Способный ученик

«Человек-паук», появившийся на свет благодаря совместным стараниям Стэна Ли и Стива Дитко в далёком 1962 году, уже давно не просто супергерой в стильном костюме, а одна из самых известных и прибыльных в мире медиафраншиз. Казалось бы, с таким богатым наследием и непомерно разросшимся за десятилетия лором «дружелюбный сосед» непременно должен был покорить геймеров, но на практике вышло иначе. Игр с участием Паука существует великое множество, но хороших среди них преступно мало, а хитов вовсе штуки три от силы. Причина столь вопиющей несправедливости – политика охочей до прибылей компании Activision, с одинаковым рвением готовой спонсировать как проекты-однодневки, так и потенциальные хиты. К сожалению, именно на первые в основном делалась ставка.

Ситуация приняла иной оборот, когда права отошли Sony, и та доверила новую игру про Спайди талантливой Insomniac Games. Стороны долгое время связывало плодотворное сотрудничество, вылившееся в успешные серии платформеров Spyro и Ratchet & Clank, а также незаурядную трилогию шутеров Resistance. Однако Marvel’s Spider-Man образца 2018-го вне всяких сомнений можно считать самой знаковой и вылизанной работой студии. Конечно, не обошлось без недовольств отдельных чересчур искушённых геймеров, сетовавших на копипасту «Бэтменов» за авторством Rocksteady и прошлых игр с участием Паука. Но позвольте спросить, с каких пор заимствование чужих идей стало поводом для осуждения? Хидео, гений наш, Кодзима всю жизнь «воровал» у западных киноделов, Tekken – практически неприкрытый клон Virtua Fighter, а Resident Evil – по сути, лишь доведённая до ума и удобства Alone in the Dark. Таких примеров наберётся даже не вагон и три тележки, а целый состав. При этом очевидно, что одного только копирования мало – нужны идеи для развития, и настоящего успеха добились только те, кто был способен продвинуться дальше первого шага. Поэтому уверен, что Insomniac Games с её солидным портфолио абсолютно разных по содержанию хитов ещё себя проявит в сиквеле. А пока держите спин-офф, призванный скоротать ожидание полноценного продолжения для PS5.

 

Работа над ошибками

В наш век лёгких денег, которые издатели делают на микротранзакциях и косметике, начинаешь с недоверием относиться к DLC. Особенно после трёх аддонов к первой части, которые являли собой не худший пример высосанного из пальца платного контента, но внимания стоили разве что по очень большой скидке. Однако за несколько лет до Miles Morales вышла схожая по сути Uncharted: The Lost Treasure, задуманная тоже в качестве аддона, но по итогу оказавшаяся прекрасным самостоятельным приключением, собранным на знакомых ассетах. «Паучьему» спин-оффу не по силам на равных тягаться с оригинальной игрой в части наполнения и продолжительности, он всё же он не воспринимается как дежурный проходняк. Более того, Miles Morales удалось распрощаться с рядом неудачных элементов предшественницы, которая, при всём своём великолепии, страдала от перенасыщенности разным опциональным мусором. Того, кто хотел обзавестись всеми гаджетами и костюмами, игра обрекала на однообразный гринд. Лично меня она так сильно очаровала своей боёвкой и сеттингом, что я выполнил всю опционалку буквально на одном дыхании, но защищать такой подход я точно не стану. Сделав правильные выводы, разработчики оставили таким же широким арсенал героя, зато упростили условия получения наград. Практически все они открываются по ходу прохождения основной кампании, а ради получения отдельных не придётся часами напролёт набивать жетоны в мелких стычках с врагами.

Что касается содержательной части, заметно сократился перечень действующих лиц. Вынужденное решение обернулось неоднозначным итогом: с одной стороны, игра ощущается значительно более камерной – не тот размах и разнообразие локаций, да и на боссах сэкономили; с другой, благодаря этому спин-офф практически избавился от филлера в сюжетных сценках и унылых стелс-сегментов, где приходилось играть за неспособных постоять за себя Мэри Джейн и Майлза Моралеса. Прошёл год, Эм-Джей свалила по делам, а тренировавшийся под наставлением Паркера темнокожий Паук теперь способен дать фору учителю. Пересказывать сам сюжет не стоит даже вкратце – стандартная марвеловская мура про выхолощенного добряка-супергероя и злодеев, мотивированных творить плохие дела в угоду личной вендетте. Разве что намекну на один плот-твист, который я, к своему стыду, не предугадал заранее. Впрочем, ничего удивительного. В плане сценария Miles Morales, подобно предшественнице или даже вышеупомянутой Uncharted, сконцентрирована на эффектной подаче, а уже потом на сути. Поэтому лучше подробно поговорим о геймплее.

