Сломанный, убитый и уничтоженный

Просто удивительно, сколь многого можно достичь только потому, что твоё творчество как две капли воды похоже на чей-то громкий хит. Спросите Gameloft, они довольно кивнут, закусывая деликатесными лягушачьими лапками коллекционное красное вино. Всё это на ваши денежки, мобильные игруны, да-да. Ладно, на мои тоже, был такой грешок в виде Modern Combat. Ну и пёс с ним. Всё же мобилки – весьма специфичная платформа, там любой трэшак за конфетку прокатит. Но ПК или приставки – дело другое, тут выбор побогаче. Либо с лицензированием построже. Разумеется, это никогда не мешало игроделам наводнять прилавки откровенной дрянью. А потребители означенную дрянь проглатывают и просят добавки. Полагаете, я придираюсь? Конечно, на первой «Соньке» со стратегиями в реальном времени напряг. Стало быть, те немногие, что есть – на вес золота? Что ж, давайте внимательно посмотрим на это самое «золото».

Серия Command & Conquer, три игры вместе с властью Советов. Жена Цезаря вне подозрений. «Западный Лес» ещё с мегадрайвовских времён доказал, что серьёзно относится к «портированию» на консоли, Dune: The Battle for Arrakis удивительным образом на голову превзошла оригинал по играбельности, хотя уступала ему технически. Преемники этого динозавра от мира стратегий прекрасно играются на геймпаде и телевизоре, я бы даже сказал, что мне версии для PS one понравились больше, чем на ПК. Dune 2000 – далеко не идеальный, но толково сделанный даже не «порт», а целая отдельная версия на принципиально другом графическом «движке». Только вдумайтесь – покуда «пекарей» оставили с картинкой уровня Red Alert, «соневодам» подогнали полностью трёхмерное окружение с перепадами высот, 3D-технику и здания, пусть ценой несколько ухудшенной анимации. Вкупе с шикарным саундтреком от Фрэнка Клепаки и адекватным интерфейсом, смотрелось неплохо, хотя критики игрушку забросали тухлыми помидорами. Но в это хотя бы можно было нормально играть. Также как в Warzone 2100, смесь стратегии и конструктора, прекрасно адаптированную для приставки. Вот вам целых пять хороших стратегий на платформе. На их фоне «порт» Warcraft II от Climax, до этого исПОРТившей Diablo, смотрится бледненько. Но вот на очереди она, KKND: Krossfire. Зловещая аббревиатура, за которой скрывается…

История проекта берёт начало в 1995 году, когда вышла первая часть Command & Conquer. Неистовый успех породил немалое число завистников, среди которых оказалась Beam Software, будущая Krome Studios, подарившая нам, к примеру, Star Wars: The Force Unleashed и Test Drive Unlimited на PS2 и PSP, а также небезызвестную Shadowrun для SNES. То есть люди вроде бы не криворукие, однако когда кому-то сильно завидуешь, жаждешь повторить его триумф, то мастерство не всегда выручает. В 1997 году команда выпустила один из первых C&C-клонов, KKND. Название расшифровывается как Krush, Kill ‘n’ Destroy, то бишь примерно означает «Круши да Убивай», готовое заглавие для какого-нибудь кинотрэша. Как справедливо отметили Бонус и Гамовер в одном из выпусков «От винта!», авторы не пытались казаться лучше, чем они есть, а сделали «крепкий середнячок» в рамках своего жанра. К тому же, не лишённый экзотики – если в C&C бока друг другу мяли люди, то в творении Beam стороны конфликта принадлежат к разным биологическим видам. Выжившие после ядерной войны люди противостоят порождённым ею же мутантам, поэтому если у первых привычные глазу танки и самолёты, то вторые полагаются на мать-природу в её искажённом виде. Мутанту незачем садиться в танк, он взрастит мутанта-танка в виде гигантского краба или ещё кого. Конечно, говорить о «старкрафтовском» балансе не приходится, но явные внешние различия сторон создают иллюзию различий в прохождении за каждую из них.

