Авраам, красный принц

Любите ли вы Prince of Persia так, как люблю его я? То есть со всей силой геймерской души, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, которое только способна выдержать прочность NES-овского джойстика, пережившего не что-нибудь, а шестой уровень Tiny Toon? Простите меня за излишнюю лирику, но в свое время игра действительно была бомбой. Удачная идея и долгий, кропотливый труд разработчиков из Brøderbund позволили практически полностью отказаться от традиционного геймплея, как то: прохождение разнообразных уровней, собирание призов, убийство врагов, схватки с боссами. О нет, нет, нет. В Prince of Persia почти вся игра проходит в мрачном подземелье, айтемов практически нет, а единственным врагом является собственная неловкость играющего. Ибо его подстерегают не только изощренные ловушки, но и последствия хронической отсрочки капитального ремонта темницы (то тут провалишься, то там под обломками погибнешь), а также хитроумные головоломки и преданные своему делу стражники (их очень немного, но поединки с ними, безусловно, изюминка игры). В общем, «лети в мой сад, голубка». Количество попыток форсировать подземелье не ограничено, но на всё про всё дается один час. Опоздавшим просьба не беспокоиться.

Единственное, что осталось 100% традиционным для платформера – незатейливость сюжета. Персидский султан со всем усердием предаётся любимому мужскому развлечению – войне. Воспользовавшись его отсутствием, визирь и придворный колдун по имени (ни за что не догадаетесь) Джаффар устраивает дворцовый переворот и ставит принцессе ультиматум: либо (нет, не угадаете) выйти за него замуж, либо (даже не пытайтесь) умереть. На раздумье дан упомянутый выше час. Ровно столько времени есть у возлюбленного принцессы, чтобы спасти свою невесту, а заодно и всю Персию. Завязка, простенькая даже по сказочным меркам, органично смотрелась на заре геймерской эры, но с развитием жанра возникла потребность в более оригинальном и продуманном до мелких деталей сторилайне. Новая идея, как известно, есть пересечение двух и более старых. Учтя это, специалисты Oddworld Inhabitants предложили нам втройне оригинальный сюжет – принц поднял красный флаг, причём не на Земле (тут этим мало кого удивишь), а на планете Oddworld.

 

Вставай, поднимайся, рабочий народ

Действие происходит в одном из урбанистических центров этого «странного мира», на крупнейшей мясной фабрике RuptureFarms1029. Владеет ею раса глюкконов (этакие гротескные капиталисты), использующая киборгов слигов в качестве дешёвой охраны. Всю черновую работу выполняет порабощённый народ мьюдоконов, многие представители которого живут на заводе с рождения. Вроде бы, ничто не предвещало, но в один прекрасный день поднялась яростная борьба рабов за свободу, сравнимая по своим геополитическим последствиям разве что с исходом иудеев из Древнего Египта. А началось-то всё с сущего пустяка. Один из привилегированных рабочих по имени Эйб, протирая пол в холле президентского этажа, нечаянно подслушал разговор совета директоров компании. Оказалось, что прибыль корпорации резко пошла вниз (кризис, понимаешь) и, чтобы толстосумы и дальше имели возможность грызть свои чёрствые сухари, необходимо найти дешёвый источник мяса. Почти сразу все сошлись на мьюдоконах. Смекнув, что господа не шутят, несмотря на воцарившийся в зале хохот, Эйб решил сделать ноги из родной фирмы и помочь в этом своим сородичам. Так началась его Одиссея.

Мне понравился созданный сценаристами антураж. В отличие от безымянного и безликого любимчика принцессы, Эйб обладает весьма яркой индивидуальностью и очень милым, кавайным характером. Имя персонажа – несомненно, отсылка к национальному герою США, освободителю чернокожих рабов президенту Аврааму Линкольну, чьё краткое имя тоже звучало как Эйб. Что ж, тёзок роднит многое – не только «дежурная» любовь к свободе и справедливости, храбрость и самоотверженность, но и пролетарское происхождение: оба бедны и оба были простыми разнорабочими.

Игра начинается в одном из цехов завода. Можно спокойно освоиться в новом мире, никуда не торопясь – как ни странно, проиграть по времени нельзя. В остальном геймплей очень похож на PoP – такая же хроническая лёгкая атлетика с бегом и прыжками в длину и высоту. Правда, появилось несколько новых способностей – в частности, умение управляться с рычагами и вентилями, катиться кубарем (со скоростью чуть ли не ёжика Соника), подбирать и швырять мясо или кости для отвлечения опасных животных и ходить на цыпочках во избежание неприятных контактов со слигами-охранниками. Последние вооружены скорострельными пистолетами, кои немедленно пускают в ход едва завидя вас. Что же может противопоставить им миролюбивый мьюдокон? Неужели он беззащитен? Вовсе нет! В замечательном сериале моего детства «Путешествия в параллельные миры» лучше всего была объяснена природа его оружия: «Знаешь, чем твой мозг отличается от моего? У человека – это живая ткань. У кромага – это нож». И, позвольте вас заверить, этот нож опаснее самого лучшего персидского клинка!

