Энциклопедия геймдизайна

За последние годы не впервые убеждаюсь, что самый приятный игровой опыт, по ироничному стечению обстоятельств, в массе своей дарят те проекты, на которые изначально не делал большой ставки. A Way Out, огорчившая буквально всем, в действительности только раззадорила, подогрев интерес к последнему на данный момент и самому высоко оценённому детищу эксцентричного геймдизайнера Юсефа Фареса. Кто он, этот дерзкий ливанец с внешностью фотомодели – очередной балабол, коих в игровой индустрии развелось преступно много, или просто оступившийся талант? Скажу так: безотносительно того, какое у меня сложится мнение о пока что не пройденной Brothers: A Tale of Two Sons, эмоций от It Takes Two хватит для того, чтобы надолго перебить послевкусие даже от двух неудачных игр. Оспаривать полученную на The Game Awards 2021 статуэтку за главный хит года как-то даже не хочется.

 

В творчестве Фареса больше всего радует одержимость автора экспериментами – как с тематикой, так и с геймплеем. Начав с драматической сказки и продолжив бадди-муви (пусть крайне топорным) про беглых преступников, дизайнер снова вернулся к сказке. Только уже не драматической, а наоборот – довольно яркой и жизнерадостной, несмотря на лежащую в её основе тему супружеского развода. Уставшие друг от друга Коди и Мэй собираются жить порознь, с чем, однако, не готова смириться их юная дочурка – в один прекрасный день она заколдовывает родителей. Теперь они деревянная и шерстяная игрушки соответственно, которым как-то нужно вернуться в реальный мир. Прежде чем герои успевают в очередной раз пожурить друг друга, невесть откуда появляется ожившая книга с заявлением, что путь домой лежит через взаимопонимание и примирение. Но тут, к сожалению, кроется подвох. Сварливые герои не упускают ни малейшего шанса обменяться язвительными репликами, то и дело вызывая улыбку. Проблема в том, что отношения между персонажами, призванные служить молоточком для разбивания чар, никак не развиваются. Супруги то ссорятся, то подбадривают друг друга, изредка набрасывая на вентилятор морализаторство в духе «Откуда тебе знать, ты же полностью ушла в работу». Или, напротив, распечатывают пакетик с ванилью и пытаются заставить сопереживать тому, как кто-нибудь раз в сто лет предаётся воспоминаниям о первом поцелуе на свидании.

Нет, месье, это так не работает. Даже в выхолощенных фильмах от Disney и Pixar в помирившихся или полюбивших друг друга буквально за ночь персонажей верилось больше, чем в разрушенные чары (уж простите за спойлер) после такого поведения. Коди и Мэй одержимы лишь тем, чтобы поскорее вернуться в свои тела и готовы буквально на всё, включая один мерзкий поступок, который никак не стыкуется с сатирическим настроем и содержание которого я не буду вам раскрывать – пускай это будет «сюрпризом», разбавляющим сценарий. Его присутствие в игре сам создатель объяснил отсылкой к британскому юмору – такое себе оправдание, отлично иллюстрирующее слабые стороны ливанца как рассказчика. Увы, Юсеф уже второй раз (а может третий, смотря что там было у «Братьев») расписался в неумении подшить финал к повествованию. Он выглядел абсолютно неуместным в A Way Out и вышел таким же снова. Просто случился баг, игра засчитала попадание, хотя никаких предпосылок к тому, что родители вдруг всё осознали и заново воспылали чувствами друг к другу, игра не давала на протяжении всего хронометража. А может это история про обманутый полиграф, ведь если быть до конца честным, концовка не даёт однозначного ответа, идёт ли речь о временном перемирии, или герои действительно всё поняли. Впрочем, неважно – прыгнуть выше собственной планки у Фареса в любом случае не получилось.

К счастью, в отличие от A Way Out, геймплей в It Takes Two служит не китайской жвачкой, быстро утрачивающей вкус и впоследствии пригодной лишь для скрепления сюжетных сценок. Здесь его не просто много, а очень много. В хорошем смысле. Кажется, даже больше, чем в любом приключенческом экшене последних десяти лет. Ещё он поражает обилием элементов из других известных проектов. Для бывалого геймера, повидавшего на своём веку многое, прохождение станет проверкой эрудиции и выльется не только в увлекательное приключение часов на пятнадцать, но ещё и в весёлый поиск разнообразных отсылок. Причём ругать за вторичность совершенно не хочется, поскольку в совокупности опыт получается ярким и позитивным. Основная механика – паззл-платформер, основанный на тесном взаимодействии супружеской пары. Задумка для Фареса явно чем-то симпатичная, поскольку с этого он начинал в Brothers (там оба персонажа одновременно управлялись с одного джойстика). В It Takes Two без скоординированных действий, в том числе по таймингу, дальше первого столба не уедешь. Если планируете проходить игру по сети, обязательно приготовьте гарнитуру для голосового общения; в некоторых случаях значение имеет едва ли не секунда, иначе не попадёте в ритм и дверь не откроется. Также важны уникальные особенности персонажей, которые помогают добраться до цели. Скажем, один стреляет гвоздями в стену, а второй карабкается по ним. Всё это периодически разбавляется экшен-сегментами, гонками и даже пародией на ролевые адвенчуры вроде Diablo.

Присутствие огромного количества механик в одной игре дарит те самые эмоции, что не отпускают до финальных титров. Даже если пропускать сюжетные сценки, вы не потеряете ничего. Перед нами концентрированное погружение во времена, когда геймплей был стержнем, на который нанизывался контент. Особенно хорошо это чувствуется благодаря сеттингу – локации с уклоном в реализм, ставшие гигантскими для персонажей, перемежаются с откровенной фантасмагорией. Лично мне всё это напомнило Little Nemo: The Dream Master, только спустя почти три десятка лет, с большим разнообразием и на новом техническом уровне. Картинка, кстати, приятно радует – местами игру вполне можно спутать с не самым дешёвым CGI-мультфимом. К слову, It Takes Two – это ещё и хороший способ приобщить к увлечению виртуальными мирами тех, кто прежде обходил их стороной. Реализация хоть и в не в стиле проектов от Quantic Dream со своевременным тыканьем в разные кнопки, но и не слишком усложнённая. К тому же почти всегда игра даёт поблажки – в случае гибели можно возродиться, устроив барабанное соло на одной кнопке; важно лишь, чтобы в процессе восстановления не погиб второй герой. Но даже если такое случится, вас в любом случае не отбросят на полчаса назад.

Безотносительно упрёков в отсутствии оригинальности, если разбирать игру на составляющие и оценивать каждую из них отдельно, It Takes Two действительно дарит доселе невиданный опыт кооперативного взаимодействия, а владельцам подписки Game Pass – ещё и саму себя. Проходить мимо такой роскоши будет непросительной ошибкой вне зависимости от пола, возраста и жанровых предпочтений. Идеальный кандидат для новогоднего времяпровождения.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Axel089:

    И тут меня осенило — то ли я неправильно коммент прочел, то ли в нем опечатка. Речь о том, чтобы с помощью It Takes Two подсадить на игры несведущего в них? Ну, у каждого же по логике должен быть хотя бы один друг, который не геймер)))

  2. Axel089:

    Заведите себе хотя бы одного друга-геймера smile

  3. Рексарыч:

    А у меня есть друг, но я хочу играть с тем, кто не хочет играть в игры.

  4. Axel089:

    Заведите себе хотя бы одного друга (с)

  5. Macintosh:

    Из-за того, что игра только для двоих, я не могу в неё играть…