Такой же, как все

Польские игровые разработчики стали таким же интересным локальным феноменом, как в своё время финские создатели сотовых телефонов. Вроде, с чего бы, но вдруг бац – и попёрли как после дождя брэнды с мировыми именами. В основном, конечно, слава досталась CD Project Red с их «Ведьмаком» (а теперь ещё и с «Киберпанком»), но у коллег из People Can Fly тоже получилось смастерить несколько проектов, заявивших о себе во всеуслышанье. Вот только о полной творческой самостоятельности студии говорить не приходилось – свои главные хиты поляки создали под руководством американцев из Epic Games. Оставшись несколько лет назад без покровительства, деятели из Варшавы поначалу даже растерялись от нахлынувшей свободы и сами не знали, за что хвататься. Обсуждалась идея вернуться к Painkiller, хиту времён эпохи PS2, но права на него остались у сторонних издателей. Затем пошли слухи о сиквеле нашумевшей Bulletstorm, но и там ничего конкретного не сложилось. По итогу возобладала концепция создания новой франшизы, которая должна исполнить роль эдакого флагмана и символа перерождения студии. Получилось или нет?

Ни с первого, ни со второго, ни с двадцать пятого взгляда Outriders не выглядит чем-то необычным. Сюжетная кампания встречает вас полнейшей вторичностью буквально с первых секунд. Вы – переселенец на далёкой незнакомой планете, куда горстка выживших рванула после апокалипсиса на родной Земле. Но нет покоя новоприбывшим, интриги и грязные преступные замыслы уже проникли в мир Эноха. В голове моментально проносится бесконечная цепочка ассоциаций – Borderlands, Destiny, Mass Effect… Да и упомянутый ранее Bulletstorm тоже изрядно перекликается с этой бесхитростной завязкой. Дальше – типичная для жанра картина. Есть ряд второстепенных персонажей, подбрасывающих задания, есть магистральная колея, на которую необходимо периодически возвращаться, чтобы двигаться вперёд. В такой структуре прохождения нет места откровениям. Что касается проработки отдельных персонажей и событий, то далеко не всё так тоскливо. Некоторые герои и сюжетные арки удались на славу. Если ваши ожидания не были слишком завышенными, то расстраиваться точно будет не с чего.

За ролевые элементы отвечает, конечно же, древо прокачки. В его основе лежит выбор одной из четырёх специализаций, по сути – магической стихии, происходящей от природной аномалии мира Эноха. «Техномант» – традиционная профессия из серии «мастер на все руки», умеет сооружать технические приспособления; «Пиромант» – повелитель огня; «Трикстер» – фокусник про прыжки за спину и неожиданные телепорты; наконец, «Разрушитель» – тоже традиционный силовой типаж со скиллами ближнего боя. В каждой профессии можно освоить восемь уникальных способностей и раскидать их на три слота для практического использования. Что любопытно, лечение тоже привязано к «заклинаниям»: подожгли кого-нибудь – заодно себе ХП поправили. С одной стороны, забавно, с другой, несколько ломает баланс и вынуждает лезть в опасные контакты при необходимости срочно оздоровиться. С балансом тут, кстати, вообще не очень. Пиромант легко кроет коллег и мощью, и дистанцией применения, и удобством своих фаерболлов. Остальные в чём-то похуже, а тяжеляк вовсе обуза.

Но это только одна часть «прокачки» – если так можно выразиться, магическая. С оружием и экипировкой возни намного больше. Жанр не зря уже давно в шутку называют «лутер-шутер». Подбирать на поле боя нужно не только сами «стволы», но и разномастные модификаторы к ним, которые для пущей эффективности должны перекликаться со специализацией персонажа. Соответственно, необходимо то и дело бегать на базу, выковыривать ненужные моды и вставлять правильные. Полезность тех или иных пушек зависит от многих факторов. В первую очередь, разумеется, от породы противников. Как в старом добром Lost Planet: Extreme Condition, основной контингент составляют простые люди-колонисты и звероподобная фауна планеты. Отдельным классом выступают люди со способностями алиума – такие же трудноубиваемые маги, как вы, с уникальными особенностями поведения. Обычно появляются в качестве боссов и наводят немало шороху. Ещё один важный фактор – «уровень мира», модерируемый вами параметр. Суть очевидна: чем он выше – тем тяжелее сражаться, зато больше приличного лута. Придраться тут особенно не к чему, система хорошо отлажена и позволяет настроить игру под свои запросы и способности.

