31 марта 1999 года в прокат вышла «Матрица», легендарный научно-фантастический блокбастер в ту пору ещё братьев Вачовски. Фильм произвёл настоящий фурор. Помимо передовых технологий и ошеломительных спецэффектов, в нём присутствовал не выветрившийся дух настоящего киберпанка восьмидесятых и довольно глубокая философская основа с прямыми аллюзиями на Библию (даже человеку, далёкому от религии, несложно догадаться, кто там был Иоанн Предтеча, кто Иисус и кто Иуда). Картина заставляла о многом задуматься, в том числе о таких основополагающих вещах, как цена и грань личной свободы, всеобщее благо и комфортабельность современной цивилизации. При этом первая «Матрица» только ставила все эти вопросы. Ответить на них должны были последовавшие позже сиквелы – и с этой задачей оба они категорически не справились. Не справились настолько, что обесценили весь сюжет, вывернули наизнанку всю логику борьбы за будущее человечества и закончили повествование не победой людей над машинами, а компромиссом с ними.

Проблемы с элементарной бытовой логикой начались ещё в первом фильме. Та модель взаимного существования людей и машин, которую Морфеус патетично называл «порабощением», при более детальном изучении оказывалась симбиозом. Чего стоило машинам просто держать людей в бессознательном состоянии и получать от них то, что нужно, не давая ничего взамен? Никаких внятных ответов на этот элементарный вопрос картина не даёт, и даже не озадачивается им, а просто рисует как данность, что разумные машины в обмен на биологическую энергию людей создали для погибшей человеческой цивилизации электронную симуляцию её прошлого мира. Да за это благодарить нужно! Но нет, Морфеус несколько раз акцентирует внимание зрителей на том, что он борец за свободу и что оковы должны быть сброшены. Окей, соглашаемся мы – свобода это великая ценность, во имя которой можно закрыть глаза на некоторые шероховатости. Но дальше-то что?

А вот дальше начинается самое обескураживающее. Продолжение (которое уместнее рассматривать как один большой фильм из двух частей) продемонстрировало нам мир людей, сбежавших от Матрицы и живущих в реальности. Этот мир с самого начала поражает своей нелепостью. Подземный город Сион (ещё один привет из Библии) представляет собой лютую помесь какой-то варварской эстетики (в похожих декорациях раньше снимали боевики про Конана) и футуризма. Люди обладают потрясающими технологиями, любой негр умеет ковыряться в компьютерах и настраивать входы в Матрицу, но нормальное жильё и одежду сделать себе не могут. Механизм воспроизводства материальных ресурсов остаётся за кадром. Бросается в глаза зашкаливающий и совершенно искусственный мультикультурализм. Среди обитателей города редко встретишь обычного белого человека, зато цветных и азиатов всех мастей – целая прорва. Быт всей этой пёстрой тусовки довольно шизофреничен. В свободное от войны с машинами время они ведут праздный образ жизни, массово пляшут под эмбиентные мотивы (из Матрицы перевезли самых модных диджеев вместе со звуковым оборудованием?) и, конечно же, совокупляются. Какое-то шапито, а не пост-апокалипсис.

Дальше начинается совсем уж фантасмагория. Половину экранного времени занимает подготовка города к решающей битве с машинами и сама битва. При этом вместо абсолютно нормальных и понятных героев первой части мы видим каких-то оживших мультяшек, несущих ушираздирающую околесицу. Сион населяют шаблоны дешёвой фантастики и фрики различной степени тяжести, Морфеус вместо духовного наставника Нео-Мессии почему-то оказывается просто бесполезным персонажем второго плана, а программа-охранник Смит сходит с ума и начинает ломать Матрицу изнутри, занимая центральное место в сюжете. Все глубинные идеи и философские подтексты оригинала сиквелы попросту игнорируют, выдавая фейспалмовый видео-комикс «марвеловского» розлива вместо полноценного кино. Во всём этом дурдоме островком серьёзной драматургии остаётся только Нео, который всё-таки исполняет своё предназначение – жертвует собой во имя спасения рода человеческого. Точнее, малой его части, путём заключения сделки с машинами.

Зная о том, чем заканчивается трилогия, невольно возвращаешься к первому фильму и начинаешь совершенно иначе воспринимать образ, казалось бы, совершенно однозначного антагониста – предателя Сайфера, мечтавшего вернуться в Матрицу, из которой его тоже «спасли» посланники Сиона. «Перезагрузка» и «Революция» так и не ответили на главные вопросы: в чём ценность борьбы за ту версию свободы, которую демонстрирует лента? В чём конечная цель преодоления лишений и страданий, на которые обречены люди в реальности? Да её попросту нет. Сайфер эту зияющую пустоту вполне резонно вербализует: «Если бы Морфеус сказал всю правду, я бы засунул красную таблетку ему в задницу. Счастье – в неведении». Ведь только Матрица даёт людям возможность нормального существования. Оказавшись в реальности – без еды, без тепла и с атрофированной мускулатурой – объекты «спасения» были бы обречены на гибель, это очевидно. Но даже если бы им повезло, то они очутились бы в странном дикарском городе с пляшущими неграми. И это притом, что в Матрице их жизни ничто не угрожало. Вся идея проживания вне Матрицы в таком виде – обыкновенное сектантство.

…В принципе, я не рассказал ничего нового. Написать это эссе можно было успеть ещё в бумажный «Великий Dракон», поскольку все нелепицы и нестыковки сиквелов с оригиналом были видны сразу. Единственное, что стоит добавить сегодня – это то, что испытание временем не прошло не только само художественное произведение, но и его создатели. Братья Вачовски не сняли больше ни одной картины, хотя бы близко сопоставимой по успешности и влиянию на умы с первой «Матрицей». Затянутые в болото перманентного творческого кризиса, они изуродовали собственные тела и ныне заняты популяризацией половых извращений. Тема в современном западном обществе востребованная, на её волне экс-братья всё ещё держатся уверенно. Однако вспоминать о том, что Вачовских считали ровней Кэмерону, Финчеру и Скотту, двадцать лет спустя очень смешно. С профессиональной точки зрения они оказались героями-однодневками. Что же касается оригинальной «Матрицы», она так и осталась незаконченным шедевром. Настоящей, достойной развязки для этой колоссальной задумки авторы не придумали.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.