Двойная доза страха

Жанр Survival Horror за последние двадцать лет существенно изменился. Сегодня уже мало кто помнит, с чего начинались «ужастики» в конце девяностых – на заре нулевых. Даже если кто-то из разработчиков вдруг заговаривает о «возвращении к корням», на деле всё обычно заканчивается очередным боевиком в мрачных декорациях или прятками с неуязвимым монстром. Ещё недавно казалось, что сделать с этим ничего нельзя – едва ли кто осмелится выпустить действительно классический хоррор, с пугающей атмосферой и упором на квестовую составляющую в геймплее, незаезженным сюжетом и превосходной музыкой. Однако это произошло.

Роль разрушителей стереотипов привычно взяли на себя независимые авторы, не обременённые обязательствами перед издателями. Студия Bloober Team успела набить руку на ниве создания недорогих, но достаточно амбициозных проектов; настало время для более масштабного эксперимента. Если вы пропустили Layers of Fear, Observer и Blair Witch, то настоятельно рекомендую наверстать упущенное перед знакомством с очередным творением польской команды – продолжающим традиции славного прошлого триллером The Medium. История создания этой игры уходит в 2013 год, когда изначально задумывалось выпустить её на PS3, Xbox 360 и Wii U. По тем временам технические возможности приставок не позволяли осуществить всё, что хотели разработчики. Да что там говорить – даже PS4 и Xbox One не годились для этого. Именно поэтому The Medium простоял на стапелях до следующего поколения консолей, выйдя только на Xbox Series X и S. Владельцам PS5, возможно, придётся подождать – официальных анонсов релиза на приставке от Sony пока нет, но отчаиваться не стоит.

Чего же такого напридумывали поляки, что только платформы девятого поколения оказались в состоянии воплотить их замыслы? Для ответа на этот вопрос давайте познакомимся с главной героиней – Марианной. Как гласит название игры, она медиум. Самый настоящий. Свои способности девушка обнаружила, когда стала работать в похоронном бюро своего отчима в одном из городов Польши. Однажды Джек умирает. Марианне приходится готовить его в последний путь. Работа, которую она делала уже не раз, превращается в нечто особенное из-за эмоциональной связи с близким человеком. Дух Джека не хочет покидать этот мир, Марианне приходится использовать свои навыки дабы успокоить его и проводить как следует. В моменты, когда посредница общается с потусторонним миром, она видит две реальности одновременно. Это не просто сплит-скрин, как если бы вы играли в кооперативном режиме с другом, где загруженный уровень одинаков для вас обоих. Изображения параллельно просчитываются системой. Одинаковой остаётся архитектура локаций, но текстуры и модели, освещение, множество мелких деталей – уникальны. Приставке фактически приходится демонстрировать две игры одновременно, что было не под силу платформам предыдущих поколений. Значительная роль в этом процессе отведена SSD. Когда происходит смена ракурса камеры, да ещё на двух разных изображениях, скорость загрузки данных становится критичным параметром для вывода стабильной картинки.

Проводы Джека в похоронном бюро для Марианны лишь прелюдия к предстоящим испытаниям. Чуть позже в офисе раздаётся тревожный звонок. Незнакомец по имени Томас призывает девушку на помощь. Он знает, что она медиум, и если Марианна хочет получить ответы на вопросы, откуда у неё эти способности и почему ей снится один и тот же сон про маленькую девочку у причала, она должна отправиться на курорт под названием Нива. Намёки на «Сайлент Хилл» – прозрачнее некуда. Слово курорт лишь звучит красиво. На самом деле это заброшенное место в лесной чаще у озера, куда любили приезжать состоятельные люди до того, как тут случилась массовая резня. К 1999 году, а именно в это время начинают происходить события, Нива превратилась в мрачный закуток без единой живой души, однако для медиума картина открывается совершенно иная. Марианна достаточно скоро понимает, что вокруг полно загадок и спиритических аномалий, но она ещё не догадывается о том, что всё произошедшее здесь в прошлом и то, что случится в будущем, имеет непосредственное отношение к ней.

