Любимые детьми во всех уголках земного шара Могучие Рэйнджеры не так давно благодаря каналу REN-TV стали ближе нашим юным телезрителям. Правда, крутившийся там сериал – лишь капля в море, имя которому Mighty Morphin Power Rangers. История о приключениях пятёрки храбрых юношей и девушек, вставших под предводительством Зордона на защиту Земли от вселенского зла, намного шире, она уходит корнями в середину семидесятых годов прошлого столетия. Родина «Рэйнджеров» вовсе не Америка, как многие полагают, а Япония. Именно там в 1975 году появились прототипы будущих MMPR в форме детского игрового телешоу с оригинальным названием Secret Task Force «Goranger». До Штатов и остального англоязычного мира супергерои добрались значительно позже.
Позаботился о «переезде» популярный на западе продюсер ближневосточного происхождения Хаим Сабан, известный по работе над различными проектами для младшей возрастной категории. Однажды в 1992 году, путешествуя по Стране восходящего солнца, он случайно увидел очередной эпизод саги о великолепной пятёрке и, недолго раздумывая, принял решение познакомить с ней американскую аудиторию. Был заключён лицензионный договор, часть прав на использование брэнда попала в руки Сабана и компании Fox Children’s Network (права на издание продукции под маркой Power Rangers в Азии до сих пор остаются у изначального владельца, Toei Co. Ltd.). В 2003-м, после десяти успешных сезонов, Сабан выгодно перепродал свои активы империи Disney.
С 1993-го по 2008-й «Могучие Рэйнджеры» огнём и мечом прошлись практически по всему миру, став, если верить различным подсчётам, самым популярным телешоу в категории для детей до десяти лет. Сабан отнёсся к раскрутке более чем серьёзно, в результате большую часть коммерческого успеха принесла не столько телевизионная составляющая, сколько сопутствующий мерчендайз. Доход от продажи тематических игрушек (производством которых занимается гигант индустрии Bandai, точнее, его американский филиал) сопоставим с доходом от продаж игрушек на тему Star Wars, Pokemon и Transformer. Согласитесь, достойная компания. Кроме того, пользуются устойчивой популярностью серия книг, полнометражный фильм (1995 г.) и, разумеется, видеоигры с участием разноцветных воинов. Их тоже было издано достаточно много – более двадцати на различных платформах, включая Game Gear, Sega CD и Nintendo 64. Из консолей прошлого поколения Рэйнджеры посетили PlayStation 2 и GameCube, но особенно ими был облюбован малютка Game Boy Advance, на котором защитники Галактики отметились аж целых пять раз.
Будучи направленными на самую младшую возрастную аудиторию, игры по мотивам франшизы никогда не отличались особым разнообразием. Как правило, это были простенькие «битемапы», в которых обыгрывались сюжеты отгремевших недавно телевизионных сезонов. Именно таким получился Mighty Morphin Power Rangers 1994 года выпуска для Super Nintendo. Благословенные времена, когда подробности порой можно было узнать только из сопроводительного буклета. Сама игра категорически бессловесна. Хватайте одного из пятёрки полюбившихся героев – и вперёд, громить злобных инопланетных вторженцев! Классический боковой скроллинг, пара ударов, супербомбы. Ваши подопечные умеют драться даже без своих суперкостюмов. А когда наступает момент решающей схватки – объединяют усилия, превращаясь в могучего робота Мегазорда. Ещё одна игрушка с аналогичным названием, но за авторством другой студии, вышла на «Сеге», она принадлежит к разряду рисованных файтингов.
По мотивам упомянутого выше фильма в том же 1995 году появилась Mighty Morphin Power Rangers: The Movie. Версии для MD и SNES тоже сильно различаются между собой, хотя принадлежат к одному жанру. А вот в 1996-м настало время для первого эксклюзива. Да ещё какого! Saban’s Power Rangers Zeo: Battle Racers, как нетрудно догадаться по названию, представляет собой боевые гонки, причём не какие-нибудь, а трёхмерные, а-ля незабвенный Mario Kart. Даже горизонтальное разделение экрана такое же (у Марио снизу был радар, показывавший положение участников заезда, у Рэйнджеров – зеркало заднего вида), только машины и фигурки персонажей заметно крупнее, что немного мешает ориентироваться на трассе. Общий антураж, разумеется, весёло-развлекательный. Много разнообразных персонажей на всякой фантастической технике, оружия и заводной музыки. Отличный повод провести вечер с друзьями.
