Серия Hyperdimension Neptunia, вышедшая в начале десятых годов на PS3, была в пух и прах разорвана как критиками, так и простыми игроками. Несмотря на интересные решения в плане игрового мира и персонажей, по техническим причинам (кривая боевая система, малобюджетность) трилогия не сыскала популярности. Решив не хоронить наработки, японская компания Idea Factory переиздала сериал на набиравшей обороты PS Vita, не забыв подлатать, а местами и полностью переделать непонравившиеся геймерам элементы геймплея. Улучшенные «порты» получили приписку Re;Birth к названию, и на этот раз были намного теплее приняты публикой.

Более того, на западе у серии сформировался своеобразный кружок преданных фанатов, считающих своим священным долгом напористо повторять о необходимости опробовать «Нептунию» любому уважающему себя владельцу портативки. Учитывая любовь этих поклонников заполонять любую форумную тему сообщениями о своей прелести, а также их уникальный лексикон (примером которого является заглавие статьи), Hyperdimension в глазах людей, далёких от японских игр, приобрела славу низкосортного проекта для любителей азиатчины. Попытаемся разобраться, действительно ли Re;Birth получился настолько нишевым, что может прийтись по вкусу только заядлым анимешникам, или всё же в нём есть что-то для более массовой аудитории.

По сути, все три Re;Birth’а – одна игра с небольшими изменениями. Действие всегда происходит в сказочном мире под названием Gameindustri, являющимся пародией на видеоигровую индустрию. Красочный остров поделён на четыре части, каждой из которых управляет Богиня, олицетворяющая свою линейку приставок. Фиолетовласая главгероиня Neptune – это не вышедшая консоль от «Сеги», бойкая и непокорная Noire в миру более известна как PlayStation, хардкорная Vert олицетворяет Xbox, а спокойная книголюбка Blanc – Nintendo. Каждая девочка умеет перевоплощаться в божественную форму, что значительно увеличивает её силы и меняет характер, однако большую часть времени героини занимаются всякой ерундой вроде чаепития или бессмысленных, но комичных разговоров. Собственно, ничегонеделанью посвящена основная масса сюжетных сценок, отрисованных без трёхмерных моделей – взор радуют только скудно анимированные спрайты, открывающие рот в такт озвучке.

Уже с этого момента бросается в глаза низкобюджетность. Неподвижные двумерные модели выглядели бы пристойно в двумерных же играх на какой-нибудь NDS, однако в 3D-проекте, где у персонажей есть трёхмерные фигурки, делать сцены в дешёвом 2D могут только ленивые и жадные разработчики. Созерцать диалоги придётся довольно часто – девчонки любят поболтать. Хотя в этом потоке будут серьёзные тексты о дружбе и спасении мира (jRPG ведь), всё же тональность разговоров останется лёгкой и ненапряжённой. Юмор в сценках построен достаточно разнообразно – от милоты героинь и очевидных отсылок до сугубо нишевых мемов, которые не поймет подавляющее большинство игроков. Есть и сцены с достаточно специфическим содержанием и толстыми намёками (обычно в них присутствует насильственное кормление баклажанами и множество щупалец), но такого, к счастью, набирается по паре штук на каждую игру.

Когда темы для разговоров заканчиваются, партия отправляется в какое-нибудь подземелье карать местных монстров. Боевая система достаточно стандарта. Героини могут передвигаться по небольшому полю, что придаёт пошаговым сражениям некую тактическую глубину, ибо правильная расстановка подопечных позволяет избегать атак по площадям. Доступны несколько видов ударов, магия, специальные атаки. У богинек, как уже говорилось выше, есть возможность перевоплощения в более мощные формы, их подружки (обычные девчонки) такой опции не имеют, потому являются менее эффективными бойцами. Если не считать этого промаха с балансом, геймплей работает без нареканий. Обычные противники не представляют большой опасности, а вот некоторые сюжетные боссы могут оказать яростное сопротивление и отправить вас на «прокачку». К счастью, сценарий редко ставит перед необходимостью гринда, однако для любителей апгрейдить персонажей тоже найдется вызов – десятки опциональных боссов потребуют от партии высокого уровня и хорошей экипировки. Авторы угодили как казуальным пользователям, желающим насладиться сюжетом, так и их более хардкорным собратьям, любящим сокрушать сложных оппонентов.

