Высокое искусство
В GDD #27 в разделе «Аркада» напечатан занимательный материал про The Ninja Warriors – игру с очень качественной графикой, отличной анимацией и более чем примечательным корпусом самого аппарата. Когда-то она стала настоящей сенсацией в японских и американских залах. Сегодня я бы хотел вернуться к теме, а точнее, к последнему абзацу обзора, где упомянут консольный римейко-сиквел The Ninja Warriors Again. Поговорить об этом самобытном, но изрядно подзабытом хите стоит чуточку подробнее.
Есть в киноискусстве такой термин: blaxploitation. Если вкратце, поджанр эксплуатирует ряд стереотипов, соответствующих определённой группе людей, причём эти стереотипы возведены в абсолют и крайне гипертрофированы. Герои невероятно круты, носят невообразимые наряды и разговаривают эпичными фразами. Боевые сцены зачастую граничат с трэшем, но привлекают сумасшедшей постановкой, а иногда бессмысленной жестокостью. Сюжет вовсе состоит из нескольких фраз, побуждающих героев к действию. В восьмидесятых от этого направления отпочковалось нечто самостоятельное, для чего можно было бы ввести термин ninjaploitation, поскольку всё то же самое киношники начали проделывать с использованием сеттинга «японские ниндзя в современном американском городе». Фильмов, а позже видеоигр по теме было настругано бессчётное количество. Разумеется, ниндзя в этих творениях так же далеки от своих реальных прототипов, как планета Марс от шоколадного батончика с аналогичным названием. Самое потрясающее, что даже откровенная шизофреничность подобного сочетания не мешает наслаждаться лучшими образцами ниндзя-бума по сию пору.
Римейком Ninja Warriors для Super Nintendo занималась компания Natsume, авторы многих замечательных игрух, таких как боевики Power Blade 1&2 для NES и потрясающий шутер Wild Guns для SNES. Так что когда издатели оригинала – Taito, заказывали разработку, у них был повод верить в успех. Забегая вперёд, надежды оправдались. Фабула у игры осталась прежней: сайд-скроллер «битемап» про ниндзя-андройдов. Но этого показалось мало, поэтому обновлённая версия стала про ниндзя-андройдов из недалёкого будущего, с футуристическими элементами дизайна и синтвейв-музыкой. Сюжет немного подкорректировали – помимо антагониста по имени Банглар, силой захватившего власть в стране, появилось революционное подполье под предводительством некого Мулка. Банглар промывал людям мозги и лишал их возможности думать, что в принципе видно по врагам, упрямо прущим на гибель. А подполье под предводительством Мулка создало трёх андройдов, дабы свергнуть теперь уже самого диктатора. Всё довольно просто и прямолинейно, хотя небольшой твист в концовке, буквально перед титрами, добавит перчинку и даже некую философскую нотку происходящему.
За прошедшие с момента выхода оригинала шесть лет аппаратные возможности консолей шагнули вперёд, Ninja Warriors Again сумела это прекрасно показать. Герои и противники превосходно анимированы, рисовка локаций пестрит деталями, звуки и музыка сочные и прекрасно подчёркивают динамику происходящего. На ранних этапах действие может показаться неспешным, а герои немного тяжеловатыми из-за отсутствия бега (хотя для быстрого сокращения дистанции хорошо работает прыжок или дэш), но события стремительно набирают обороты, а ваши подопечные постепенно раскрываются благодаря уникальным приёмам и манере каждого бойца. На каждом из восьми этапов появляются новые противники, а боссы в концовках уровней вынуждают изрядно попотеть. Полоска жизни у вас всего одна, а начинать континуум после гибели придётся со старта сцены. Для обычного старенького сайд-скроллера игра выглядит исключительно живой, на экране всё время что-то происходит, что-то взрывается, даже рядовые противники эффектно появляются и не менее эффектно погибают.
Ну и, разумеется, Ninjaploitation. Вдумайтесь: андройды-ниндзя, в масках! Днём посреди города! Театр абсурда? Нет, просто такой жанр. Я ещё понимаю девушка-андройд – видно, что создатели наделили её человеческой внешностью, но остальные два? Один двухметровый гигант с краснющими глазами и огромными нунчаками, а второй вообще с руками-саблями и представляет собой остов металлического робота. Это вы так ловко зашифровались? Хотя армия Банглара тоже вся из себя «на стиле» – вот уж точно промывка мозгов, основное оружие бедолаг это ножи, чёрные очки и разноцветные штаны. Как говорили великие? «Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!». А обезьяны в пятнистых кимоно, с лезвиями из рук как у Росомахи?! Есть парни в беретах, подтяжках и в перчатках с обрезанными пальцами, и масса других ребят, таких же колоритных и при более детальном изучении вызывающих добрую ностальгическую улыбку. Как же приятно их всё-таки лупить! Таких модных, стильных, примчавшихся прямиком из боевиков восьмидесятых. Эх, вот бы по игре тоже сняли фильм, со Сталлоне, Ван Даммом и Лундгреном, как полагается…
Под занавес можно немного пройтись по недостаткам, благо их тут наперечёт. Увы, нет коопа. Объяснение этому одно – из-за выбранной авторами стилистики фигурки персонажей получились очень крупными, почти как в файтингах, да и врагов бывает скапливается до десятка; двум людям одновременно было бы некомфортно играть. Но в целом отсутствие мультиплеера не очень критично. А вот что действительно расстроило, так это политика Nintendo тех лет, направленная против насилия в играх, из-за чего появилась зелёная кровь, а также исчезла одна из крутейших фишек оригинала – постепенная разрушаемость персонажа. Винтики под ноги больше не сыплются, увы. От первоначальной визуализации с вытянутым экраном авторы тоже отреклись, сделав картинку в стандартном «снесовском» разрешении. Впрочем, это уже совсем мелочи, а вердикт будет такой: в эту великолепную вещицу можно и нужно играть, получая пресловутое guilty pleasure и вспоминая о прекрасных временах, когда ниндзя могли всё.
Автор:
John Dory