А что же переносная аппаратура? У Рэйнджеров с самого начала сложились тёплые отношения с Nintendo, игры по франшизе выходили на всех «нинтендовских» портативках. Ещё в 1994-м на черно-белом Game Boy состоялся «порт» описанной выше Mighty Morphin Power Rangers для SNES. Сайд-скроллер отличился совсем уж бедной картинкой и почти отсутствующей анимацией, зато порадовал красивыми заставками (на них даже показали процесс сборки Мегазорда!) и на удивление интересными схватками против боссов. Game Boy Color в 2000-м получил свою версию боевика Saban‘s Power Rangers: Lightspeed Rescue, чуть позже появившегося также на PlayStation и Nintendo 64. На GBC, разумеется, это снова был каноничный «плоский» скроллер, тогда как консоли осилили вполне сносный 3D-«битемап» с обилием видеовставок и на удивление добротным управлением.
Наконец мы подобрались к самому вкусному. Скажу вам честно: весь этот материал я затеял ради того, чтобы рассказать о многочисленных попытках Рэйнджеров покорить мой любимый Game Boy Advance. Начались они буквально с момента запуска самого малютки GBA – Power Rangers: Time Force вышла осенью 2001 года, чуть-чуть припозднившись к лаунчу. Она повествует о том, как дружная команда гоняется за очень опасным преступником по имени Рэнсик в различных временных эпохах, куда злодей направляется с целью захватить мир ещё до появления Рэйнджеров. Геймплей сводится к блужданиям по пересечённой местности в поисках того, кто ответит за творящиеся вокруг безобразия, то бишь босса. Архитектура этапов достаточно примитивна, но иногда попадаются сложные места. Битва с боссом проходит в два присеста: сначала чистим ему интерфейс обычным способом, затем перевоплощаемся в Мегазорда и завершаем начатое. Помимо основного оружия Рэйнджеры экипируются тремя видами дополнительного снаряжения, не особо сильно влияющего на ситуацию, но вносящего разнообразие. Сами герои немного различаются по характеристикам – у кого удар помощнее, кто прыгает повыше. К сожалению, применение индивидуальных черт практически не востребовано. Мегазорд вообще обходится парой атак, за счёт которых наполняется энергетический конус слева, после чего очередная злобная тварь вырубается с одного пинка. В целом впечатления сдержанные, но игрушка вполне добротная.
Намного веселее в следующем боевике – Power Rangers: Wild Force, вышедшем в ноябре 2002-го. Снова приходится бедным Рэйнджерам гоняться за каким-то нехорошим товарищем, стремящимся напакостить всему человечеству. Интересное начинается с момента выбора персонажей – из пяти возможных кандидатов на каждую миссию нужно брать сразу четверых. Под непосредственным управлением оказывается первый, остальные числятся в «группе поддержки». По мере накопления специальной энергии разрешается применять против врагов групповые атаки, которые намного эффективнее обычных. Герой также способен очень быстро бегать, сметая кого угодно с пути. Уровни разделены на зоны, в каждой необходимо разобраться со всеми агрессивными созданиями, после чего открывается проход дальше. Противники в огромных количествах прут со всех сторон, задавая дракам отличную динамику. Игра, к сожалению, очень быстро заканчивается, всего лишь семь небольших по размерам уровней отведено нам для развлечения. Мало. Хотя, с другой стороны, ровно столько, чтобы не начинало приедаться.