Сами данжи достаточно компактны – если не отвлекаться на врагов, то всю территорию можно пробежать минут за пять. После прохождения нескольких открывается нелицеприятная правда: более сложные скопированы с простых, только оснащены более зубастыми врагами. Локации повторяются постоянно. Самое наглое, что разработчики не постеснялись перетащить подземелья даже в следующие выпуски, то есть в третьей главе можно найти места из двух предыдущих. Ай да японцы, ай да хитрецы! Такую не завуалированную экономию средств можно встретить разве что в дешёвых инди-поделках, однако Idea Factory просят за свои творения по несколько десятков евро.

Если бы вторичность касалась только подземелий, на неё ещё можно было бы закрывать глаза. Однако самокопирование красной нитью проходит практически по всем аспектам Hyperdimension Neptunia. Враги – несколько штук на всю трилогию. Для новых уровней их перекрашивают и делают сильнее, но от этого ощущение дежа вю не пропадает. Их модели таскают даже в игры из других серий. Шутки в диалогах быстро начинают повторяться и в определённый момент вызывают крайне неприятное ощущение, будто авторы считают игрока склеротиком. И, конечно же, старые приколы можно найти в поздних эпизодах. Пройти все три части и не утомиться от этого пренебрежительного отношения смогут разве что преданные фанаты. Простому любителю jRPG, пожалуй, хватит одной игры – лучше брать третью, она наиболее прилизанная.

Визуально Neptunia производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, детализированные модели играбельных персонажей сделаны достаточно качественно для своей платформы. Боевые спецэффекты выглядят по-хорошему ярко и пафосно. С другой стороны, есть страшноватые монстры, чей дизайн разнится от приемлемых пародий на слизь из Dragon Quest до совсем неадекватных вещей вроде летающих экранов с героинями из визуальных новелл. Задники сделаны очень бедно, а тот факт, что они постоянно повторяются, вызывает логичный вопрос – на что пошёл бюджет декораций? И был ли он вообще. Зато звуковая составляющая сделана талантливо. Мелодии представляют собой подражание 8-битной музыке, но в более современной аранжировке. Они хорошо подходят к сюжету, где олицетворения приставок спасают игровую индустрию от разных напастей. Большая часть многочисленных диалогов озвучена, что значительно увеличивает удовольствие от их прочтения. Известные японские актрисы выкладываются на полную катушку, даря свои пискливые голоса героиням, что выглядит достаточно органично. Чего нельзя сказать об их западных коллегах, некоторые из которых явно чувствуют себя не в своей тарелке, пытаясь звучать нарочито мило и по-детски.

Закончив с Re;Birth, авторы сериала не успокоились и выпустили ещё полдюжины спин-оффов. Жанровый диапазон оказался достаточно широким – от тактических RPG и слэшера а-ля Senran Kagura до совсем экзотичного для нас симулятора взращивания попсовых певичек. На PS4 также вскоре появилась Megadimension Neptunia VII, которую разработчики позиционировали как полноценное продолжение Hyperdimension. Новинка имела некоторые улучшения в области геймплея, но по сути это была всё та же старая «Нептуния» с присущей ей вторичностью идей и графических элементов. В наши дни Idea Factory всё ещё пытается выжать последнее молоко из дойной коровы, делая римейки Hyperdimension уже для PS4. Коммерческие перспективы подобной политики весьма предсказуемы – очередные попытки втюхать одно и то же начинают игнорировать даже самые преданные фанаты, поэтому поток переизданий, скорее всего, скоро сойдет на нет. Что не так уж плохо – пора создателям незаурядной эпопеи придумать что-нибудь действительно новенькое.


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.