Несмотря на довольно прохладные оценки от профильной прессы – в районе 7 из 10 баллов – KKND поимела некоторый успех среди играющей публики, что позволило выпустить продолжение KKND 2: Krossfire на ПК через год, а в 1999-м осчастливить приставочников появлением сего шедевра на «плойке» без цифры 2 в названии, так как первая часть там не выходила. Хотя счастья при ближайшем рассмотрении оказалось не так уж много. Я не буду по пунктам расписывать, сколько мяса обрезали с ПК-версии при переносе, мы с вами притворимся, будто вообще никогда не видели «персоналки» и всю жизнь играли только на приставках. Ну а поскольку встречают обычно по одёжке, то начнём с визуального ряда. Увы, смотреть не на что. В то время как в C&C (в 1995 году, прошу заметить) были восхитительные видеовставки с живыми актёрами, у KKND – скверно нарисованная компьютерная рожа одним планом, вешающая на уши лапшу касательно того, насколько важна следующая миссия. Многие скажут, мол, это всё свистелки, но коль скоро назвался клоном, клонируй до конца. Ладно, в RTS видеоролики – последнее дело. Тут главное, чтобы само действие смотрелось. Но снова что-то пошло не так. Запустите Red Alert, вышедшую двумя годами ранее. Вы увидите неплохо прорисованных и анимированных пехотинцев, столь же качественно выполненную технику, разрушаемый ландшафт. Солдаты умирают, истекая кровью, стены огня выкашивают всё живое – красота, да и только. Если перенестись в год выхода Krossfire на приставке, в мир планеты Арракис, то пред вашим взором предстанут пусть угловатые, но симпатичные трёхмерные харвестеры, пусковые установки и звуковые танки, неплохие спрайтовые солдатики и опять же разрушаемый ландшафт. А в Krossfire вместо чётких юнитов какая-то пиксельная мешанина, от которой кровь из глаз хлещет. Умирают все с одной анимацией, превращаясь в чёрное облачко дыма. Техника ещё ладно, но когда в такое облачко скуксивается какое-нибудь сопливое чудовище мутантов, хочется воскликнуть: «Халтура!».

Дальше – больше. Карты превратились в унылые (за редким исключением) повторяющиеся пейзажи, где глазу просто не за что зацепиться. Понятно, что апокалипсис, разруха и опустение, но вот в «Дюне», например, вообще планета-пустыня, тем не менее, от миссии к миссии местность отличалась, причём выглядела всегда отменно. Путём продолжительного обстрела её можно было слегка преобразить. В Krossfire не стоит пытаться долбить местность или искать разрушаемые объекты (помимо врагов и их строений, естественно) – ничего не выйдет. Всё прибито гвоздями, интерактивность нулевая. Заявленная сетка высот визуально малозаметна, но на геймплее сказывается (те, кто выше, не могут быть атакованы теми, кто ниже). Мне понравилось в визуалке только одно – что подбитый самолёт идёт на снижение, пока не столкнётся с землёй. Ну а дальше превратится в чёрное облачко. Как ещё назвать такую работу, если не халтурой? Выпускать сие после Wargames Defcon 1, да хотя бы даже пресловутого Red Alert – срамота. Нет смысла дискутировать про дефицит RTS на платформе, видя подобный кошмар. Игра схлопотала 5,5-6 баллов у критиков и ярлык «ещё не ужасно, но уже не средне», особой популярности в мире победившего StarCraft конечно же не снискала.

