Угасшая звезда
Давным-давно, когда знаменитая NES конкурировала со вскоре забытой Sega Master System, на последней появился совершенно нетипичный для тогдашней индустрии электронных развлечений хит под названием Phantasy Star. По сравнению со существовавшими в то время на восьмибитной Nintendo «ролёвками» (ранние части серий Dragon Quest и Final Fantasy) это был прорыв. Игра наголову превосходила конкурентов в области графики, ничуть не уступая им в притягательности. Классическая Phantasy Star поныне вызывает массу симпатий – прежде всего потому, что в ней сосуществуют, так сказать, краеугольные камни совершенно разных направлений современной фантастики. Сюжет и отстроенная вокруг него виртуальная вселенная в равной степени опираются на элементы фэнтези и sci-fi. Дополняет картину увлекательный геймплей, характерная скорее для ПК’шных RPG боевая система и разнообразие предназначенных для исследования территорий.
Вышедшие позже сиквелы ещё прочнее засели в умах геймеров, хотя в них были значительные изменения. Новые эпизоды серии, презентованные на легендарной MegaDrive, собрали огромную армию фанатов и породили тонны любительского креатива самого разнообразного толка. Долгое затишье наступило после выхода четвёртой части. Устарела MegaDrive, достаточно скоро отжила свой век Saturn, наконец, появилась Dreamcast, а продолжения одной из лучших серий ролевых игр не было. Затянувшееся ожидание окупилось грандиозным сюрпризом, подготовленным командой Юдзи Нака. Согласно озвученным планам, в разгар битвы консолей шестого поколения на DC должна была появиться первая приставочная RPG с выходом в сеть. Разумеется, знамя новой эпохи доверили нести Phantasy Star. Был обещан интересный одиночный режим, неземные красоты, много чего ещё.
На заре миллениума грянул долгожданный релиз. Однако продажи пошли далеко не так хорошо, как ожидалось. Публика достаточно быстро разобралась, что вместо старой доброй Phantasy Star в новой обёртке у разработчиков получилась рядовая «дьяблоподобная» онлайн-RPG. Встроенный в Dreamcast модем позволял обладателям лицензионной копии игры путешествовать по четырём мирам вместе с другими пользователями сети Sega.net. Игроки применяли удобную систему чата, помогали друг другу в тяжёлых битвах; был предусмотрен даже режим «плеер-киллинга», впрочем, не столь популярный, как в «писишных» MMO. К сожалению, ничего сверхъестественного PSO предложить не смогла, роль ракетного двигателя для увязшей в битве с конкурентами приставки она не потянула. Спустя пару лет официальные игровые серверы начали закрываться; появились «порты» на других консолях (PlayStation 2, GameCube), тоже не ставшие популярными. Рьяные поклонники Phantasy Star, проводившие сотни часов за прокачкой «чаров», фактически впустую гробили время. Да и деньги тоже.
Когда сетевая составляющая Phantasy Star Online окончательно канула в вечность, на память потомкам остался однопользовательский режим. Весьма неплохой при близком рассмотрении. Но для начала, как водится, сюжет: Одна из бесчисленного множества планет во вселенной должна была в ближайшем будущем прекратить своё существование, но оставалось достаточно времени для того, чтобы найти новый пригодный для жизни уголок среди бескрайних просторов космоса и переселить туда обитателей неминуемо катящегося в Лету небесного тела. Новый дом для множества представителей различных рас был найден – планета Ragol, на которую вскоре прибыли первые переселенцы. Когда многим стало казаться, что всё прекрасно и жизнь наладилась, в районе жилого купола отстроенной базы прогремел взрыв (кто внимательно смотрел заставку, наверняка заметил крылатого монстра, стоящего в пламени разрывающегося на куски строения); с колонией оборвалась связь… Вскоре на место происшествия отправился космический корабль Pioneer 2, на борту которого разместились смельчаки, готовые выяснить причину катастрофы и, если возможно, предотвратить последствия.