В сентябре 2003-го презентован третий эпизод приключений Могучих Рэйнджеров на GBA – Power Rangers: Ninja Storm. На этот раз было решено вернуться к истокам, в результате геймеры получили знакомый до боли в печени двумерный платформер. Персонаж перемещается только назад или вперёд, для борьбы с ордами злодеев применяет своё фирменное оружие или альтернативное, лежащее в ящиках. Разрешается брать под своё чуткое руководство либо одиночного героя, либо группу из двух или трёх. Если выбрали группу, то персонаж меняется в любой момент нажатием кнопки Select. Головоломки и трудные места, если можно их так с натяжкой назвать, встречаются крайне редко. Геймплей излишне прост, предыдущая глава ставила более интересные задачки. Двухфазные поединки против боссов остались в силе, только выглядят они немного иначе: когда в битву вступает Мегазорд, его оппонент отходит вглубь декорации, а мы лицезреем могучую спину нашего защитника. Каждая супер-атака отдельно анимирована, плюс нужно успевать нажимать подсвеченные на экране кнопки (настоящее QTE, пускай в зачаточном виде). Игра не только лёгкая, но и довольно короткая.
Power Rangers: Dino Thunder 2004 года выпуска ознаменовала очередной сезон – первый после отхода от дел Хаима Сабана. Главные версии были выпущены для PlayStation 2 и GameCube, но малыш GBA снова не остался обиженным. Порядком поднадоевший боковой скроллинг разбавлен несколькими неожиданными головоломками, сложной архитектурой локаций и необходимостью постоянно что-нибудь искать. В противовес этому поединки с боссами откатились до примитивного файтинга, в котором нужно колошматить по одной кнопке, не заботясь о действиях неприятеля. Также интересным новшеством является полное отсутствие выбора персонажей. Начальник сам решает, кого куда отправить, вам остаётся лишь проходить уровень тем, кого дали. Впрочем, различия между героями настолько минимальные, что прочувствовать разницу крайне тяжело. Ощущается игра просто и весело, настроение не портит даже очередной инфантильный сюжет о противостоянии Рэйнджеров с рободиномонстрами. В конце концов, не вина разработчиков, что создатели сериала напридумывали такой мути.
Завершает пятисерийную GBA-эпопею эксклюзивная Power Rangers S.P.D. 2005 года выпуска. Старушке Земле кирдык – из глубин космоса её прилетел уничтожать ну совсем страшный инопланетный монстр, легко и непринуждённо взрывающий целые планеты. Не тут-то было, не позволим! Игра во многом похожа на предыдущую, здесь точно так же нельзя выбирать персонажа, зато можно плутать на хитро спланированных уровнях. Помимо основного 2D-экшена, всё такого же «плоского» и однообразного, появилось большое количество мини-игр, среди которых попадаются даже настоящие гонки. Но если где-то прибыло, то должно где-то убыть. Авторы проекта пожертвовали традиционной схемой битвы с боссами – теперь достаточно победить их в обычной форме, этап будет считаться пройденным. Не спешите расстраиваться, Мегазорд никуда не пропал, просто для него отведены отдельные эпизоды. С одной стороны, их стало меньше, с другой – они случаются в нужное время в нужном месте, отлично дополняя собой геймплей. В предыдущих частях битвы гигантских роботов случались слишком часто, здесь они поданы на десерт. Цикл завершился на высокой ноте.
Видеоигр по мотивам вселенной Power Rangers существует ещё немало. Совсем недавно отгремело юбилейное издание Power Rangers: Super Legends – 15th Anniversary, выпущенное на PS2, GC и DS. Выходили любопытные игрушки ещё до того, как Рэйнджеры вообще приехали в гости к американской публике – вспомните хотя бы великолепную Choujin Sentai Jetman для NES (обзор в #4 нашего журнала). Однако, полагаю, читатели уже поняли, явление какого масштаба скрывается за простенькой аббревиатурой MMPR, поэтому свой рассказ буду потихоньку сворачивать. Конечно, сами мы давно выросли из этого костюмированного маскарада, но рассказать о нём своим детям, а может когда-нибудь даже внукам – на мой взгляд, не худшая идея. Так что не выбрасывайте ваш старенький Game Boy Advance, однажды он вам ещё пригодится!
Автор:
Ларри Флинт