Чтобы разобраться во всём этом клубке, нужно тщательно исследовать обширные локации. Главное здание курорта вас надолго не задержит, примерно половину времени вы проведёте в близлежащих лесных окрестностях. Продвижение из одной локации в другую блокируют препятствия. Чаще всего это двери, для открытия которых, как положено в классике жанра, вам нужно найти ключевой предмет или элементарно что-нибудь подвинуть. Главной особенностью решения большинства головоломок является способность Марианны видеть реальный мир и пространство духов одновременно на одном экране. Разработчики назвали такую систему «двойной реальностью». Она проявляется помимо воли героини в те моменты, когда духам есть что рассказать об этом месте, когда нужно раскрыть их секреты и помочь им обрести покой.

Общий принцип можно понять уже на примере первой загадки. В главном здании Марианна встречает душу девочки, называющей себя Грустью. Новая подружка героини убегает наверх, пытаясь показать путь к месту, где, вероятно, находится Томас. Однако в реальном мире Марианна не может подняться, поскольку лестница разрушена. Зато рядом есть лифт, воспользовавшись которым путешественница тут же застревает. Каково решение? Лифт всего лишь остался без электричества. Чтобы его снова запитать, Марианна должна покинуть своё тело и в мире духов найти источник энергии, спустившись по существующей там лестнице на первый этаж. Далее вернуться назад к лифту и подать ток в реальный мир. Ничего сложного, но надо спешить, ведь похождения в спиритическом измерении ограничены по времени. Важно правильно рассчитывать свой путь и не отвлекаться на ерунду. При решении головоломок в «двойной реальности» приходится мыслить нешаблонно, полагаясь на чутьё и догадки. Скажем, в одной из комнат вы найдёте дедушкины часы. В мире духов, если повернуть стрелки циферблата, можно увидеть прошедшие события, а главное – момент, когда дверь была открыта. Игра мотивирует к разнообразным творческим подходам.

Бродя по курорту, Марианна использует свои способности на полную. Ведь здесь даже некоторые предметы в реальном мире излучают энергию, получившую название «эхо». Изучив эхо, можно узнать, что же на самом деле произошло в этом месте. Постепенно из кусочков выстраивается целая картина, совершенно очевидно говорящая о том, что мы тут не одни. С Грустью вы уже знакомы. Пусть выглядит девочка угрюмо, как положено призраку, зато она добрая. Однако есть кое-что, настроенное весьма враждебно. При этом единственное оружие Марианны – всё те же сверхспособности. Когда на пути появляется стая мотыльков, самое время включать энергетический щит, создающий ауру вокруг героини и позволяющий ей пройти опасный участок. Куда большую опасность представляет существо под названием «Моль». В мире духов его никак не убить. Моль преследует медиума на протяжении большей части игры, мимо неё надо незаметно проскакивать или чем-то отвлекать внимание. В этом плане The Medium мало чем отличается от большинства современных хорроров, где подобный противник стал уже незаменимым атрибутом жанра.

История The Medium в целом очень мрачная, выдержанная в стиле психологического триллера. В самом начале всё будет развиваться медленно, набирая обороты только ближе к финалу. По ощущениям игра больше похожа на адвенчуру. Любители шутеров прозвали такие проекты «симуляторами ходьбы». Если нравится пострелять, то вам явно не сюда. Марианна использует свои способности исключительно для самозащиты и решения паззлов. Однако перед нами самый настоящий хоррор, по атмосфере очень близкий к Silent Hill, о явных и неявных отсылках к которому я уже упомянул. Сама идея двух миров тоже перекочевала из японского «ужастика», с той лишь разницей, что там приходилось перемещаться между реальностью и кошмаром, а наша героиня находится в них одновременно. Надо отметить, что игра не пытается чрезмерно выпячивать ключевую особенность – многие локации существуют только в реальности. При этом авторы постарались избегать одинаковых геймплейных решений. The Medium раз за разом преподносит геймеру что-то новое, замещая отсутствие экшена разнообразием квестовых элементов.

