Старыми тропами
Популярные файтинги с некоторых пор обзавелись забавной традицией – едва ли не у каждого из них теперь имеется побочное ответвление. Девчонки из Dead or Alive в перерывах между турнирами резвятся на тропическом острове, поигрывая в пляжный волейбол, Нина Уильямс из Tekken сеет смерть на наркобаронском круизном лайнере в Death by Degrees, а герои Virtual Fighter осваивают пошаговую «боёвку» в Virtua Quest. Отсчётной точкой всего этого великолепия является 1997-й год, когда под чутким руководством Джона Тобиаса был создан экшен Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, ставший первым спин-оффом знаменитого сериала. Несмотря на существенные проблемы с управлением, в целом проект был тепло принят фанатами, что сподвигло авторов тремя годами позже выпустить второй спин-офф – печально известную Special Forces, выполненную в жанре 3D-битемапа с квестовыми элементами. Грубо скроенный сценарий, повествовавший о разборках Джексона Бриггза с криминальным кланом «Чёрный Дракон», слабо перекликался с первоисточником, геймплей вышел тупее некуда, а своенравная камера окончательно похоронила этого мутанта, изрядно подпортившего репутацию МК и послужившего поводом для ухода Джона Тобиаса из Midway. Впрочем, нет худа без добра. Реабилитировавшись двумя сиквелами основной линейки, Эд Бун вновь решил взяться за эксперименты, отдав на откуп молодой внутренней студии концепцию «Герои МК в свободное от основной работы время». Плодом изысканий получился роскошный beat’em up на двоих – Mortal Kombat: Shaolin Monks, о котором пойдёт речь.
В отличие от убогого Special Forces, Shaolin Monks является прямым родственником серии. Точнее говоря, предлагает собственный вариант сюжетной линии второй части, более цельный и подробный, акцентирующий внимание на судьбах Лю Канга и Кунг Лао. Этакий взгляд за кулисы – то, что осталось за кадром в оригинале, здесь представлено во всей красе. Начинается действо, как положено, с неплохого по качеству видеоролика, проливающего свет на финал первого турнира. Лю Канг и невесть откуда взявшийся Кунг Лао, Соня и Кано, Скорпион и Саб-Зиро, Джонни Кейдж и Рептайл, наконец, кудесник Шанг Цунг в своем стариковском обличии – имена, знакомые большинству из нас с детства. Для ностальгирующих о временах былого величия МК фанатов лучшей приманки выдумать сложно. При этом сценарий прописан настолько тщательно, что суть событий ясна независимо от знакомства с первоисточником.
Но всё-таки в первую очередь Shaolin Monks призвана услаждать заслуженных ветеранов джойстика. Сравнивать этот шедевр (да, вы не ослышались!) напрямую с God of War, Prince of Persia, или (упаси боже) Devil May Cry – не совсем корректно, хотя МК объективно ни в чём им не проигрывает. Просто оценить истинную прелесть смогут лишь те, кто помнит всепоглощающий ажиотаж тринадцатилетней давности. На каждом этапе детально раскрыта тема локаций классического Mortal Kombat II, плюс немного оригинального Mortal Kombat. При этом с особым трепетом и любовью обыграны многочисленные фанатские байки и легенды. Вы ведь всегда мечтали узнать, чьи глаза так зловеще мерцают на заднем плане в пещере Горо? Узнаете. Или желали отлупить левитирующих у входа в портал монахов? Отлупите. А также развесите врагов на крюки в комнате с кислотой, накормите досыта живые деревья, да много чего ещё совершите. Во избежание убийственного пафоса всё описанное пронизано очень уместным чёрным юмором. Одна только сцена жестокой расправы над Джейд стоит того, чтобы посвятить время прохождению.
Геймплей сам по себе прост. Здесь нет каких-то многоходовых головоломок, инвентаря или чего-то в подобном ключе. Только восемь обширных уровней, связанных друг с другом через единый портал, и безостановочный экшен. Навыки персонажей делятся на два типа: одни вы получаете по сюжету, так как они необходимы для дальнейшего продвижения, другие необязательны, но весьма полезны. Во вторую категорию входят спецудары и комбо, приобретаемые в обмен на «экспу». Скорость пополнения копилки опыта зависит от нескольких факторов. К примеру, быстро разобравшись с несколькими противниками кряду, вы получите больше баллов за счёт умножения суммы на определённый коэффициент. Поэтому укладывать врагов пачками не только эффектнее, но и полезнее с материальной точки зрения. Время от времени на помощь приходит холодное оружие, появление которого выводит зрелищность на космические высоты. Некоторые паззлы решаются с помощью ещё одной отсылки к традициям, через вариации на тему «test your might». Единственный заметный перекос – обязательное наличие напарника для полного прохождения. Только вдвоём возможно открыть все локации, добыть все секреты и разучить все приёмы. В противном случае счётчик остановится на пятидесяти с небольшим процентах. Напрягает также тот факт, что секретные персонажи (Саб и Скорп) никак не вписаны в сценарий. У ниндзь даже собственных реплик нет, во время роликов они произносят фразы основных героев их же голосами. Выглядит как откровенная недоделка.
Особняком стоят добивания, представить без которых любую часть МК решительно невозможно. Они будут появляться в вашем арсенале по мере нахождения специальных значков, купить или проапгрейдить их нельзя. Для выполнения убийственного приёма предусмотрена трехуровневая линейка, накапливающая энергию по мере избиения оппонентов. Список приканчивающих движений сократили до трёх пунктов. Первый – традиционное Fatality (нейтрализует одного врага, тратит один уровень линейки и добавляет приличное количество очков). Второй – Multality (расходует два уровня шкалы, не приносит «экспы», зато рвёт в клочья всех противников на экране). Наконец, обожаемое и столь же ненавистное Brutality – опустошая всю шкалу, герой за считанные секунды наворачивает сумасшедшее комбо в адрес любого подвернувшегося неприятеля. Активируется всё вышеперечисленное очень легко: сначала жертва вводится в нокдаун левым шифтом, затем набирается простенькая комбинация из пяти кнопок. Последовательность нажатий в любой момент можно подсмотреть в меню паузы, наравне с обычными приёмами. Стандартные добивания никак не действуют на боссов, в качестве которых выступают персонажи MK II и примкнувший к ним Горо. Для каждого из них предусмотрена индивидуальная кара, венчающая сложный, подчас безумно увлекательный поединок.
Несмотря на мелкие огрехи, в частности, шероховатую графику и искусственное акцентирование на мультиплеере, Mortal Kombat: Shaolin Monks – вещь по-настоящему захватывающая. Можете поверить на слово: все прочие поделки на тему массового мордобоя (за исключением разве что Urban Reign от Namco) не идут ни в какое сравнение с глумливо-брутальным, но в то же время идеально сбалансированным детищем калифорнийского отделения Midway. Девелоперам удалось сотворить маленькое чудо, а именно – по-настоящему качественный beat’em up с существенной примесью пресловутых adventure-элементов. Если к этому есть что вспомнить на тему старых добрых «Комбатов», то удовольствие окажется неизмеримым.
PS. В качестве одного из секретов запрятана аркадная версия оригинального Mortal Kombat II!
Автор:
Дмитрий «Axel089» Сироватко