 

Он вам больше не обуза

В роликах Майлз подчас смотрится неуверенным в себе юношей, но стоит получить над ним управление, как на сцену врывается настоящий супергерой, резво скачущий из стороны в сторону и отвешивающий десятки тумаков за считанные секунды. Боевая система осталась прежней и выстроена вокруг таймингов. То парнишка попадает в прицел снайпера, то ему хотят скормить гранату. Несмотря на «прокачку», Майлз даже на финальном отрезке остаётся весьма уязвимым, поэтому залог успеха – следить за паучьим чутьём и вовремя отпрыгивать в сторону. По прошествии примерно половины хронометража герой научится производить электроэнергию и будет валить с её помощью самых бронированных врагов буквально парой ударов, но расслабляться всё равно не стоит – оппоненты действуют разнообразно и давят количеством, а линейка спецатак сама себя не заполнит. Пользоваться своим арсеналом нужно с умом, не стесняться проскальзывать между ногами у любителей всё блокировать и нападать на них сзади, попутно отвешивая оплеухи слабакам, а после заполнения шкалы идти валить джаггернаутов. Это, разумеется, отнюдь не единственно правильный вариант действий, но хорошая иллюстрация того, что динамики Miles Morales не занимать – даже на «нормале» игра то и дело заставляет напрягаться.

Ещё одно изменение, от которого, на мой взгляд, стало только лучше – новый подход к головоломкам. Правда, с одним нюансом – раньше логические задачки были опциональными, потребность в их решении диктовалась желанием закрыть гештальт по сбору контента на 100%. В спин-оффе напрягать серое вещество приходится по ходу выполнения основных заданий, а не оставаться наедине с компьютером в лаборатории. Паззлы завязаны на электроспособностях Майлза – как правило, требуется правильно расставить объекты и подключить их друг к другу с помощью наэлектризованной паутины. Здесь тоже впору провести параллель с Uncharted, где, как выразился один известный журналист, «головоломки только с виду сложные, решаются они буквально за десять-пятнадцать минут». Идеальный компромисс, позволяющий передохнуть между сражениями и при этом не заскучать, пытаясь сообразить, чего от тебя требуется, а то и вовсе лезть на YouTube.

Что касается технического исполнения, рассчитывать на чудеса не стоило изначально. Как бы сильно дебютный трейлер ни пытался очаровать новомодной трассировкой лучей, игра явно создавалась с прицелом на PS4 и «докручивалась» до некстгена постфактум. Такой себе бенчмарк, когда козырять приходится разве что повсеместными отражениями, чуть более детализированными текстурами и увеличенным количеством статистов в кадре. Однако оригинальная Marvel’s Spider-Man ещё до всяких ремастерингов смотрелась чудо как хорошо и по-прежнему остаётся состоятельной по качеству графики. Куда важнее тот факт, что обладатели PS5 наконец могут оценить всю прелесть (где-то раздался смех ПК-бояр) возросшей вдвое частоты кадров. Пропустившие первую часть, скорее всего, воспримут (снова хохот вышеупомянутых товарищей) это как данность, но те, кто застал «Паука» в первозданном виде, включая автора этих строк, непременно воспылают от радости. Схватки теперь ощущаются гораздо более напряжёнными из-за возросшей динамики, а от полётов над городом захватывает дух. Именно это обстоятельство оказалось для меня решающим – я не стал покупать версию для PS4 и подождал почти год до появления у меня консоли нового поколения. Хотя отговаривать от покупки пастген-релиза тоже никого не собираюсь. Главное – не проходить оригинал и спин-офф подряд, поскольку нутро проектов не сильно различается и есть риск заскучать. В моём случае разрыв между знакомством с первой частью и Miles Morales составил три года – идеальный срок для того, чтобы впечатления получились достаточно свежими.

Завершить рассказ хочется ироничным укором в сторону Sony, решившей продавать вышедший одновременно со спин-оффом ремастер игры 2018 года в комплекте. Проходить мимо него, конечно же, будет непростительной ошибкой вне зависимости от того, прошли вы оригинал в своё время на PS4 или нет. Вот только получается, что покупаете вы вроде как Miles Morales, но по факту куда разумнее начать знакомство или освежить в памяти сперва исходник, а где-нибудь через полгодика поиграть в спин-офф. Почему нельзя было дать возможность владельцам оригинала обновить версию для PS4, пусть даже за деньги? Зато Insomniac охотно прислушались к пожеланиям пользователей и выкатили патч, добавивший промежуточный режим графики, где можно оценить подрезанную, но всё же трассировочку, при этом наслаждаясь 60 кадрами взамен 4K. Все бы так делали, хотя, с другой стороны, немного грустно жить с осознанием того, что даже мощные консоли нового поколения ставят игроков перед неказистым выбором. О времена, о нравы.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.