А вот к чему придраться можно и нужно, так это к однообразнейшему левел-дизайну. Весь ваш путь состоит из коридоров и небольших открытых локаций, где происходят массовые побоища. Этим изысканным блюдом разработчики балуют нас со времён данженовых бродилок доисторического происхождения. Уж на что стали монотонными в последнее время песочницы с «открытым миром», но когда тебя просто за руку водят из точки «А» в точку «Б», это воспринимается как обычная лень и пошловатое стремление сэкономить на мелочах. То же самое с изложением многочисленных сюжетных перипетий. Сценаристы вроде бы постарались на совесть, но постановка роликов отбрасывает игру куда-то в прошлое десятилетие, а существенная часть материала вообще представлена в виде текстовых файлов. Зачем разводить целую кат-сцену про очередного босса? Давайте накатаем про него увлекательный фельетон, кому интересно – почитают. Нет, это не уровень ААА-хита 2021 года, уж извините. Графика тоже застряла где-то в прошлом поколении; незачем брать Outriders на PlayStation 5 или Xbox Series X, если старые приставки ещё в строю.

Однако списывать очередное творение польского геймдева преждевременно. Ситуацию заметно меняет кооперативный мультиплеер, раскрывающий возможности игры совершенно по-новому. Тут вам и прямое взаимодействие игроков друг с другом в сюжетном прохождении, и совместное открытие новых локаций, и добыча уникального лута, и кроссплатформинг, позволяющий встречаться на одном поле владельцам всех игровых систем, включая ПК-шников. Отдельная радость для хозяев платформ семейства Xbox – с момента выхода Outriders находится в «Геймпассе», так что брать его по фулпрайсу не обязательно. Проблема с перегрузкой серверов, возникшая на запуске, была эффективно решена за считанные дни и больше беспокойств юзерам не доставляет. Никаких фритуплейных штучек авторы прикручивать тоже не стали, за что им огромный респект. Онлайн оказался настоящим спасением и обеспечил хорошие продажи, несмотря на длинный список претензий к разработчикам (особенно по поводу перенастройки билда персонажа в режиме реального времени).

Если суммировать все впечатления, Outriders получилась слишком безликой и до звания суперхита вряд ли дотягивает. Её сюжетная начинка – стандарт современной игровой фантастики, геймплей – такой же стандарт шутеров от третьего лица с многочисленными RPG-элементами. Правда, это вовсе не означает, что за развитием истории неинтересно следить, а в саму игру неинтересно играть. Отсутствие оригинальности всегда воспринимается людьми по-разному – не у всех же стаж идентичен. Точнее, наоборот, у каждого он индивидуален. В остальном у People Can Fly получилось хорошо сделать то, что получалось хорошо делать всегда – скомпоновать различные механики и дизайнерские наработки в нечто цельное и достаточно легко осваиваемое. Учитывая, что перед нами первый опыт полностью самостоятельного творчества после очень долгого перерыва, понятно желание свести риски к минимуму. Есть основания надеяться, что сиквел получится более самобытным и потрясёт наше воображение в недалёком будущем уже полностью на некстгене.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Headhunter, читаю статью и думаю о шутере от третьего лица с элементами RPG — «Mass Effect». )))

  2. Macintosh:

    Игру пока пропустил, хотя хотел взять несколько раз. Буквально плавал вокруг маленькими кругами. В другой раз.