Правосудие для всех
Добро пожаловать в Mega City One – оазис на окраине радиоактивной пустыни, оставшейся на месте высокоразвитой индустриальной цивилизации. Раскинувшийся на восточном побережье США от Бостона до Майами, этот гигантский каменный мешок уместил в себе четыреста миллионов человек – тех «счастливцев», кому удалось пережить ядерную войну, голод и прочие страдания ради того, чтобы попасть в новый мир. Увы, назвать его светлым вряд ли получится. Упадок моральных ценностей, нищета и безработица породили массовую преступность катастрофических масштабов. Прежняя система юстиции утратила всякую актуальность, и теперь на страже порядка стоят «Судьи» – люди, наделенные властью самостоятельно устанавливать виновных, выносить приговор и тут же приводить его в исполнение. В условиях, когда царят разруха и хаос, а пропитания не хватает даже для половины населения, возможно, это единственный путь сохранить общество, но где проходит та тонкая грань, за которой забота государства о благе собственных граждан превращается в порабощение личности?..
Серию комиксов «Судья Дредд» с определенной долей условности можно назвать предвестником киберпанка. Ведущая свою историю с 1977 года, когда на страницах британского еженедельника «2000 AD» появился первый плод трудов писателя Джона Вагнера и художника Карлоса Эскеры, она так или иначе касалась тематики взаимоотношений власти и человека, широко освещённой в американской литературе восьмидесятых годов. Для полноты впечатления стоит добавить, что центральный персонаж саги появился на свет благодаря эксперименту генетиков, а основной сценой действия является перенаселенный мегаполис. В то же время философская проблематика представлена в своеобразном юмористическом ключе, местами переходящем в жёсткую социальную сатиру, что киберпанку не свойственно.
Отечественные поклонники фантастики с миром «Судьи Дредда» знакомы в основном благодаря одноимённому фильму 1995 года выпуска с Сильвестром Сталлоне в главной роли. К сожалению, лента даёт весьма слабое представление о первоисточнике – её сюжет во многом самостоятелен, оставлены за бортом ключевые персонажи. В американском прокате экранизация с треском провалилась. Выпущенная в том же году по мотивам картины видеоигра скомпонована ещё причудливее. До экватора она строго придерживается событий фильма, однако после тяжелейшего поединка с Рико, главным антигероем по версии кинематографистов, следует вовсе не финал, а ещё десяток этапов и финальный бой с Судьёй Смерть, злейшим врагом Дредда по версии создателей комикса.
Впрочем, неразбериха с сюжетом быстро отходит на задний план, уступая место экшену. Judge Dredd – один из наиболее динамичных 2D-боевиков, приправленный к тому же фирменными специями. Подборка оружия играет решающую роль. Стандартный пистолет с бесконечным боезапасом служит основой арсенала вплоть до финиша, с его помощью можно поразить практически любого противника. Однако уничтожать их нужно с максимальной эффективностью, дабы экономить весьма уязвимое здоровье, поэтому неизбежно начинаются эксперименты с дополнительной экипировкой. Появляется стимул изучать оппонентов, выявлять слабость или устойчивость их брони к определенным снарядам. Для достижения максимальной эффективности приходится постоянно варьировать тактику, иногда пускаться в рукопашную ради экономии тяжёлого вооружения. Кроме того, некоторых преступников можно арестовывать, за что присуждается больше призовых баллов (каждые 250 000 = дополнительная «жизнь»). Эксклюзивная изюминка из комиксов – периодически подселяющиеся в неприятелей души Тёмных Судей. В случае с рядовыми врагами ловить их не обязательно, а вот сами Тёмные Судьи на заключительном этапе будут досаждать вам до тех пор, пока вы не «запузырите» отлетающие от поверженных тел призраки специальным патроном.
Прохождение не ограничивается сквозной пробежкой по хитро сконструированным локациям. Выход открывается лишь тогда, когда успешно завершена основная миссия (вторичная – по желанию игрока). Большинство типов заданий повторяется с той или иной периодичностью, изредка попадаются уникальные (например, встретить умирающего Судью Фарго в Проклятых Землях). Как нередко бывало в «шестнадцатибитные» времена, версии для двух приставок заметно различаются между собой. На SNES существенно богаче дизайн, есть ряд эксклюзивных спецэффектов вроде дождя, а этап гонок на ховерциклах, который на MD представлен в обычном боковом скроллинге, исполнен в 3D с видом от первого лица. Кроме того, на «Сеге» бесследно потерялся один интересный босс – эпизод на крышах Мега-Сити заканчивается без стычки с главарём скай-сёрферов.
Judge Dredd в формате MegaDrive/SNES – проект по-настоящему сильный с точки зрения геймплея. С другой стороны, отсутствует единый знаменатель сюжетной базы. Если «Судья Дредд» интересует вас как явление поп-культуры и художественное произведение, попытайтесь лучше добраться до первоисточника. Если же вы намерены оценить один из лучших двумерных боевиков и готовы ради этого закрыть глаза на беспомощность сценаристов, начинайте играть без малейших сомнений.
Автор:
Neon Knight