 

Арсенал инопланетного пролетариата

Но есть оружие ещё более мощное: мьюдоконы умеют погружаться в транс, выходить из своего тела и подчинять своей воле примитивные умы. А в этом отношении у тамошних силовиков нет конкуренции. Освоившись в теле слига (и вдоволь настрелявшись из автомата с безлимитным боезапасом), можно сделать много полезного. Например, разведать обстановку (охранники обычно принимают вас за своего, хотя бывают сатрапы и посмекалистей), ликвидировать других стражников и т.д. Главное – помнить, что пока Эйб телепатически управляет чужаком, его собственное тело абсолютно неподвижно и, следовательно, беззащитно. Есть у парапсихических способностей ещё одно применение: с их помощью Эйб может открывать порталы, ведущие из пропахшего кровью завода в леса нетронутого цивилизацией Эдема – родину мьюдоконов. Использует ли наш герой этот дар, чтобы спастись самому? Ничуть не бывало. Он благородно открывает путь к спасению своим соплеменникам, которых встречает в цехах. Проблема заключается в том, что портал можно создать только в определенных местах (они обозначены «хороводами» кармических птиц), а пролетарии разбросаны по всему необъятному предприятию.

Как же быть? Здесь нам поможет ещё одна способность нашего протагониста, выгодно отличающая его от августейшего перса – он умеет говорить. Не буду вводить вас в заблуждение: в плане ораторского мастерства до своего американского тёзки Эйбу далековато, но того набора фраз, который есть в арсенале, вполне хватит для вывода трудящихся из мира рабства в царство свободы и демократии (см. кинофильм «Унесённые Ветром»). Основной лексикон Эйба таков (для начала беседы нужно зажать L1): треугольник – «Hello»; квадрат – «Follow me», мьюдокон идёт за вами, копируя ваши движения (простая ходьба, бег, прыжки, передвижение на цыпочках); крест – «Wait here», подопечный останавливается в ожидании новых инструкций; круг – Эйб издаёт злобное рычание, снимает стресс. Есть и дополнительные звуки (для активации нужно зажать L2): треугольник – длинный свист; квадрат – смех; крест – короткий свист; круг – «зов природы». Комбинации с L2 пригодятся позднее при разговорах со свободными мьюдоконами, когда Эйб выберется с проклятой фабрики и убежит в родные леса. Правильные комбинации этих бессмысленных, казалось бы, звуков представляют собой пароли, дающие игроку доступ в то или иное место.

Вселившись в тело охранника, можно также потренироваться в красноречии. Основной лексикон слига (L1): треугольник – «Hi», привлекает внимание слогов (собакообразных тварей); квадрат – «Here, boy», слиг последует за вами; крест – «Get him!», натравить слига на кого-нибудь; круг – «Wait», слиг остаётся на месте. Остальное (L2): треугольник и крест – ворчание; квадрат – смех; круг – выкрик «Look out!», после которого мьюдоконы пригибаются и дают возможность стрелять, не задевая их.

 

Путь на волю

Всего за игру нужно спасти девяносто девять мьюдоконов (для хорошей концовки достаточно пятьдесят, но бонусы откроются, только если вызволить всех). Многие помещения завода оборудованы специальными табло, на которых показано, сколько на данный момент рабочих осталось в цехе, сколько эвакуировано и сколько погибло. К сожалению, руководимые игроком пролетарии настолько же уязвимы, как и сам герой – во время побега вам предстоит защищать не столько себя, сколько их. Хотя беспрекословное подчинение бедолаг вашим просьбам сильно облегчает миссию, в этом аспекте также следует быть осторожным – сородичи до такой степени доверяют «честному Эйбу», что, если их вовремя не окликнуть, могут как ни в чём не бывало пойти под включённую бормашину. И это лишь малая толика угрозы – помимо окровавленных лезвий путь к свободе преградят бездонные пропасти, силовые поля, противопехотные мины (куда только смотрит охрана труда?!) и разные hi-tech гаджеты типа парящего в высоте глазовидного робота, щедро угощающего электроразрядом каждого, кто попробует использовать телепатию.

Блага цивилизации оставят нашего героя лишь когда он окажется в лоне природы, но и тут не расслабишься – хищники не дремлют. Если один небольшой парамит не представляет опасности (сам боится вас), то от стаи из двух-трёх особей лучше удирать без оглядки. Что же до красного гиганта скраба, то он опасен как раз в одиночку, а появление второго великана может вызвать у Эйба лишь выдох облегчения – чудовища вступят в смертельную схватку за территорию, дав маленькому мьюдокону возможность ускользнуть. К счастью, не вся фауна враждебна. Замечательным примером обратного является элум – oddworld’овский ответ нашему верблюду. Благодаря своей способности совершать невероятно большие прыжки, этот зверь просто незаменим в путешествиях! Правда, наш верный Росинант питает больше любви к мёду, чем к приключениям, но у пчёл есть аргументы, способные его переубедить.

Но зачем же Эйб путешествует по столь опасным местам – владениям скрабов и парамитов? И зачем он после вернётся на RuptureFarms? Какие у него шансы против сверхтехнологичной цивилизации глюкконов? Неужели это просто слепой, отчаянный, обречённый героизм? Все вопросы обретут должные ответы, когда вы пройдете эту замечательную игру.

Что касается технической стороны, она полностью соответствует уровню геймплея. Графика великолепна, особенно если учесть, что Abe’s Oddysee выпущена на PS one в 1997 году. Музыкальное сопровождение ненавязчиво, но всегда к месту; звуковые эффекты просто потрясающие – сколько лет я уже не играл, а многие звуки (например, работающей мясорезки или чтения Эйбом мантр при погружении в транс) помню, как будто только что выключил приставку. Чувствуется, создатели долго и тщательно работали над атмосферой. Отдельно хочется отметить разговорчивость персонажей – она предаёт игре невероятный реализм, несмотря на всю экзотику мира Oddworld. От души желаю вам, уважаемые читатели, провести немало приятных часов за этим восхитительным платформером. Спасите всех порабощённых, станьте национальным героем великого племени и… Готовьтесь к новым подвигам в следующих главах сериала! Ведь «Одиссея» – это только начало.


Автор:

Пикал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.