Отвал башки
О безумной маркетинговой политике «Сеги» в середине девяностых, когда она одновременно пыталась поддерживать давно устаревшую 8-битную Master System, дряхлеющую Mega Drive и свежевыпеченную Saturn, а заодно конкурировала с Nintendo на рынке мобильных развлечений, сказано немало. Однако одно из ярких проявлений этого безумия, а именно аддон к «Мегадрайву» – 32X, на страницах нашего журнала до сих пор не был охвачен вниманием. Настало время исправить данную оплошность. Притом что дисковый привод Sega CD благополучно существовал аж с 1991 года, в 1994-м зачем-то понадобилась ещё одна приблуда, расширяющая возможности морально устаревшей 16-битки. Коллеги из той же Nintendo додумались вставлять дополнительный чип в картриджи с играми, для которых базового «железа» не хватало, «сеговцы» аналогичный трюк проделали только с Virtua Racing, а затем сочинили себе затратную головную боль, едва ли хоть как-то продлившую жизнь консоли. Поддержка была прекращена примерно в одно время с основной моделью, игр для системы за два года вышло около сорока, из них эксклюзивных – чуть больше десятка.
Охватывая беспристрастным взглядом доставшуюся нам в наследство скудную библиотеку 32X, выделить в ней можно разве что произведения от внутренних студий самой «Сеги». К платформеру из семейства сониковых, посвящённому приключениям краснопёрой ехидны Наклза, мы когда-нибудь ещё вернёмся, а сегодня хотелось бы рассказать про милую пародию на популярный в те времена MechWarrior. То есть на самом-то деле авторы Metal Head, наверное, хотели сделать нечто серьёзное, даже сюжет сочинили, но получилась именно что пародия. В прологе закадровый механический голос блекло повествует нам о безрадостном будущем, где едва сформировавшуюся Земную Федерацию атаковали невесть откуда нарисовавшиеся террористы, обладающие целой армией боевых роботов. У наших парней, к счастью, тоже есть одна такая машинка – на вид неказистая, зато бабахает о-го-го как. Уже в ходе изложения нам демонстрируют непосредственно игровую 3D-графику, выглядящую чуть лучше, чем трёхмерность на SNES с чипом Super FX, но явно недотягивающую до ранних поделок с PlayStation. Даже по меркам 1995-го такое смотрелось стрёмно.
Игра ожидаемо оказывается шутером с видом из кабины прямоходящего робота. Нас раз за разом выпускают очищать от врагов городские улицы с бесконечными коридорами из зданий. Шесть уровней разбиты на три отдельных этапа, в каждом из которых требуется выполнить одно задание за отведённое время (ровно шесть минут). Перед миссией вдохновляющую речь толкает некий дядька в очках, фотопортрет которого настолько кошмарно анимирован, что лучше выставить через опции рисованную картинку. С анимацией тут вообще всё печально. Если модельки роботов, машинок, каких-то летающих вундервафель отрисованы худо-бедно нормально, то в движении они больше похожи на пластмассовых китайских трансформеров. Декорации утомляют однообразием, но дома, огораживающие улицы плотным кольцом, хотя бы напоминают настоящие, попадается даже различный дизайн фасадов. А вот глубина изображения совсем никакая. На дальнем плане в створе проспекта всё время маячит плоский задник, однако стоит подойти к самому краешку карты, как шагов за двадцать выскакивает стена очередного дома. Противники тоже материализуются, когда к ним подкрадываешься в упор.
Ощущается мех довольно-таки чугунным. Разворота корпуса отдельно от ног, как в том же MechWarrior, не предусмотрено, прыжков нет (да и куда тут, собственно, прыгать-то). К счастью, имеется ускорение, а также возможность оглядываться по сторонам, вынося камеру чуть вперёд. Основным орудием труда служит пулемёт с бездонным боезапасом, прекрасно справляющийся с любыми мишенями. Бывает очень забавно наблюдать, как огромная стальная махина разлетается на куски от небольшой прицельной очереди. Мелюзге вообще хватает одной пульки. Спрашивается, зачем при таком ультимативном чейнгане какие-то ракеты и пушки, да ещё с ограниченным арсеналом? По правде говоря – не знаю, но разработчики всё же предусмотрели альтернативные варианты экипировки, покупать которую нужно в магазине между уровней на заработанные очки. Всё как у больших взрослых дядей на сурьёзных компуктерах. Придать бы ещё действию какой-то осмысленности, добавить интересных персонажей, нарисовать хоть каких-нибудь заставок – могло бы получиться нечто интересное. Японские геймдизайнеры остановились на программе-минимум.
С технической стороны проект не так уж плох. Да, стрёмная 3D-графика, опоздавшая на пару лет, не вдохновляет, но это же игра для владельцев старенькой «Сеги», соблазнившихся докупить странный прибамбас вместо полноценной новой приставки. В то же время механики работают исправно, а геймплей интуитивно понятен. Вот тут-то и задаёшься вопросом: на кой чёрт нужен этот 32X? Всё равно делать нормальные современные игры для него нельзя, приходится выкручиваться, лепить заведомо устаревшую картинку, фактически обнуляющую успехи программистов. Выпустить примерно то же самое на более мощной Saturn с качественным оформлением и продуманной сюжеткой было бы хорошим вложением средств. А так – жалкая пародия с дёргающимся мужиком на экране брифинга, никому не нужная тогда, всеми забытая тридцать лет спустя. Именно на таких странных кейсах «Сега» профукала возможность конкурировать с «Сонькой», выкидывая деньги в пустоту. Закончилось известно чем.
Автор:
Neon Knight