Заряд на победу
Усатый водопроводчик променял разводной ключ (которого у него отродясь не было) на бутсы, шорты и перчатки. Теперь он и его друзья – футболисты! И гоняют они не в уличный футбол на заднем дворе, а на настоящих стадионах. Mario Strikers выглядит нелепо, но играется посложнее иного симулятора. За три минуты обычного тайма происходит столько всего, сколько не случается за все сорок пять минут реального времени. В конечном счёте всё решает умение, тренировка, владение ситуацией и внимание. Наверное, поэтому разработчики отказались от использования разрекламированных гироскопов, предложив стандартную схему управления.
Одиночный режим начисто лишён сюжетной линии и вообще какой-либо мотивации. Выбрав капитана и троих партнёров (в роли которых выступают рядовые противники мира Марио), игрок отправляется завоёвывать чемпионские кубки. Для достижения цели необходимо пройти спаренные матчи в каждом круге соревнований, а затем дважды обыграть финального босса. Другими словами, когда на пути стоят четверо соперников, то предстоит отыграть восемь матчей, плюс два решающих. Если вы вдруг оступитесь на седьмой ступени – никаких поблажек, весь турнир заново. Оступиться, надо признать, ничего не стоит – по доброй традиции всех спортивных игр с участием Марио, геймплей требует полной отдачи и максимальной концентрации. Аналоговый рычажок на нунчаке управляет футболистом, крестовина на пульте помогает отнимать мяч, кнопка «А» выполняет пас, кнопка «В» – влечёт удар по воротам. Если мяч у простого игрока, зажатие «В» позволит нанести усиленный удар, но если провернуть тот же трюк с капитаном, получится «мегастрайк» – суперудар, когда предводитель взмывает в воздух и наносит целую серию пинков (до шести). Вратарь вынужден отбиваться, целясь в летящие снаряды контроллером-пультом. На время проведения таких манёвров таймер замирает и никто со стороны не смеет вмешиваться. По-настоящему читерская фича, особенно когда ей начинает пользоваться управляемый AI противник.
В онлайн-состязаниях игроки соблюдают негласный кодекс и редко прибегают к нечестным приёмам. Мультиплеер во многом является приоритетным выбором, тогда как одиночный режим – разве что ежедневной тренировкой. В частности, сеть сохраняет стимул для дальнейшего самосовершенствования, благо турнирная таблица обнуляется по истечении сезона и каждый участник получает шанс занять верхнюю строчку. В то же время, опытных игроков и новичков можно различить по специальным очкам опыта, выдающимся в том числе за проигрыш. Отсутствие чата и вообще любых средств связи с противником компенсируется возможностью узнать его френд-код и подружиться после.
Из-за того, что вся статистика намертво прикреплена к Mii владельца консоли, нечестные трюки и обманы неопытных юзеров в Mario Strikers не прижились. Разумеется, оборотная сторона медали тоже имеется: фактически, игрок не может ничего выбрать сам, не может указать свои пожелания касательно предстоящего матча и задать параметры поиска. Его наобум стравливают с оппонентом – если никаких возражений не находится, то начинается битва. Вернее, она начнётся после нескольких экранов меню, где предстоит выбрать капитана и состав команды, попутно определившись с расстановкой. И так каждый раз заново. Заново находится игрок, заново выбирается команда и её состав, затем стадион, и только после этого радостные футболисты выбегают на поле. Ещё одна серьёзная проблема мультиплеера – он сохраняет успехи самого владельца консоли, но не его команды; необходимость постоянно выполнять одни и те же рутинные действия сильно напрягает.
Другим поводом «пожаловаться» служит излишняя сложность. На самом деле ничего сверхъестественного нет, просто искусственный интеллект противника не замирает ни на секунду и готов постоянно атаковать ворота противника. Чем он, собственно, и занимается – грубо отнимает мяч, не стесняется использовать подлянки и суперудары, всегда крутится у ваших ворот и никогда не упускает шанса напрячь вратаря «мегастрайком». С одной стороны, это задаёт высокий темп, с другой – наводит суматоху и прибивает интригу. Стадионы маленькие, добежать от одних ворот до других можно за каких-то три секунды; удары молниеносны и их нельзя перехватить. Вратарь же, напротив, ловит практически все пущенные в его сторону боеголовки и крайне редко ведётся на хитрости. Единственный верный способ победить его – парализовать суператакой и закатить мяч в пустые ворота. Согласитесь, не самое достойное решение проблемы.
Излишняя сложность, перегруженность меню, шаткий баланс – ключевые слова в описании Mario Strikers Charged Football, или, по крайней мере, её монопользовательской половины. Здесь нет режима «новичка», поэтому если не хватает опыта, то прямая дорога тренироваться дальше. Почему Wii, а не DS? Точно не из-за графических возможностей последней – визуально детище Next Level Games выглядит слегка устарело. Разумеется, время классику не портит, но что мешало сделать лучше, красивее? На Wii это возможно, мы видели множество тому примеров. А самое главное – так ли уж всё это весело?
Автор:
Евгений «DEziG» Закиров