Горшок без мёда

За годы своего активного существования (а приставка продержалась на плаву десяток лет, что превышает средний срок жизни консолей) Xbox 360 успела зарекомендовать себя как площадка для отличных шутеров. Лично мне эта платформа нравится гораздо больше, нежели представительница седьмого поколения от Sony, поскольку «ящик» в большей степени ориентирован на тех, кто решил «пересесть» на приставки с ПК. Значительная часть библиотеки X360 (не считая шикарных эксклюзивов вроде Gears of War или Halo) – качественная мультиплатформа и хиты с «персоналок», хотя случаются досадные казусы. Об одном из таких мы сегодня поговорим.

«Квака» издавна считается развлечением исключительно для «персональщиков», особенно если учитывать, что это не просто серия шутеров, а целая киберспортивная дисциплина. Киберспорт на консолях пока не сильно прижился. Однако в отрыве от рыцарских турниров с мышкой вместо пики и клавиатурой вместо щита, творение id Software смотрелось на приставках довольно неплохо. Quake II для PS one вышел хорошей, годной пострелушкой, лично мне эта версия нравится больше, чем оригинальная – какая-то она более кинематографичная, что ли. Quake III для PS2 получился неплохим в отношении сингла и игры вдвоём на одном телевизоре, но в плане онлайновых побоищ случился былинный отказ. Дело в том, что сетевой адаптер для PS2 до 2004 года оставался секретным комбо японцев, а с наступлением 2004-го появились проекты, которые в мультиплеере умели лучше (в консольном мультиплеере, естественно). Что же до меня, то я всё-таки считаю консоли наиболее благодатной почвой именно для сингла и кооператива, нежели для онлайна.

Выход Quake IV совпал с периодом, когда сетевые пострелушки начали сдавать позиции. Даже матёрые рокетджамперы заскучали по временам, когда игроку предоставлялся огромный виртуальный мир со своей историей, по которому нужно было не просто бегать, сверкая пятками, а исследовать, открывая секретки и суперсекретки, а то и просто выискивая ключи да рубильники ради продвижения по карте. Тот же Quake II предлагал доведённую до ума бесшовную систему уровней (с загрузками между локаций, но всё же), которую прежде можно было увидеть, скажем, в «сеговском» Zero Tolerance. Грамотный дизайн сводил бэктрекинг к минимуму. Добавьте сюда интересных противников, не самый кислый сюжет про войну с инопланетной расой, и поймёте, почему эту игрушку до сих пор любят, перепроходят и «портируют» на термосы и чайники. Видеть после этого пачку карт для сетевых побоищ в красивой обёртке было досадно. Впрочем, особо ушлые ребята покупали «движок» Id Tech 3 и делали с его помощью тайтлы поинтереснее – Elite Force, American McGee’s Alice, а то и целый Call of Duty. До Кармака сотоварищи стало доходить, что полимеры куда-то исчезают, вследствие чего id Software решила вернуться в сингл – сначала с Doom 3, а потом и с новым «Квейком».

К сожалению, на Западе редко смотрят старые добрые советские мультфильмы, в частности, «Винни Пуха». А ведь там чётко показано, что бывает, если торопиться к Иа на день рождения с воздушным шариком. Quake 4 отчаянно стремились выпустить на старте X360 дабы заграбастать побольше, но получилось только испортить и приставочную, и ПК-версию. Если во втором случае проблемы постепенно решились патчами, то на консолях такие фокусы редко удаётся провернуть; пришлось ждать аж 2012 года, когда Bethesda удосужилась перевыпустить игрушку, исправив массу технических изъянов. Правда, исправить главный дефект – сомнительный контент самой игры – оказалось уже не под силу.

Quake 4 была заявлена как идейная наследница второй части, и в этом, пожалуй, её главная проблема. Не надо было вообще ничего заявлять. Ну, то есть, как со второй, с третьей частью – выпустили как есть, и всё тут. Новая вселенная, новый геймплей. В свете сравнения с «двойкой», игра 2005 года воспринимается крайне негативно. Там – динамичный экшен с мясцом в коридорах вражьей базы. Здесь – побегушки в темноте с пластиковыми уродцами. Изредка бывают проблески в виде боёв на открытом пространстве, но их так мало, что они не особенно могут исправить ситуацию. Ещё Doom 3 показал, что id Tech 4 хорош по части «пугалок», но в плане шутера это фиаско, братан. Если бы авторы так не торопились, они бы покумекали над «мотором», привели бы его в тот вид, который больше соответствует боевику, но реальность остаётся неумолимой – Quake 4 как экшен смотрится неплохо только тогда, когда вас выпускают на открытое пространство, желательно на транспорте. В остальное время это смесь неуклюжего хоррора (который тут совершенно неуместен) и какой-то инди-пострелушки с пластмассовыми пистолетиками и потугами на Голливуд. Не спасает ситуацию ни пафосный сюжет с впечатляющим расчленением главгероя ржавой циркуляркой, ни взаимодействие с дружественными NPC. Международные издания из чувства уважения к команде кармаков поставили Quake 4 в ПК-инкарнации «четвёрки», и вроде бы вопрос закрыт, но…

Но некоторые «счастливчики» приобрели игру на Xbox 360, потому как это было самое громкое имя в лаунч-линейке. Запустив её, да ещё с поддержкой Xbox Live!, наивные ожидали, что сейчас начнётся бойня. На -дцатой минуте ожидания многие из них начинали подозревать, что с игрой что-то не так. Но, ура! Уровень наконец-то загружается. Вы стремительно бежите в пучину боя… Вернее, пытаетесь стремительно бежать. Дело в том, что число кадров в секунду, которое выдаёт Quake 4 на консоли, редко поднимается выше десяти-пятнадцати. На моём стареньком четвёртом «пне» всё работало в разы лучше на средних настройках. За такое поведение «порт» удостоился почётного титула «Лучшее слайдшоу года» от GameSpot, а Microsoft пришлось пересмотреть политику лицензирования разработчиков дабы оградить пользователей от такого трэша (а заодно подстегнуть «Эпиков» с Gears of War). Помогло, но не всем. По крайней мере, такая жесть как Black Site Area 51 и Serious Sam III: BFE улетела-таки на прилавки. В качестве штриха остаётся добавить безобразную работу сетевого режима из-за постоянных ошибок взаимодействия приставки с сервером, и становится очевидно, что такую мультиплатформу лучше спрятать подальше и никому не показывать.

Quake 4 в версии для X360 – это вылитый Пятачок, не добежавший до ослика Иа. Удивительно, но впечатления от этого проекта даже хуже, чем от недоваренной Black Site Area 51. Правда, спустя семь лет после первичного выпуска игрушки на консоли (в комплекте с Quake II, чтобы не так обидно было), Bethesda решилась-таки переиздать это недоразумение, исправив технические ошибки. Лучше поздно, чем никогда. Хотя найти это переиздание не так-то просто. Поэтому мой вам совет – лучше купите Doom 3 BFG Edition или Orange Box, а вот эту попытку id Software поглумиться над консольщиками стоит пропустить. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.