Как вы уже, наверное, догадались, обязанности главного героя придётся исполнять одному из новоприбывших на Ragol охотников за «экспой». На ваш выбор целых девять персонажей – представителей трёх разных рас: людей, киборгов и синтетических эльфоподобных существ, которые, в свою очередь, делятся на три различных класса (или, если угодно, специализации). Тут вам и прямолинейные рубаки (Hunters – представлены всеми возможными расами), и достаточно могучие рэйнджеры (Rangers – два андроида против одного человека), и местные аналоги колдунов (Forces – двое эльфов и человек). Не обошлось без подводных камней в области баланса. Если отсутствие у кибер-людей возможности колдовать ещё можно как-то оправдать их непомерной физической силой и ловкостью, то какой смысл было делать двух магов с намёками на некоторую способность выживать в ближнем бою, заведомо понижая уровень маны? Ежу ясно, что, подняв максимальное значение здоровья персонажа на несколько сотен пунктов, ничего толкового не получишь, когда к этому времени у кого угодно три-четыре обычных монстра секунд за пятнадцать сносят весь столбик HP! Даже у хантеров. Аналогичный ход с бронёй, немного влияющей на шанс получить физическое ранение – вообще клинический случай.
Внешность каждого героя можно подогнать под свой вкус, изменяя одежду, цвет кожи, причёску – либо при генерации объекта длительной прокачки, либо в Dressing Room после получения миллиона месет (местная валюта) за пару сотен тысяч. Завершив создание «чара», вы попадаете к капитану того самого Pioneer 2, получаете задание собрать как можно больше информации о недавнем происшествии, а заодно намёк относительно загадочной пропажи вашей дочери. На борту гигантского, красиво прорисованного (в полном 3D) космического корабля можно закупить множество полезных предметов: от простых аптечек и восстановителей маны до оружия и брони. Также неплохо бы наведаться в «Гильдию Охотников» для получения второстепенных квестов, обратиться в медпункт и сложить особенно ценные вещи в камеру хранения.
Окончив все необходимые приготовления, вы отправляетесь в свой первый крестовый поход против заполонивших планету монстров. Шагнув в телепорт, герой оказывается в изумительно красивом лесу: свет, пробивающийся сквозь кроны деревьев, пролетающие там и тут бабочки, текущие под ногами ручьи – всё это с первого взгляда производит положительное впечатление и мотивирует любоваться пейзажами. Но вот раздаётся рык приближающихся хищников, вашему персонажу приходится пускать в ход оружие против похожих на львов двуногих монстров и плавно кружащих вокруг волков. Складывается следующая картина: уничтожаем толпы не шибко умных созданий, получая за это драгоценный опыт, собираем полезные предметы, попутно любуемся красотами бэкграундов и… Да, в общем-то, всё. Завалив сотни чудовищ, изрядно «прокачавшись», найдя приличную экипировку, мы ждём чего-то нового, а получаем только хорошее, проверенное временем старое. Жажду «хлеба и зрелищ» не утоляют даже новые локации. Кристаллические пещеры, переливающиеся тысячами отблесков, переполненные множеством любопытнейших механизмов шахты, обросшие мерзкими органическими образованиями руины жилого отсека базы – ничего особенного там нет.
Увы и ах – компенсировать утрату полноценных многопользовательских баталий (если не считать таковыми продолжающиеся поныне стычки на неофициальных частных серверах) Phantasy Star Online едва ли способна. Появление игры в таком виде можно даже назвать стратегическим просчётом могучей некогда корпорации – один из немногих своих козырей Sega бездарно загубила, проиграв в итоге войну консолей. С другой стороны, это была достойная попытка прорваться к новым вершинам. Оставить после себя добрую память – тоже своего рода достижение. Хотя мечталось о большем.
Автор:
Dispeaker