В чём ещё выражается масштабность нового проекта от Bloober Team? Впервые разработчики решились использовать вид от третьего лица, который, безусловно, требует более профессиональной и сложной режиссуры, чем вид «из глаз». Тут и мимику героини нужно детально отрабатывать, и её взаимодействие с окружающим пространством. Что самое примечательное, хорошо сделаны кинематографичные ракурсы камеры, как в классике жанра. Возникает ощущение просмотра настоящего фильма ужасов, тем более бояться есть чего. Разработчикам удалось передать подлинный страх. Всё-таки общение с душами умерших людей всегда будет выглядеть жутко. Эффект неожиданности тоже есть, но на нём не акцентируется особое внимание. Главным элементом является сама окружающая обстановка. Вспомнить хотя бы вступительную сцену, где Марианна завязывает галстук на теле Джека в морге похоронного бюро. Вроде ничего такого, а уже мурашки пробегают по спине. Затем свет начинает судорожно моргать, где-то сверху в офисе раздаётся непонятный грохот. Геймер начинает чувствовать себя неуютно – ему и подниматься наверх уже страшновато, и оставаться рядом с покойником жутко. Конечно, все мы разные и всё воспринимаем относительно, но для обычного человека такой пролог сам по себе может показаться гнетущим. То ли ещё будет.

Естественно, передать атмосферу ужаса игра не смогла бы без первоклассной картинки и отличного как звукового, так и музыкального сопровождения. The Medium один из первых проектов, позволяющих прикоснуться к графике нового поколения. Даже не верится, что небольшая студия смогла выжать такую красоту из старенького Unreal Engine 4. В любой момент можно сделать скриншот, распечатать и повесить на стену – сойдёт за фотообои. Каждая локация проработана до мельчайших деталей. В создании музыки помимо штатного композитора Аркадиуша Рейковски принял активное участие легендарный Акира Ямаока, автор саундтреков всех культовых частей Silent Hill. Ещё один довод в пользу того, что The Medium тяготеет к этой франшизе. Не сомневаюсь, что вы сразу же опознаете треки, написанные Ямаокой – мастер с годами не растерял свой фирменный почерк. Яркий пример – парковка возле главного здания курорта напомнит вам тот момент, когда вы впервые взялись за Silent Hill 2. Большим подарком для фанатов творчества Акиры стали три песни с вокалом Мэри Элизабет МакГлинн и Троя Бейкера. Что касается музыки Рейковски, то от творений японца она отличается особой мелодичностью, которая проберёт вас до дрожи, а может даже до слёз. Правда, ценители оригинальных звуковых дорожек будут огорчены, ибо не найдут версию на польском языке, только на английском.

Как почти все проекты, которые вышли или должны были выйти в 2020 году, The Medium столкнулась с трудностями на финальных этапах разработки из-за пандемии. К счастью, патчами удалось исправить почти все технические проблемы. Мелкие недочёты остались, но они несущественны. Кстати, о слёзах. Если вы не подсмотрели концовку в интернете, приготовьтесь к эмоциональному потрясению. Bloober Team создали огромный задел для сиквела, простор для фантазий остался крайне широкий. Хочется верить, что продолжение не заставит себя долго ждать, учитывая уже состоявшийся коммерческий успех (точные цифры неизвестны, но студия объявила об окупаемости по итогам предзаказов и первой недели продаж). В семействе хорроров появилась новая франшиза, потенциал которой ещё предстоит реализовать. Несмотря на все достоинства игры, всё-таки хотелось бы, чтобы Марианна имела ещё больше разнообразных сверхспособностей, а мир духов кишел десятками всевозможных опасных существ. Это сделало бы геймплей ещё более многогранным и увлекательным. Но надо не перестараться, дабы не превратить всё в очередное побоище.

В завершение хочется сказать, что The Medium действительно вернула жанр Survival Horror к истокам, да ещё украсив ультрасовременной графикой. Такую роскошь гиганты в лице той же Capcom себе позволить просто не могут. Запросы современной публики совсем иные. А вот Bloober Team смогли привлечь внимание к своему творению, не побоявшись остаться без внимания массовой аудитории, за что им огромное спасибо. The Medium должен попробовать абсолютно каждый поклонник «ужастиков». Если у вас есть подписка Xbox Game Pass, то вы можете загрузить игру прямо сейчас и отправиться исследовать пугающий мир курорта Нива. Для остальных она доступна в свободной цифровой продаже.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.