Восклицательный знак

Кто такие ниндзя? В дословном переводе с японского получится нечто вроде «человек, умеющий ждать». Исторически представители «кланов смерти» в большинстве своём были крестьянами, по тем или иным причинам решившими встать на путь «рыцаря плаща и кинжала». Личное ли недовольство феодалом, возможность ли заработать с риском для жизни – мотивов множество. «Они рождены для мира, но едят кровавый хлеб» – это расхожее выражение про ниндзя как нельзя лучше описывает феномен. Люди, неискушённые в боевых искусствах (всё-таки это была привилегия знатных господ), существовавшие где-то близ черты бедности – они не могли вступать в открытую схватку с самураями или воинами регулярной армии, потому что такой бой означал безусловное поражение. Они вынужденно пошли другим путём: бесшумные убийства, долгое время приписываемые неким мистическим силам, переодевания (отличным примером служат куноити, доходившие до того, что делили со знатной жертвой ложе, во время чего вонзали иглу в особую точку на теле партнера; последний спустя несколько дней умирал в страшных муках). Оружие, которое сейчас массовая культура называет изящным, было опять же единственным решением вопроса об экипировке. Откуда крестьянину взять меч? Разве что с трупа самурая, но если застукают – немедленная казнь. А вот приспособить орудия труда под нужды своего нового занятия – дело нехитрое и относительно безопасное.

Далеко не с видеоигр началось искажение образа японского варианта ассассинов. Сначала были фольклор и легенды, извратившие сущность понятия. Затем подтянулось литературное творчество. Наконец, ниндзя перестали быть ниндзя в кинематографе. Кто станет смотреть на то, как обезличенный холоп в чёрном костюме висит три часа на потолке ради того, чтобы нанести один-единственный удар? Или булькает по уши в дерьме в сельском сортире, ожидая пока намеченному жертвой феодалу приспичит по большому (реальный исторический случай)? Да никто. А вот если холоп превратится в мастера единоборств, получит вышибающую слезу историю и непременно скрестит свой меч (да, именно меч!) с умелым самураем – кино однозначно соберёт кассу. В разгар восьмидесятых лже-ниндзя оказались популярной франшизой, их умудрились поселить даже в урбанистическом антураже современной Америки. Оставалось только вопросом времени, когда маркетинг перенесёт «воинов-теней» в виртуальную реальность. Подобные опыты не заставили себя ждать уже в эпоху Famicom / NES. Как ни удивительно, самые удачные «переносы» характерны для родины настоящих ниндзя, Японии. Одним из самых известных лже-ниндзя на долгие годы стал Рю Хаябуса, герой серии Ninja Gaiden, к которой мы, наконец, подошли сквозь тернии долгого вступления.

Рассказывать обо всём сериале я сегодня не планирую, скажу лишь, что он достаточно большой и успешный – один из немногих, кому удалось прошагать дистанцию более пяти поколений консолей. Но прежде чем поговорить о третьей главе, увенчавшей стартовую трилогию, необходимо хотя бы вскользь упомянуть о начале приключений Рю. Первая часть вышла в далёком 1988 году сразу в двух вариантах. Аркадная версия и её многочисленные «порты» на компьютеры тех лет не имеет отношения к «восьмибитной», которая была отличным платформером, хотя не без огрехов в управлении и «физике», выглядела потрясающе и транслировала увлекательную историю отлично срежиссированными заставками. Стоит ли разъяснять, что для геймеров из бывшего СССР такая подача – единственный способ узнать хоть что-то о сюжете? Ведь зачастую его расписывали исключительно в печатном буклете, коих к китайским картриджам не прилагалось. В сиквеле  разработчики приправили без того успешную формулу дополнительными возможностями героя (лазанье по стенам и т.п.), разнообразили локации интересными находками вроде ветра, мешающего прыгать через пропасти, а также добавили динамики и драматизма роликам.

