В поисках новой жизни

Phantasy Star – серия эпохальная. Дебютная глава в 1988 году стала первой jRPG, изданной за пределами Японии. Вторая в 1989-м открыла эру 16-битных японских «ролёвок». Третья отметилась нелинейным геймплеем, завязанным на смене поколений (хотя в остальном игрушка получилась посредственная – сказалось привлечение к разработке совершенно «левых» людей). Лучшая из «классических», по мнению поклонников – Phantasy Star IV. Революции в жанре она не совершила, однако предложила макросы и комбинации техник / навыков, решение для тех времён необычное. Казалось бы, идеальные условия для дальнейшего развития. Увы, не всё так просто.

Продолжать завершённую историю – дело мудрёное. Джордж Лукас, например, потому и взялся за приквелы, что не хотел превращать жирную точку в многоточие и разводить мыло, в котором фигурировали бы недобитые Ситхи и непобедимые Скайуокеры. Всё это сделали уже без него ушлые прислужники Микки Мауса. Выглядят такие сиквелы выстрадано и жалко, роняя уровень предыдущих творений глубоко под плинтус. Так что люди, обвиняющие «сеговцев» в нерасторопности, попросту не понимают, насколько серьёзная перед ними стояла задача. Другой момент, затормозивший развитие Phantasy Star – неурядицы в самой компании-разработчике. С середины 90-х дела у Sega пошли неважно – сперва неудачные расширения для MegaDrive, затем провал проекта Saturn, наконец, полное фиаско Dreamcast. За время этих мучений многочисленные конкуренты вспахали поляну японских RPG так, что вернуться на неё оказалось практически нереально.

Sega решилась на отчаянный шаг. Новая часть Phantasy Star стала перезапуском франшизы. Действие переместилось в другую звёздную систему, упор был сделан на экшен в реальном времени, аки в Diablo, но самое интересное не это. Дело в том, что Phantasy Star Online – это первая в истории японская онлайновая «ролевуха». К сожалению, очень быстро утонувшая вместе с Dreamcast и онлайновыми серверами SegaNet. Со временем игра перебралась на ПК, GameCube и Xbox, но там популярности не снискала из-за кривого сетевого кода, который не позволял западным юзерам цепляться к серверу по широкополосной линии. Только dial-up, только хардкор. Были другие попытки возродить былую славу, скажем, Phantasy Star Universe на PlayStation 2, но подробно на них останавливаться не будем, ибо мы с вами подошли к главной теме сегодняшнего рассказа – переезду легендарного сериала на PlayStation Portable.

Первое, на что стоит обратить внимание в Phantasy Star Portable – это сюжет. Формально здесь продолжаются события Universe, однако предварительное знакомство с ней от вас не требуется. Во вступительном ролике вам рассказывают всё, что необходимо знать о сеттинге. Кажущаяся простота завязки – добить недобитых СИДов – компенсируется глубиной проработки персонажей. В какой-то момент понимаешь, что портативная «Звезда» вовсе не про то, как Стражи зачищали планеты от остатков пришельцев. Она, прежде всего, о сложных взаимоотношениях внутри коллектива. Она о проблеме искусственного интеллекта, который рано или поздно начинает испытывать эмоции. Она о ксенофобии. Если внимательно читать и слушать диалоги, которых здесь огромное количество, вы обнаружите, что игра поднимает немало «взрослых» проблем, которые большинство jRPG обходят за километр. Другая интересная особенность Phantasy Star Portable – это «смешанный» режим. То есть вы можете начать своё приключение в одиночку, а затем перейти в онлайн и продолжить веселиться уже с друзьями. Конечно, говорить о каких-то выдающихся сетевых возможностях платформы не приходится, но концепция весьма любопытная.

В части геймплея игра представляет собой экшен-RPG от третьего лица, притом что с вами в партии постоянно шатаются ещё два-три персонажа (болванчики или живые игроки). Вы вольны выбирать свою расу (одну из четырёх) и класс героя, а также специфически «прокачивать» его. От специализации зависит, какое оружие и шмотки вы сможете использовать. Лично у меня сложилось впечатление, что лучше всего натаскивать своё Альтер-эго на дальние атаки, потому как это пригождается в битвах с боссами. Впрочем, у каждого на сей счёт может быть своё мнение. Состав партии также можно менять по своему усмотрению; главное, чтобы у вас была «карточка партнёра» нужного бойца. Правда, если в качестве сопровождающих вы берёте с собой персонажей под управлением AI, никакой ощутимой разницы от их сортамента вы не увидите – болванчики все как один будут тупить и теряться по дороге, выводя вас из себя ежеминутными «А, вот ты где!».

Прохождение заключается в эксплоринге локаций и уничтожении водящихся там монстров. Изредка задачу усложняет поиск ключей к закрытым дверям. Ключи чаще всего выпадают из монстров, так что всё равно большую часть игрового времени вам придётся ходить и мочить мобов. Миссии, в рамках которых всё это происходит, делятся на сюжетные и дополнительные. В дополнительных вы можете «прокачаться» и собрать полезные вещички, дабы не быть битым в очередной сюжетке. Тут вопрос к разработчикам: по какой причине некоторые доп-квесты целиком повторяют основные? Лень было рандомизировать хотя бы боссов? Кстати, о них. Сделаны эти ребята не без выдумки, отнюдь не всегда легко убиваются. Если учитывать довольно низкий интеллект ваших спутников, это может доставить определённые проблемы. Впрочем, если вы прошли классические «Звёзды», то с лёгкостью завалите самых матёрых гадов.

Похвалить хочется интерфейс. У героя есть, как в любой другой «ролевухе», обширный инвентарь, которым не всегда удобно пользоваться во время боя (тем более, что паузы в игре нет – она же как бы «онлайн»). Но авторы предусмотрели два «патронташа» с быстрым доступом – в один вы помещаете оружие, в другой всяческие полезные предметы вроде лечебных снадобий. В таком виде пользоваться и тем, и другим весьма комфортно. К слову, количество оружия, деталей брони и лекарств удручающе велико, лучше бы вам разбираться в этом разнообразии форм где-нибудь в тихом местечке. Например, в своей комнате в штабе Стражей. Здесь вы можете приодеться, пообщаться с симпатичной робо-горничной (которую тоже можно включить в состав партии), а также прочитать хронику своих похождений. Да-да, ваши приключения тщательно конспектируют летописцы будущего, что как минимум забавно.

А теперь о грустном. То ли Sega подгоняла разработчиков энергетическим хлыстом, то ли разработчики решили особенно не напрягаться для портативной игрушки, но после пары часов знакомства с Phantasy Star Portable появляется явственное ощущение того, что она недоделана. AI постоянно тупит там, где нет скриптов, визуальный ряд местами слишком блёклый, а сам экшен – довольно пресный. Вроде бы иногда проскакивают моменты, когда понимаешь, что вот до такого состояния всё следовало отполировать. Но от этого ещё печальнее. Игра, конечно, неплохо продалась, однако основной пик продаж пришёлся на первые недели после релиза. Потом публика распробовала новинку и начала тихонько поругиваться. А Sega, слушая критику вполуха, выпустила год спустя сиквел, оказавшийся чуть получше. Не самая удачная дилогия.

Как бы мне того ни хотелось, назвать Phantasy Star Portable хорошей игрой не получается. Слишком много в ней спорных моментов и откровенных недоделок. Тем не менее, разок пробежать её стоит, особенно если вы любите экшен-RPG в антураже космической оперы. За всю многолетнюю историю компьютерных игр подобных проектов выходило не так много. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. W0x@:

    Прислужники Микки Макса — звучит круто! %)