Потусторонний апокалипсис

RPG-сериал Shin Megami Tensei, насчитывающий более трёх десятилетий в своей истории, пришёл к признанию публики довольно нестандартным способом. Вместо того чтобы создавать игры в основной игровой вселенной, авторы наклепали множество спин-оффов, в результате чего сторонняя Persona стала значительно популярнее «материнской» серии. Нечто подобное в аналогичных масштабах можно увидеть в Drakengard и отколовшейся от неё NieR, с той разницей, что SMT не сдулась и не пошла на поводу у «младшей сестры», продолжая оставаться актуальным и самобытным проектом, зачастую игнорирующим мировые модные течения. Эти игры полностью описываются словом «мистический», как в плане сюжета с использованием религиозных мотивов, так и геймплея, где требуется командовать демонами из различных мировых религий. Пятая часть пошла по проторенной дорожке предшественниц, чем порадовала былых фанатов, но может ли она предложить что-то новым игрокам?

Начинается приключение со знакомства с главгероем – безымянным японским школьником, настолько смазливым, что его легко спутать с девчонкой. Парнишка решает прогуляться по подземному туннелю и внезапно оказывается в посыпанных песком развалинах родного Токио. Там он сливается с демоном, что позволяет ему командовать разной нечистью, и начинает искать способ возвращения домой. Крутой поворот ожидает уже после прохождения первой зоны, когда юноша таки телепортируется куда хотел. Оказывается, разрушенная японская столица – это настоящая реальность, в то время как он всю жизнь прожил в каком-то фальшивом Токио. Школьника вербует местная спецслужба, помогающая ангелам вести вечную борьбу с демонами, и начинается собственно основная история. Вообще сюжет в любой из SMT преследует несколько иные цели, нежели в других RPG – он там совсем не главное. Серия компенсирует прямолинейность канвы нестандартными мелкими ситуациями, исследованием любопытного мира и постоянно возникающим выбором между путями порядка и хаоса, прямо влияющими на концовку. Другой вопрос, насколько удачно получается воплощать задумки. Сюжетные вставки в пятой главе случаются раз в пару часов игрового времени и особого интереса не представляют. Исследование разрушенного Токио эстетического удовольствия тоже не приносит, праздное шатание по однообразным развалинам вскоре начинает вызывать тоску. Выбор между хаосом и порядком присутствует, и на том спасибо. Правда, количество настоящих «выборов», влияющих на финал, можно сосчитать по пальцам одной руки. В целом сценаристам похвастать нечем, а детали истории, прежде придававшие серии уникальное очарование, в «Пятёрке» не найти.

Может, хоть геймплей не подкачал? Начнём с боевой системы, ибо она со времён предыдущей части изменилась не сильно. Баталии проходят пошагово. У нас, как и у противника, есть иконки Press Turn, максимум по четыре на начало раунда. Каждая такая иконка позволяет совершать по одному ходу. Если бить врагов магией, к которой они имеют слабость, то получаем ещё ходы – до четырёх дополнительных. То есть при грамотном руководстве количество доступных действий увеличивается вдвое. Но надо быть аккуратным, так как если использовать приём того элемента, к которому у врага иммунитет, то мы потеряем сразу два Press Turn. Как уже поняли опытные геймеры, это классическая система для серии SMT; играется она сегодня не хуже, чем десятки лет назад, когда была изобретена. Главное нововведение пятой части – шкала Magatsuhi, при полном заполнении которой появляется возможность использовать спецприём. Каждая раса призывных демонов имеет свой «супер», но изначально они главгерою недоступны – нужно найти разрешения на их использование, эдакая дополнительная мотивация исследовать локации и выполнять квесты. Функция достаточно полезная, нередко её правильное применение решает исход боя.