В запасе у Tecmo оставалось не так много способов увлекательно поведать нам о подвигах Рю в третий раз. Но у них получилось. Проходя игру на «Сюборе», на японском языке, без сохранений, я в своё время получил такое удовольствие, что впору было называть раем краткий миг блаженства во время титров. А всё почему? Потому что сюжет! Моё знание иероглифов, конечно, было в ту пору весьма скудным (да и сейчас оставляет желать лучшего), фабула открылась позже, в эпоху эмуляции, но даже содержание заставок прекрасно показывало, что совершаются великие дела, рушатся судьбы, пылают любовью сердца, а только что обретённые союзники становятся предателями. Мой внутренний Станиславский аплодировал стоя. Не погружаясь в детали запутанной истории, достаточно упомянуть, что игра начинается с убийства Айрин, возлюбленной Рю, злым двойником Рю. Понятное дело, Хаябуса узнаёт обо всём уже после появления своей физиономии на стенде «Их разыскивает милиция», и решает разобраться в случившемся. В результате попадает в лабораторию по выращиванию «бионоидов» – искусственных существ, где встречает своего давнего приятеля Фостера (здесь, конечно, небольшая трещина в фундаменте – без знания первой части невозможно понять, кто такой этот Фостер). Накал страстей по мере прохождения лишь усиливается, схватка с двойником оказывается вовсе не кульминацией. Не совсем типично, однако увлекательно, вне всякого сомнения. Опасаясь спойлеров, на этой ноте перейду к геймплею.

Первое слово, приходящее на ум – «сложно». Нельзя сказать, что сложнее первой или второй части, тем более наконец-то появилась система паролей, но с наскока игра точно не поддастся. Не только из-за количества различных препятствий, кои следует преодолевать, но также по вине «врождённых болезней» трилогии, таких как отскакивание героя назад при получении урона. Единственная поблажка – если попасть на вылезшие из стены шипы, вниз не сорвёшься. Врагов тьма, иногда от обилия подвижных объектов на экране картинка даже подтормаживает. Бестиарий весьма разнообразен, включает как органические формы (зачастую гуманоидные), так и всевозможных роботов. Традиционные для серии «главари» – триумф дизайнерской мысли, многие из них заставляют собрать всю волю в кулак ради вожделенной победы. Финальная схватка радует несколькими «типоразмерами» противника, но даже она вполне проходима на приставке, без всяких эмуляторных фокусов. Причём, на мой взгляд, до главного антагониста труднее добраться, нежели победить его. Последний уровень до умопомрачения длинный и сложный, я был готов последовать примеру Павла Гринёва и расколоть картридж топором к тому моменту, когда наконец одолел его. Ninja Gaiden III вобрала в себя всё, чем проверяли игрока на прочность в предыдущих частях. Экшен и платформинг, гибель в зыбучих песках, усиление меча, необходимость грамотно выбирать и использовать специальное оружие. Сложно представить что-либо более насыщенное в данном формате.

Ну а как выглядит творение японских кудесников? Великолепно. Особенно это касается упоминавшихся заставок между уровнями. Хотя непосредственно геймплей тоже восхищает техническим совершенством декораций и спецэффектов. Качество прорисовки героя и его оппонентов не особенно изменилось со времён первой части, но это скорее дань стилю, художественный приём, а не лень работников Tecmo. Говоря о звуковой составляющей, не могу не порадоваться, что Рю научился орать во время взмаха мечом и использования специального оружия, равно как издавать мычание в момент избиения противником. Имитация голоса довольно качественная, что само по себе показатель хорошей работы опытных программистов. Музыка тоже не подкачала, треки к уровням 1-1, 2-2 и 4-1 безо всякой оглядки на их «восьмибитность» достойны прослушивания даже сейчас. Хироси Миясаки сотоварищи потрудились на славу, несмотря на то, что начиная с пятого этапа мелодии начинают повторяться. Слух не режет ничуть, привкуса однообразия не оставляет.

Для меня Ninja Gaiden III стала подлинной жемчужиной не только в те годы, когда я довольствовался «Сюбором», но и вообще в игровом опыте, включавшем более совершенные проекты о лже-ниндзя (например, Shinobi III). Пускай я до чёртиков субъективен, но такого трогательного сюжета, такой замечательной концовцки, натурально вышибающей слезу, такой изысканной гармонии графики, музыки и геймплея я не встречал больше ни в одном хите, посвящённом ночным воинам. Не откажите себе в удовольствии. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Вадик Тимошин, есть пароли на уровни??? Что??? 0_0 Как их активировать/использовать? У меня взорван мозг.Спасибо за обзор.