Как в лучшие времена

Тенденция к ренессансу подзабытых жанров появилась уже достаточно давно (у нас в журнале статья на эту тему была опубликована ещё в конце нулевых). Сегодня можно смело говорить о том, что возрождение состоялось – что ни год, то на рынок попадает целая пачка свежих игрушек, перелопачивающих классические доктрины. Причём не только в расчёте на ностальгирующую публику. Сорокалетние геймеры, конечно же, существуют – нам ли с вами, дорогие почитатели журнала «Великий Dракон», этого не знать. Однако костяк играющей аудитории составляют всё-таки люди помоложе – те, которых во времена расцвета шестнадцатибиток и первой «плойки» на свете ещё не было. Тем не менее, перерождённые в более-менее каноничном виде «Мега Мэны» и «Дабл Дрэгоны» всё равно успешно находят своих покупателей.

Интересным вектором последних лет стало не только возрождение популярных франшиз в первозданной жанровой нише, но и создание совершенно новых игрушек в таком же виде, как они могли бы появиться четверть века назад, с поправкой на графические технологии. Тут уже впору поговорить о самом явлении ретро-гейминга. Вполне возможно, что это отчасти отражение давно проявившегося кризиса во всём современном игростроении. Если нам преподносят в качестве суперхита проект, в котором куча видеороликов и надо пешком разносить грузы, то волей-неволей задумаешься, а туда ли вообще забрела вся игровая индустрия. Также волей-неволей начнёшь оглядываться назад – во времена, когда игры ещё были играми, и большинству тогдашних геймеров от них было хорошо. Наверно, как-то так рождаются скромные, но чертовски привлекательные тайтлы вроде Octopath Traveler, в которых концептуальный прогресс давно остановился и сложно найти хоть что-то, невиданное прежде, зато есть дух настоящей, проверенной временем игры.

Octopath Traveler – это японская RPG с нарочито пиксельной графикой, предельно наивным (хотя отлично прописанным) сюжетом и пошаговой «боёвкой». С фентезийным миром, с городами, заселёнными однофразовыми NPC, с разделением на «мирные» и «боевые» локации, с многоярусной «прокачкой», со случайными битвами и могучими боссами. Я не забыл ничего из перечня стандартных достоинств, которыми можно было бы описать практически любую японскую RPG из 90-х? Что характерно, никакого отторжения такой «джентльменский набор» не вызывает. Даже наоборот. Ведь здесь не просто что-то ностальгическое, не запущенная в сотый раз Final Fantasy VI или Breath of Fire IV, при всём уважении к этим великолепным образцам ролевой классики. Перед нами попытка адаптировать классику в современном мире, а не только показать, какой она была когда-то. Нет ничего удивительного в том, что платформой для эксперимента стала приставка от Nintendo, на которой такие вещи гармонично уживаются с любыми актуальными хитами.

О завязке истории долго говорить незачем – тот случай, когда всё сказано уже в названии. Есть восьмёрка разноплановых героев, разбросанных по уголкам фентезийного мира Орстерра. У каждого своя небольшая вводная глава, раскрывающая характер и мотивацию. Берёте одного, путешествуете, собираете остальных в команду. Если хотите узнать концовки для всех восьмерых – проходите соответствующие квесты для каждого, не хотите – не надо. Даже если решите изучить игру от корки до корки, прорву времени это не займёт – она предельно лаконична и не будет напрягать вас откровенно бессодержательными эпизодами. Возможно, кто-то сочтёт её продолжительность недостатком, но такая скоротечность лучше, чем любые попытки растягивать тайминг искусственно.

Одно из главных и очевидных достоинств Octopath Traveler – её волшебное обаяние. «Шестнадцатибитная» стилистика в HD-качестве производит совершенно неизгладимое впечатление, даже если вы не увлекаетесь ретро-артом. Многообразие красок, необычные спецэффекты, великолепно проработанное освещение – всё это создаёт потрясающий эмоциональный фон, об который разбиваются претензии к мелким огрехам. Намётанный глаз опытного геймера обнаружит немало визуальных отсылок к былым «скуэйровским» шедеврам, но «пасхалки» точно не были для разработчиков самоцелью – они всегда к месту. То же самое можно сказать про звуковое сопровождение. Саундтрек органично дополняет атмосферу, голоса актёров помогают оживлять персонажей. Озвучены только ключевые сюжетные диалоги, но этого вполне достаточно чтобы проникнуться симпатией к каждому путешественнику и ещё лучше понять его внутренний мир. Ведь все они действительно разные и очень самобытные.

Рассказ про геймплейные механики тоже не получится излишне затянутым – все они, так или иначе, знакомы «ролевикам» со стажем. Активная партия может включать в себя четверых героев. Каждый владеет одним или двумя типами оружия, умеет надевать разнообразные шмотки и разучивать предусмотренные для его профессии скиллы, в число которых могут входить как атакующие приёмы, так и что-нибудь специфическое вроде обворовывания противника по ходу схватки. Для применения обычных ударов нужно только дождаться своего хода, скиллы расходуют специальную энергию – в общем, обычная система HP/MP с минимальными дополнениями. В частности, есть режим усиления, позволяющий примерно раз в два хода наносить пару однотипных комбо-ударов. Противники имеют слабости против определённых атак, серия мощных накатов отправляет их в нокдаун и делает уязвимыми на два-три хода. «Прокачка» на ранних этапах даётся очень легко – взлететь уровня до 10-го можно в первых сюжетных квестах, но дальше шаги станут заметно крупнее. То же самое со скиллами. Разучить первый позволено всего за 30 специальных баллов, второй уже за 100, третий вовсе за 500, и далее в том же темпе.

В адрес Octopath Traveller прозвучало не так уж много критики. Некоторым игрокам и профессиональным обозревателям она показалась сонной и скучноватой. Отчасти это правда, но именно такими были многие старые RPG, послужившие источником вдохновения для разработчиков. Справедливым выглядит замечание, что в игре маловато разнообразия – эксплоринг, бои, диалоги, в основном всё крутится в этих рамках. Возможно, стоило добавить развлекушек в стиле всё той же Final Fantasy, лишними они бы не стали. Главный недочёт, на мой взгляд – оторванность сюжетных линий героев. Даже когда они собираются вместе, всё равно доминирующей становится ветка какого-то одного персонажа, квесты которого вы в данный момент выполняете. Остальные только помогают в боях, в сценках и разговорах они не участвуют. Вся структура прохождения оказалась излишне громоздкой, авторы просто-напросто не стали прописывать опциональные варианты, меняющиеся в зависимости от того, кто сейчас находится в партии. Такая небрежность несколько обедняет всю задумку.

Впрочем, с главной задачей игра всё равно справляется блестяще, а именно – убедительно доказывает, что очень многие старые концепции и механики могут быть использованы сегодня для создания если не бесспорного хита, то симпатичного нишевого проекта. Именно с такой позиции нужно подходить к оценке Octopath Traveler. Это вещь больше для любителей, сделанная другими энтузиастами по старым проверенным рецептам. Это вещь для тех, кого современный игропром изрядно разочаровал и кто начал чаще оглядываться назад, нежели высматривать что-то на горизонте. Симбиоз ретро и стилизованной графики на идеально подходящей для этого платформе. Nintendo суждено было выжить в схватке гигантов индустрии как раз для того, чтобы освещать людям альтернативные пути.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.