А повоевать есть с кем, ведь Токио наполнен разномастными агрессивными демонами. Игровые зоны авторы создали с небывалым для серии размахом, иным словом как «огромные» их не описать. Всего насчитывается четыре штуки, но на прохождение каждой уйдёт часов по десять, так как разрушенная японская столица представляет последовательность из длиннющих дорог. Несмотря на некую линейность (а открытой можно назвать только последнюю, четвёртую локацию), прохождение не катится «на рельсах». Постоянно попадаются ответвления и тайные тропы, изучение которых приводит к предметам, а также забавным спрятанным человечкам Miman, за нахождение которых предусмотрены призы. Мимэны часто находятся в сложнодоступных местах, будьте готовы облазить всё вдоль и поперёк, ведь разработчики утаили аж две сотни этих существ. По совокупности можно сказать, что именно планировка местности удалась авторам лучше всего. Зоны интересно обследовать и выискивать секреты, даже несмотря на унылый и однообразный визуальный ряд. Явное улучшение по сравнению с традиционными для серии коридорными подземельями, хотя им тоже нашлось в «Пятёрке» своё законное место, пусть в относительно небольшом количестве.

Визитная карточка Shin Megami Tensei – возможность вербовать и использовать в качестве помощников всевозможных демонов – не обошла стороной пятую часть. «Демонами» здесь называют любых существ, взятых из мифологий мира, поэтому не стоит удивляться, что в партию можно получить богов вроде скандинавского Локи или греческой Артемиды. Структура прохождения способствует тому, чтобы помощники довольно быстро теряли свою актуальность в плане силы, уже через несколько часов после вербовки монстры становятся слабыми и неспособными на равных сражаться со всё более сильными врагами. Ветерана можно объединить с кем-то ещё для получения более высокоуровневого экземпляра. Всего в игру запихнули более двухсот демонов, по ходу дела придётся поменять не один десяток ассистентов. Казалось бы, при таком раскладе любимчиков у игрока не появится, ведь срок эффективного использования монстров достаточно короток. Однако именно в пятой части авторы всерьёз занялись вопросом «прокачки» подопечных. Рандом щедро одаривает предметами, повышающими уровень или характеристики, поэтому вполне реально к концу пути иметь изрядно откормленного усилителями компаньона, нанятого где-то на старте. Количество всевозможных (а главное эффективных) комбинаций отряда стремится к бесконечности. Ещё как главному герою, так и демонам добавили возможность поглощать эссенции соратников, тем самым разучивая их боевые способности. В общем, тюнингу боевых единиц уделено ощутимо много внимания, что однозначно придётся по вкусу людям, ценящим гибкую и продуманную настройку партии.

Что является однозначным шагом вперёд, так это внешний вид игры. SMT V, без сомнения, красивейший релиз в серии и просто симпатичная штука. Модели персонажей щеголяют проработкой и интересным дизайном, анимация плавная и разнообразная, спецэффекты яркие и приятные глазу. Задники, правда, страдают блеклостью, даже если с технической стороны они сделаны пристойно. Радостно осознавать, что Atlus не поскупились на графику, сделав представителя своей главной серии одной из красивейших «ролевух» на Switch. Плата за красоту тоже присутствует, а именно заметное проседание кадров в определённых местах. Причём открытые пространства обычно прорисовываются достаточно быстро, а вот закрытые порой тормозят. Типичный японский подход коснулся дизайна демонов, точнее, демониц. Здесь вы не встретите муже-женщин из западных проектов, SMT V богата красавицами разной степени раздетости. Отрадно, что потомки самураев идут своим путём, не поддаваясь отвратительным американским веяниям. А вот со звуком всё немного неоднозначно. К озвучке вопросов нет, зато игровые мелодии сделаны нарочито странными. Задумка композитора понятна – раз уж путешествуем по диковинному параллельному миру, то и мелодии должны быть нестандартными, но слушать подобную музыку не всегда приятно, хотя может кому-то понравится.

По итогу Shin Megami Tensei V имеет примерно равное количество как плюсов, так и минусов. Собирать монстров и вести их в сложные бои по-прежнему интересно, как и исследовать огромные локации с кучей необязательного наполнения. Но сюжет иначе как «хуже, чем минимализм» назвать нельзя, да и однообразие игровых зон выглядит явной недоработкой. Поклонники серии в любом случае сметут «Пятёрку» с прилавков (и правильно сделают), однако людям, далёким от этой эпопеи, следует хорошенько задуматься, нужна ли им такая покупка.


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.