, изобретателя Тетриса, которого день и ночь пасёт неусыпное КГБ. Злобный оперативник Конторы всячески пытается подгадить Роджерсу и сорвать контракт ЭЛОРГ’а (коммерческая структура при Академии Наук, торгующая компьютерными товарами) с Nintendo, ибо коррумпирован медийной империей Роберта Максвелла и старается загнать права фирме его сына Кевина, встречая при этом сопротивление директора ЭЛОРГ, честного коммуниста Беликова (честность и неподкупность, кстати, не помешали ему в скором демократическом будущем своё предприятие приватизировать, разорить и продать по остаточной стоимости всё тому же миляге Роджерсу). Все добрые персонажи отчаянно ненавидят совок и сражаются по мере сил с гэбнёй, Пажитнов даже водит своего забугорного гостя на какую-то секретную дискотеку абсолютно пародийных хомячков Немцова с Хакамадой, которые прям буквально под «Файнал Кантдаун» кричат, что им хочется свободы, джинсов и Кока-колы. Я серьёзно, про легендарные символы свободы фраза дословная. Ей богу, сам Лев Щаранский не написал бы эту часть сценария лучше.

Борьба со злом, поражение и отчаяние, нежданное чудо, гонки на винтажных советских тачках по серой убитой Москве, победа над поганой гэбнёй, хэппи-энд. Смотрибельность и динамика событий на хорошем уровне, тайминг почти на два часа экранного времени не ощущается излишне затянутым. Кастинг большинства ролей замечательный, идея собрать интернациональный состав выглядит оправданной: русские актёры органично играют русских персонажей, британские – британских, японские – японских. К технической стороне претензий вообще минимум, если опять же принимать логику всего произведения за чистую монету и не замечать того, что прекрасную заграницу показывают яркой и многоцветной, а ужасный тоталитарный СССР через пепельные фильтры. Куда хуже то, что исторические события во второй половине фильма попросту перевраны. Ну не было там никаких омерзительных гэбэшников, а шёл обыкновенный торг, победу в котором одержало более щедрое предложение от японцев. Пажитнов в этом торге принимал самое активное участие, а вовсе не куколдился бессильно в сторонке. О том, что разработкой ранней версии игры занимался целый отдел института, а будущий успешный эмигрант её себе полностью присвоил, сценаристы скромно умолчали. За какие личные обиды авторы ленты так угномили семейство Максвеллов, выставив их меркантильными сволочами, понять невозможно. Роберт Максвелл при жизни пользовался таким же авторитетом, как сейчас Мёрдок или Блумберг, в ситуации с правами на Тетрис его, по большому счёту, цинично кинули.

Фильм неплох как развлекательное зрелище, но совершенно не тянет на байопик. Наверно, рассказывать документалку про первую русскую видеоигру в мировом игропроме было бы скучновато, но решение выворачивать события наизнанку и домысливать образы реальных людей роняет историческую ценность картины, а вычурная антисоветская эстетика всего московского сегмента повествования отбрасывает Tetris на уровень комикса. Тут, конечно, не нужно гоняться за чёрными кошками по тёмной комнате – снимали не для нас, выпускали на фоне известных общественно-политических событий в мире. Да и в целом всё же не такая омерзительная чернуха, как недавний «Чернобыль». Так что можно закрыть глаза на некоторые перегибы, если совсем уж принципиально не брезговать подобными художественными приёмами. Наследника актёрской династии Ефремовых в свою очередь стоит поздравить с первой крупной международной ролью. Надо полагать, парнишка на западе будет востребован, ещё увидим его где-нибудь на «Нетфликсе». Если онлайн-сервис к тому времени не выпилят вместе с «Ютубом», конечно.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Автор концепции он, но первую коммерческую версию делали всем отделом, там и дизайн был, и музычка, он сам только программировал. Потом, когда стало можно, он все права на себя оформил и свалил, бывшим коллегам по институту ничего не платил.

  2. Neon Knight:

    Для начала не стоит верить тому, что он Сергей. Потому что он не Сергей.

  3. Рексарыч:

    Когда только пошли слухи о экранизации «Tetris»(-а), я ещё тогда предположил, что будет материал посвящён Сергею Пажитнову. А не тем глупостям, какие постили. Но теперь нахожусь в замешательстве от того, есть ли смысл смотреть сей материал. sad

  4. Рексарыч:

    Странно. Насколько знаю, Сергей Пажитнов сам разработал «Tetris». В статье приводится иная информация. Кому и чему верить?

  5. Neon Knight:

    Да, эмигрант довольно-таки мерзотный типок.

  6. Macintosh:

    Я пас. Не буду это смотреть. Считаю со-автора Тетриса предателем и особой гордости за игру не испытываю. Пажитнов в друзьях с либеральной тусовкой из Каспарова и прочим им, включая Ларри Гриба из Xbox и отца первого Xbox Шеймуса Блекли. Пошли бы они куда подальше.