Впрочем, не только и не столько из-за «графона». По части бездарности не отстаёт от картинки интерфейс. Начать хотя бы с того, что в Krossfire нет мини-карты. Собственно, этим можно закончить. RTS без мини-карты – это не RTS. Даже в «Дюне», даже на «Сеге» мини-карта была! Почему базовый элемент любой стратегии не попал сюда – одна из тайн мироздания. Одно это обстоятельство убило во мне желание продолжать изучение объекта, пришлось себя пересилить. Надежда на то, что найдётся нечто хорошее, тогда ещё не умерла. К сожалению, точно не в области интерфейса. Взяв за основу боковое меню из C&C, разработчики старательно его ухудшили, превратив в какую-то наскальную живопись. Текстовые подсказки отсутствуют, вы будете постоянно строить фиг знает что и хрен пойми зачем. Учитывая, как щедро тут раздают единственный ресурс – нефть, и через какое место она добывается, такие эксперименты весьма болезненны. Светлым пятном можно назвать групповые упражнения – то есть, создание боевых групп и операции с их составом. Правда, отсутствие возможности быстро выбрать бойца (или нескольких) скорее удручает. Один отряд вмещает довольно много единиц, устраивать массированные атаки неприятельских укреплений, переключаясь между такими отрядами одной кнопкой, в теории легко. На практике бойцам, по всей видимости, сделали лоботомию – находясь на чужой территории они ни за что не станут атаковать здания, только вражеские войска, если те нападут. Пока вы будете дробить отряд на части, вас поприветствует артиллерия противника, произведённая за то время, которое вы потеряли на финтах с управлением. Печальное зрелище.

Тем более что KKND: Krossfire – больше тактическая, нежели стратегическая. Развитие баз задвинуто на второй план, а в ранних миссиях за каждую из сторон вам вообще не дадут ничего строить. Это идиотизм чистой воды. В нормальной стратежке вы начинаете знакомство с механикой от какого-нибудь барака или фермы, потом вам предлагают нанять или призвать первых воинов, попутно объясняя, зачем нужен каждый тип. Введение в баланс, так сказать. В Warcraft II были всплывающие советы, в Dune некоторые идеи подкидывал ментат. Тут всё куда брутальнее: вот тебе пачка каких-то юнитов, иди долбить башни и заводы. Такое впечатление, словно мы должны всё заранее знать и понимать, в том числе сюжетную подоплёку. Очень неприятно. После десятого перезапуска миссии (сохранение только в конце уровня) кое-что начинаешь понимать, главное чтобы до этого момента диск не улетел в форточку. Помимо тактических задачек, вся сложность которых состоит в том, что вы не знаете чем и против кого тут воевать, имеется в Krossfire некое подобие отстройки базы. На меню самих зданий выделен целый правый «шифт» – позволено их улучшать, выбирать, в какой отряд строить юнитов, ремонтировать или сносить к такой-то матери. Удручает, что улучшение здания никак не отражается на его внешнем виде. В качестве спайсовой фабрики и харвестера выступает энергоблок и юнит-танкер. Но сюрприз: чтобы добывать нефть, нужно ставить на месторождении вышку из передвижной вышки, которая строится в здании, которое ещё нужно построить, притом, что стартовый запас ресурса мизерный. Не понимая извращённой логики, легко прокабанить все денежки на совершенно ненужные постройки и солдатиков, после чего остаться без добычи. Если играющий зашёл в тупик только потому, что действовал не так, как предполагал разработчик, то перед нами абсолютно позорный геймдизайн.

В качестве позитива стоит отметить неплохой саундтрек из девяти композиций, а также то, что тактический элемент, хотя со скрипом, но работает. Получать удовольствие очень сложно, но какой-то интерес ненадолго пробуждается. Тем не менее, ни о какой приличной оценке, ни о каком снисхождении из-за формата говорить не приходится. Даже с учётом малого количества RTS на PS one, KKND: Krossfire – совершенно не та вещь, ради которой надо ломать себя через колено. Тусклый проходняк, местами крайне раздражающий, его соседство на платформе с серией C&C явно в пользу последней. Собственно, зачем играть в палёный клон, когда под рукой оригинал? Тратьте время на хорошее, всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Хмм. Слушай, я вроде из правильной дёргал, но руку на отсечение не дам.

  2. Атма:

    На картинках есть мини-карта. Или это другая версия?

  3. Рексарыч:

    Читал статью. Честно думал, что Axel написал. [смущение]

  4. W0x@:

    Приятно, что кто-то ещё помнит Wargames Defcon)