Сейчас, если накатит желание пройти самую первую «Финалку», у игрока есть два пути: обратиться к оригиналу со всеми вытекающими из этого выбора восьмибитными зубодробительными последствиями, либо присмотреться к плеяде многочисленных римейков. Anniversary Edition, изданная в 2007 на PSP, похоже, самая зачётная из переделок – с кардинально перелопаченной и детализированной прорисовкой действующих лиц, городов и весей; с красивыми полупрозрачными эффектами и магией – ни в одной восьмибитной, снесовской или плейстейшеновской ролевухе не встречалось такое 2D. Очень радуют сбалансированные классы персонажей, дополнительные данжены, болтливые NPC, возможность бегать по локациям, дешёвые лавки и прочие приятные плюшки. Поиграв пару часиков в этот вариант, я без напряга продвинулся аж до третьего сюжетного города, тогда как в суровых несовских условиях за это время можно лишь с трудом добраться до второго. Хотя в этом-то и проблема – PSP’шная FF слишком, ну просто нереально лёгкая. Когда бой с пиратской ватагой, поставившей на уши целый город, длится два-три раунда, притом что ваша партия одета не в самые лучшие шмотки, это уже зашквар. Вернее, недошквар. Всё это очень мило, но слишком уж казуал-френдли; как ни крути, это не первая Final Fantasy, а какая-то совсем другая игра, где от первоисточника, по большому счёту, осталась только музыка, безликая четвёрка главных героев и невозможность заходить в дома. Пришлось со вздохом отложить PSP.

Почему со вздохом, спросите? Потому что на меня уже пару раз находила блажь пройти оригинальную FF, но она довольно-таки быстро улетучивалась с пониманием, насколько круто обстояли дела на заре восьмибитного jRPG-строения. Практически любой образчик той эпохи – даже в сравнении со среднестатистическим представителем жанра следующего, не столь отдалённого по времени, 16-тибитного поколения – в наши дни не просто вусмерть напугает казуалов, но и запросто оттолкнёт лояльных к ролёвкам товарищей. Дело не в графике – к ней-то, по крайней мере, в нашем случае, вообще никаких претензий – сколько в отсутствии многих элементарных и естественных по теперешним меркам игровых механизмов, которые тогда только нащупывались и постепенно становились стандартами де-факто. Но самое крутое препятствие при ознакомлении с восьмибитными ролевухами связано с недальновидными представлениями создававших их людей о гармоничных пропорциях сюжета и боёвки. В ту пору разработчики, можно сказать, поголовно были утверждены во мнении, что если человек идёт в магазин за RPG, то интересует его, в первую очередь, ролевая система, сюжет же вовсе не обязан заключать в себе то особое упоение, с каким прокачиваешь от уровня к уровню характеристики персонажей. И человек этот готов как упоротый слоняться между, допустим, двух городов, неоднократно возвращаясь для поправки здоровья в послуживший точкой отправления населённый пункт, и сражаться-сражаться-сражаться дабы по истечении какого-то времени (желательно, упоительно долгого) наконец-то довести едва живую партию до заветного второго поселения. Ну или до босса первого подземелья. И вот тут, к моему величайшему сожалению, даже относительно динамичная первая «Финалка» недалеко ушла от своих собратьев по жанру.

Когда картриджи были большими, а приставки подключались к телевизорам через антенные входы и «тюльпаны», закалённые в многочасовых DnD-битвах Человеки наверняка щёлкали подобные произведения геймдева как орехи. Но когда десять лет назад я нашёл эмулятор NES для своего HTC-s730 и решил интереса ради заценить FF – пусть на телефоне, зато в бескомпромиссном историческом исполнении – она меня просто-напросто убила. За то время, что я бурил жалкую половину игрушки, можно было выкопать реальный колодец или выучить все крылатые латинизмы, освоить чеканку или совершить немереное количество пеших прогулок, сыграть кучу футбольных матчей или в совершенстве научиться плясать «Яблочко»! Короче, более полезно и увлекательно провести время. И я сказал себе: «С желаниями надо как-то поаккуратнее, что ли…». И всё было бы хорошо и гармонично (s730 давно накрылся, ром отлёживался себе на винте), если бы дома не завелась малютка Nintendo Classic Mini, где и джойстик клёвый, и сохраняться удобно, и HDMI шнур без плясок с конвертерами/апскаллерами, ну и, собственно, сама Final Fantasy прямо из коробки.

И вот запускаете, ну чисто гипотетически, вы первую «Последнюю Фантазию» в первозданном виде. Жмёте кнопку «новая игра» – и перед вами четыре героя, которым следует присвоить имена аж из четырёх символов и выбрать один из шести возможных классов. Тут и боец, и воришка, и заманчивый «чёрный пояс» (соответствующий монаху в последующих играх серии), и три разноцветных мага. На первый взгляд выбор и простор для манёвра есть… Стоп! Притормаживаем. Вам же, предположительно, с этими ребятами ещё мир спасать! Не торопитесь: чёрный и белый маг, конечно, красавчики, но у них быстро кончаются спеллы, посохами они помахивают весьма посредственно и не могут толком совладать с физическими атаками даже рядовых монстров; на красного мага можно нацепить серьёзную экипировку – он стойкий, неплохо фехтует не самыми крупными экземплярами холодного оружия, но его магические способности не достигают вершин ни черной, ни белой магии; вор для физического класса откровенно слаб, красть не умеет (а это, учитывая конские ценники на предметы, очень бы пригодилось), и единственная от него польза для команды заключается в повышенных шансах на побег из неугодной случайной битвы; боец у нас этакий нерасторопный дуболом – об его доспехи крошит зубы большинство монстров, но содержание даже одного представителя этого класса влетает игроку в значительные растраты и, как следствие, дополнительные игровые часы вышибания золотишка из поверженных врагов; приодетый и снабжённый нунчаками «чёрный пояс» по боевым характеристикам попадает в середину между воришкой и бойцом, без брони и оружия уворачивается как бабочка от большинства атак и от случая к случаю разит как пчела с чудовищным уроном. Но пропущенные удары существенно сказываются на его самочувствии.

