Бледная тень Че Гевары

Одним из главных событий прошлогодней осени должна была стать очередная «убийца GTA», известная как Just Cause. Ей посвящались десятки анонсов и километровые полотнища обсуждений на форумах. Про неё слагались предания уже тогда, когда из всего видеоматериала была доступна лишь горстка невзрачных скриншотов. Её действительно ждали. Право, тут было от чего сойти с ума: огромный тропический остров, революционная романтика, три сотни заданий и разнообразная транспортная техника – тотальная свобода! В итоге вместо сенсации на рынке появился очередной продукт с кучей недочётов различной степени тяжести. Самое смешное, что пиарщики почти не привирали. И остров на месте, и машины / катера / вертолёты ждут своего водителя, и начищенные до блеска «стволы» заманчиво поблёскивают на полках. Одно «но»: у самобытной скандинавской студии получилась не игра, а кладбище загубленных идей.

Неприятные сюрпризы начинаются уже при ознакомлении со сценарием. Нам обещали увлекательную историю о свержении тиранического режима в отдельно взятом островном государстве посредством завязывания отношений с представителями ряда конфликтующих сторон и натравливания их друг на друга. Вышло всё куда банальнее. Агент ЦРУ Рико Родригес занимается рутинной работой по устранению «шишек» в руководстве Сан-Эспирито и помогает разрозненным отрядам партизан постепенно освобождать страну от власти диктатора Мендозы. Сюжетные ролики сопровождаются очень специфичным псевдо-американским юмором, пафосом и демагогией. Если шведы хотели подобным образом пошутить над «тупыми янки», то у них не получилось. Не совсем понятен также статус агента Родригеса. Он позиционируется как шпион, но действует открыто, штурмует бастионы неприятеля не хуже дрессированного спецназовца и отличается настолько крепкой грудной клеткой, что может хоть гопака танцевать под свинцовыми струями – не страшно. Основная сюжетная линия исчерпывает себя уже в завязке, а второстепенные задания (на которых зиждется реиграбельность любого GTA-клона) безбожно примитивны. Даже подробно расписанные разборки между наркокартелями смотрятся блекло и притянуто за уши.

Ключевых миссий на самом деле вовсе не три сотни, а всего-то два десятка. Остальные приключения нужно выискивать самостоятельно. Например, посвящать драгоценное время освобождению многочисленных деревушек и городков от войск диктатора. Процесс сам по себе однообразный, к тому же сдобренный изрядной долей маразма. Неподалеку от каждого оккупированного поселения, буквально в сотне метров, обязательно стоит лидер партизан, дожидающийся вашего приезда. Рядом с ним непременно располагается полевой оружейный склад. Стоит завести диалог, как тут же поднимается тревога, невесть откуда вылезают соратники и вражеские солдаты. Завязывается потасовка, конечная цель которой – водрузить свое знамя на главном флагштоке, после чего баталия утихнет так же стремительно, как и началась. Прилегающая территория перейдет к партизанам, а поселение станет одним из опорных пунктов, где впоследствии вы сможете повозиться с экипировкой.

Но это всё мелочи по сравнению с главной бедой – многокилометровыми расстояниями, которые необходимо преодолевать в промежутках между миссиями. Вот тут-то вы и зададитесь вопросом: зачем было создавать Сан-Эспирито таким огромным? Хорошо, если поблизости найдётся реактивный самолет. Путешествия на автомобилях куда мрачнее, ведь развлечься в дороге совершенно нечем. Если задавить случайно подвернувшегося мирного жителя на территории официальных властей, буквально из ниоткуда материализуется несколько полицейских машин. Чем дальше – тем больше. Это интересно два, ну три, пусть даже пять раз. После двадцать пятой необязательной стычки вы станете делать всё возможное, чтобы в дальнейшем избегать контакта с навязчивыми силами правопорядка. Тем более, Рико в школе спецагентов почему-то не научили стрелять прямо из транспорта – нужно обязательно выходить. Если только не предусмотрено какого-нибудь бортового оружия, как у танков.

Что разработчикам удалось реализовать в соответствии с ожиданиями, так это экстремальные трюки. Агент Родригес всегда таскает за спиной парашют, использовать который приходится в самых бытовых ситуациях. Если вы, сидя за рулём авто, нечаянно съехали с дороги и сорвались в пропасть, то это ещё не конец. Рико на ходу покидает водительское кресло, дёргает за кольцо и вуаля – вместо бесславной гибели наступает локальный хэппи-энд. То же самое можно проделывать намеренно с целью сократить расстояние или неожиданно спланировать на головы зазевавшимся приспешникам диктатора. Ещё более увлекательно подобные вещи смотрятся при использовании воздушного транспорта, позволяющего подняться в самые небеса. Эффектно, тут уж не поспоришь. Зачастую эффективно. Кроме того, парашютные прогулки отлично сочетаются со вторым по значимости предметом технического арсенала – «гарпунчиком», с помощью которого герой прицепляется к машине (катеру, вертолёту) и следует за ней на специальном тросе как на поводке. В отличие от убийственных переездов, повторяющиеся трюки не напрягают.

К сожалению, многие достоинства перечёркиваются неудачно реализованной боевой системой. Автоприцел номинально существует, но пользоваться им в реальных условиях очень сложно. Интеллект противников измеряется микроскопическими дозами. Укрытиями загорелые хлопцы пользоваться не умеют, стреляют из рук вон плохо – умудряются мазать с трёх шагов. Перестрелки представляют собой психоделическое зрелище: пока вы отчаянно пытаетесь в кого-нибудь попасть, враги высаживают обойму за обоймой вам под ноги или за спину. А если вдруг попадают, то ущерб наносят смехотворный. Зато угодить под машину – верная смерть. В лучших традициях старых аркад противники появляются бесконечно. Никакой прямой выгоды от уничтожения живой силы врага нет, в связи с чем смакование потасовок теряет всякий смысл. Рано или поздно придётся искать транспортное средство и делать ноги, в противном случае иссякнут патроны. О реалистичности и физике говорить вообще не приходится. Автомобили на полной скорости врезаются в деревья и не деформируются, хотя с помощью оружия им можно расколошматить все стёкла и пропороть шины. Сам Рико взбирается на крутые склоны той же бодрой прямой походкой, что гуляет по земле. Катера вылетают на сушу и почему-то взрываются.

Владельцам Xbox 360 повезло чуть больше — версия для данной приставки отличается великолепной графикой и более убедительной анимацией, нежели во всех прочих. В остальном достоинства и недостатки общие, причем последние сводятся к единому принципу: разработчики собственными руками загубили массу прекрасных идей. Ведь стоило добавить к базовой концепции вменяемый сюжет, сбалансированную боевую систему и хоть немного «шпионских» элементов, и Just Cause реально претендовала бы на что-нибудь серьёзное. В своём нынешнем виде она достойна лишь грустной ухмылки и служит живым напоминанием о том, что к обольстительным пресс-релизам следует относиться с изрядной долей скептицизма.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.