Для геймеров со стажем не является секретом, что жанр «ужастиков» в видеоиграх расцвёл с приходом трёхмерных технологий во времена PS one. Именно тогда появились такие вечные хиты, как Alone in the Dark, Resident Evil, Silent Hill. Даже схематичные полигональные модели чудищ в ту пору вполне были способны пугать. Но это не значит, что жанр не существовал до появления консоли от Sony. Просто плоские спрайтовые монстры мало у кого вызывали такие же эмоции, как более осязаемые объёмные, а нестрашный хоррор, как мы с вами знаем, зачастую превращается в плохую комедию. Поэтому авторы двумерных игр старались нагнетать атмосферу скорее загадочностью происходящего, нежели дизайном появляющихся на экране чудиков. Именно такой с самого начала была Corpse Party – плоским «хоррором старой закалки». Для 1996 года она уже выглядела устаревшей, но популярность в узких кругах владельцев компьютеров NEC всё же снискала. Десяток лет спустя фанаты воссоздали её на персоналках с помощью одного из «движков» семейства RPG Maker. Эту версию взяла за основу команда разработчиков Team GrisGris, выпустившая подновлённую первую часть на PSP в Японии; в 2011-м её же локализовали на западе усилиями компании XSEED Games.

 

Школьная вечеринка

Действие происходит в обычной японской школе, где обыкновенные японские ученики проводят обыденный японский ритуал, сулящий навеки скрепить их узами дружбы. Однако результат обряда оказывается неожиданным – группу детишек переносит в некое ветхое здание, кишащее опасностями. Игроку предстоит пройти пять этапов, поочерёдно управляя попаданцами, дабы понять, что здесь происходит. Геймплей достаточно незамысловатый. Изучаем заброшенную школу, решаем простенькие головоломки, убегаем от призраков или маньяков. Есть несколько моментов, когда непонятно, куда идти и что делать, однако простое обшаривание доступного пространства обычно приводит к цели. Никакого продвинутого искусственного интеллекта у врагов нет. Обычно призраки двигаются в пределах одного экрана, поэтому юркнув за дверь, ведущую в другую локацию, можно почувствовать себя в безопасности. При этом одного касания хватает, чтобы управляемый вами персонаж помер – стало быть, не стоит недооценивать противников. Помимо беготни предлагается заниматься собирательством – прощупывать местность, дабы находить трупы менее удачливых приключенцев и выяснять причины их кончины. Кроме основной концовки в каждой миссии есть плохие финалы, активация которых может привести к открытию коротких побочных историй, дополняющих картину мира. В целом перед нами стандартная приключенческая игра с большим уклоном в мистицизм и двумерным внешним видом, мало кого способным испугать.

Может возникнуть вполне логичная мысль: «А зачем играть в нестрашный ужастик»? Ответ прост – не стоит так уж рьяно отталкиваться исключительно от антуража. Сюжет достаточно хорошо проработан, чтобы было любопытно узнать, чем же всё закончится, а также понять сущность жутковатой потусторонней школы. Предание не особо свежо, однако по пути обрастает достаточным количеством деталей, способных удерживать внимание до самого финала. К тому же авторами припасено немало чернухи в текстовой форме – чтиво о жестоких смертях несовершеннолетних щекочет нервишки не хуже визуальных сцен насилия в других играх. Во второй половине приключения ужасы начнут случаться с управляемыми героями, например, с четырнадцатилетней девочкой, которую мы холили и лелеяли всю дорогу – ей злые силы вырежут ножом глаз (мясная картинка прилагается). Страх вызывают не какие-то внешние эффекты, а атмосфера неизведанности и ожидания, что за следующим углом притаилась очередная неприятность. Corpse Party, как многие до неё, доказывает, что такой подход вполне жизнеспособен.

Версия для PSP, как сказано выше, основана на фанатской переделке, созданной с помощью RPG Maker, поэтому ждать от неё особых графических изысков не приходится. Двумерная рисовка времён SNES выглядит морально устаревшей даже на портативке. Частично внешний вид исправили, перерисовав портреты персонажей и добавив красивые картинки, иллюстрирующие важнейшие события, но всё равно впечатление от «одёжки» остаётся скорее отрицательным. Пробел в графике заполняет отличный звукоряд. Стандартная для «ужастиков» таинственная музыка чередуется с энергичными аранжировками фольклорных японских мелодий, идеально дополняющих происходящее. Ключевые диалоги озвучены известными всё в тех же узких кругах актёрами, использовавшими особенную аппаратуру – так называемый «трехмерный микрофон», придающий голосам уникальную объёмность. Для полноты ощущений стоит натянуть на голову наушники. В 2021 году вышло переиздание игры на современных платформах с переработанным интерфейсом и несколькими новыми этапами. Так что если вы любитель «ужастиков», в своё время пропустивший сей самородок, то не спешите раскапывать старушку PSP – обновлённый вариант ещё лучше и доступнее.

 

Литературный кружок

Продолжение, вышедшее в 2013 году под названием Corpse Party: Book of Shadows, получилось весьма неоднозначным, так как переметнулось в совершенно иное жанровое направление. Вместо привычного приключения на PSP появилась интерактивная новелла. Геймплей как таковой исчез, вместо исследования заброшенной школы необходимо прочитать огромное количество текста, практически не отвлекаясь на что-либо ещё. Несколько раз нам доверят управлять героями, позволяя сделать выбор из опций вроде «повернуть направо» или «повернуть налево», но назвать такое «игрой» язык не повернётся.