Впоследствии все шесть классов ждёт идейное развитие: маги дорастут до колдунов с очень солидным арсеналом заклинаний, красный чародей станет ещё большим универсалом; бойца посвятят в рыцари и ознакомят с азами белой магии; монах разовьётся до мастера боевых искусств; вор пойдёт в ниндзя и это, похоже, единственное сколько-нибудь значимое изменение в балансе сил, поскольку воины теней владеют чёрной магией до четвёртого уровня включительно. Всего, кстати, восемь уровней, и на каждый приходится по четыре спелла разной степени годности. Но вариативности ради на героя дозволяется навесить лишь три из них – волшебные способности в FF не разучиваются, а приобретаются в магазинчиках по весьма ощутимым ценам. Скажем, за PURE (возможность лечить вызванные укусами змей, пауков и пр. зелёных гадов отравления) попросят 4000 монет. Это 4-ый уровень. За колдовство пятого разряда потребуют уже 8000, шестые обойдутся по 20000 за штуку… Вот такая неподъёмная гиря к ногам желающих собрать команду из одних магов.

Но совсем обойтись без облачённых в мантии граждан не получится – кто-то должен исцелять раненых, ставить защитные барьеры, разгонять тормознутых союзников и вставлять в колёса неприятеля всевозможные волшебные палки. Да и скучно без них – кто ещё подпалит огоньком питающего слабость к пламени босса или одним щелчком схлопнет увязавшуюся толпу скелетов? Правда, не все заклинания корректно работают, а некоторые экземпляры, связанные с изменением статуса, вообще никогда и ни на кого на NES не влияют. Ещё один вгоняющий в ступор восьмибитный момент связан с ограничением в четыре символа на наименования магии – раскусить не каноничные AICE, TMPR или HRM3 без экстрасенсорных способностей сложновато. Ни в менюшках, ни в точках распродажи, вообще нигде нет никаких внутриигровых описаний или истолкований этих загадочных аббревиатур. Однако все вопросы отпадают, если на «НЕС Классик Мини» выбрать вкладку руководства и по QR-коду скачать оригинальный восьмидесятистраничный буклет, карту мира, вкладыши с таблицами и схемами подземелий. Я снимаю шляпу перед такими базовыми изданиями и во всеуслышание немного завидую тем, кто когда-то раскладывал на столе бумажную карту и, сверяясь с экраном, водил пальчиком по внутреннему морю, океанам и континентам Final Fantasy! Ситуация с одеяниями, оружием и аксессуарами овеяна такой же шелестящей страницами романтикой: какая шашка острее, чем одна диадема предпочтительнее другой, может ли в принципе такой-то класс носить штанишки определённого типа – всё это предполагалось черпать в литературе и сводных таблицах. Ныне можно пристроить PDF-ку рядом на планшете или ридере, распечатать пару-тройку листиков на принтере, открыть на телефоне профильный интернет-ресурс (только учтите, даже на проверенных временем сайтах иногда в одну кучу свалена информация по NES, PS one, GBA и PSP версиям) – придётся подобрать для себя приемлемое решение.

Остальное будет зависеть только от степени вашего интереса к первому выпуску одной из самых увлекательных ролевых серий современности. Final Fantasy – красивая, окрашенная в приятные цвета игра с симпатичными спрайтами и прекрасной музыкой. Я не склонен относить к недостаткам незатейливую подачу сюжета, односложные реплики народонаселения и отсутствие индивидуальности у главных героев. Какие-то мелкие незадачи – невозможность бегать по городам (камон, мы проводим там только 1% времени!), «упирание» в NPC в узких проходах, излишнее нагромождение рамок в сражениях, да даже не перенаправляющиеся атаки с убитых монстров на тех, кто ещё полон сил – всё это только придаёт игровому процессу изысканный архаичный лоск. Но вот от количества случайных боёв может реально начать бомбить. Итак, смотрите: мир покрыла тьма, ветра утихли, моря разбушевались, а земля стала превращаться в пустыню; люди живут последней надеждой – предсказанием, что, когда всё погрузится во тьму, придёт четыре воителя и… И вот они пришли, у каждого в руках сфера, а на дворе 2019 год, а на носу лето – и я не знаю, сбудется ли когда-нибудь пророчество на моей малютке NES.


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. W0x@:

    Нет, в эту сторону я не копал. Конкретно в ФФ1 прослеживается влияние DnD и само собой Dragon Quest.

  2. Pycal:

    Спасибо за статью, Махоч )

    У тебя случайно нет инфы про историю жанра фэнтези в Японии? Не только в играх, но вообще: в книгах, манге, аниме?