Повествование в Book of Shadows не является цельным, скорее, оно свито из нескольких нитей, имеющих мало общего друг с другом. В основном придётся читать побочные истории многочисленных персонажей, как ранее знакомых, так и новых. Эти мини-сюжеты дополняют картину мира, но общую фабулу вперёд не двигают. Особняком стоит главная линия, рассказывающая о том, как сложилась жизнь героев, сумевших сбежать из школы. Психические расстройства, боль от утраты друзей преследуют почти всех выживших, кроме одной девушки, желающей исправить произошедшее с помощью таинственной книги теней. Этот сюжет является важным мостом, ведущим к полноценному сиквелу, о котором мы вам расскажем в следующем подзаголовке; поклонникам серии обязательно рекомендую ознакомиться. Кстати, покупать диск для этого совершенно незачем – тот случай, когда видеозаписи на «Ютубе» абсолютно достаточно. Платить за несколько часов чтения решатся далеко не все. Вывод напрашивается закономерный – если нравится много читать, а также есть желание побольше узнать о судьбах несчастных попаданцев, то задуматься о приобретении Book of Shadows вполне резонно. В любом другом случае лучше пройти мимо.

 

Поворот не туда

Возвращение сериала к адвенчурным истокам произошло в 2014-м, когда на PS Vita появилась Corpse Party: Blood Drive; через пять лет её «портировали» на ПК и Nintendo Switch. Геймплей во многом повторяет оригинал, то есть вам предстоит исследовать страшные помещения в поисках ключей и прочих предметов, попутно убегая от глуповатых преследователей. По сути, единственное важное изменение – появление новых ловушек и опасностей, щедро разбросанных по локациям. Погибель может наступить не только от грубых объятий призраков (теперь можно прятаться в шкафах), но и от пробежки по битому стеклу. Другие новшества носят косметический характер. Расширился доступ к помещениям – изучать придётся не только школу, но и множество местечек поменьше. Смена антуража добавила разнообразия, но ближе к концу вас всё равно направят в злосчастное учебное заведение, дабы знакомые герои покончили с местным проклятьем раз и навсегда. История воспринимается вымученной, так как мы вроде бы разобрались со злодеями ещё в первой части, но сценаристы ничего умнее, чем возвращение старых плохишей, придумать не сумели. Для игры, где сюжет – важнейший пункт, такой недочёт является критичным.

В визуальном плане Blood Drive похвастать особо нечем. Первая Corpse Party тоже не блистала красивой картинкой, но спрайтовая графика там отвращения не вызывала. В сиквеле аляповатые трёхмерные модельки с корявой анимацией бегают по простеньким, слабо детализированным 3D-декорациям с фиксированным ракурсом камеры. Графика далеко не уровень «Виты», даже на PSP случались вещицы покрасивее. Особенно забавно, что при таком бедном оформлении игра всё равно имеет наглость подтормаживать и загружаться целую вечность, в том числе при простом выходе в меню. Звук по-прежнему на высоте, однако он никак не спасает от халтурной оптимизации. Вывод о целесообразности ознакомления с Blood Drive видится вполне однозначным. Геймплей здесь слишком бедный, чтобы компенсировать невнятную историю. Новички серии не поймут половину происходящего, ветераны останутся разочарованными, ибо первая Corpse Party лучше по всем параметрам. Вписываться в такое приключение имеет смысл только истинным фанатам.

 

Финальный аккорд

Заключительный выпуск с длиннющим названием Corpse Party: Sweet Sachiko’s Hysteric Birthday Bash в англоязычном виде добрался только до владельцев персоналок аж в 2019-м. На самом деле он шёл ещё перед Blood Drive, однако оригинальная версия для PSP, датированная 2012 годом, осталась без перевода с японского. Структура игры схожа с Book of Shadows, то есть снова интерактивная новелла с кучей побочных историй и без исследований. Увы, сюжет ещё менее адекватен – все известные персонажи (в том числе умершие) собираются на эдакий школьный фестиваль, чтобы поздравить антагонистку Сатико с днём рождения. Конкурсы, веселье, радость и прочие несовместимые с жанром ужасов прелести прилагаются. Геймплей примитивен – читаем простыни текста, изредка совершаем выбор, приводящий к одной из нескольких концовок или открывающий сайд-квест, читаем дальше. Хотя в некоторых эпизодах ощущается былая загадочно-гнетущая атмосфера, в основном происходящее носит комедийный оттенок. Из полезного – ряд отсылок к Blood Drive, позволяющих лучше понять мотивацию и действия героев. В целом релиз сугубо для поклонников серии, да и то не всех. Разве что кого-то из них замучила ностальгия по любимым персонажам.

Обобщённый вывод по поводу серии следующий. Первая Corpse Party – достойный представитель семейства «ужастиков», несмотря на морально устаревший видеоряд. Она с большой вероятностью понравится любителям пощекотать нервишки. К сиквелам стоит присмотреться только если оригинал оставил неизгладимое впечатление. К слову, в 2013 году вышел стартовый эпизод предполагавшейся многосерийной Corpse Party 2 (на манер разбитой на мелкие фрагменты Life is Strange). Он проходится за час и является прологом к истории, которая не получила продолжения. К сожалению, можно практически со стопроцентной вероятностью говорить, что торговая марка Corpse Party мертва, развиваться дальше она не будет. Как бы то ни было, спасибо авторам за примечательную первую главу!


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Атма:

    Хорошо, можно исправить на «Один из движков семейства RPG Maker».

  2. Рексарыч:

    Grimalkin, спасибо за метериал. Добавлю серию в свой wish list.

  3. Рексарыч:

    «…с помощью «движка» RPG Maker», — сторого говоря: RPG Maker — это семейство движков, а не отдельный движок. Уточняю этот момент, поскольку в тексте выходит фактическая ошибка.