Эхо войны

Войны идут беспрерывно по всей планете с незапамятных времён. О них говорят, пишут, снимают фильмы, делают игры. Но далеко не всегда их пытаются понять. Зачем и кому они нужны? Можно ли их избежать? Как они меняют людей? Об этом зачастую задумываются только те, кто сам там был. Оливер Стоун – не только известный на весь мир режиссёр, но ещё и ветеран войны во Вьетнаме. В 1986 году он отснял на студии Metro Goldwyn Mayer легендарный «Взвод» – фильм, впоследствии получивший как широкое признание общественности, так и четыре абсолютно заслуженных награды американской киноакадемии. Хотя переосмысление вьетнамской эпопеи было достаточно распространённой темой в восьмидесятые, «Взвод» заметно выделялся из ряда подобных произведений. В нём начисто отсутствовали присущие картинам такого рода пафос и лирика, воспевающие «своих» и принижающие «чужих», зато прекрасно раскрывалась незримая для обывателей изнанка войны, а также разворачивалась драма человеческих взаимоотношений, разыгранная великолепными актёрами. Обойдясь без умопомрачительных спецэффектов и трюков, Стоун сумел максимально полно раскрыть образы своих персонажей и донести до зрителей многое из того, что, по всей видимости, когда-то довелось пережить ему самому.

Спустя два года после выхода фильма, на NES появилась игра по его мотивам. Произвела её на свет незабвенная фирма Ocean в тесном сотрудничестве с SunSoft. К сожалению, нет никакой стартовой заставки, хотя бы минимально вводящей в курс дела, да и вообще в плане сюжета параллели с киноверсией прослеживаются слабо. Отсутствует деление на этапы, зато каждый из четырёх эпизодов выполнен в разных игровых жанрах. С управлением разбираться долго не будем – надеюсь, в двух кнопках не запутаетесь. Попав в начало пути, можно подумать, будто перед нами обычный боевик. Дело происходит в джунглях, вид сбоку. Пространство вокруг представляет собой лабиринт, огороженный непроходимыми деревьями. Изредка и исключительно по одному появляются партизаны, способные четырьмя меткими выстрелами отправить героя на тот свет. Минные растяжки сделают то же самое, если их не перепрыгивать. Внизу экрана отображается состояния боезапаса (пополняется за счёт убитых врагов), плюс интересная шкала энергии под названием Morale. Рано или поздно, после долгих скитаний по джунглям, наш бравый солдат выйдет к речке, переходя через которую взорвёт мост (при условии, что сначала найдёт взрывчатку). Свернув в проход справа, он войдёт в деревню, где кроме партизан живут мирные жители. Если истреблять мирян, линейка морали иссякнет и наступит game over.

Деревушка небогатая, всего шесть хижин, в которые можно и нужно заходить. Внутри следует обыскать все имеющиеся предметы, кроме мешков – часть из них заминирована. В крайнем слева доме обязательно нужно взять факел (вещи графически никак не отображены, просто нажимайте кнопку «вверх» рядом со столами, стульями и т.д.), в четвёртом – карту подземных лабиринтов. Во второй слева лачуге спуск в катакомбы. С этого момента начинается следующий эпизод, пожалуй, самый весёлый во всей игре. Кардинальным образом меняется вид на происходящее – теперь мы обозреваем местность от первого лица. Очень смахивает на данжи из ролевушек того времени. Персонаж движется строго посередине туннеля, поворачивается всегда на 90 градусов, а когда встречается враг, передвижение блокируется – управление переходит на прицел; идти дальше позволяют только после окончания дуэли. Подземный лабиринт состоит из тоннелей и комнат; в помещениях безопасно, там же содержатся дополнительные призы. Цель – найти сигнальные ракеты и компас. Добываются они из больших коробок и выдвижных ящиков мебели после выстрела по ним. Аналогичным способом пополняется здоровье и боезапас, выход справа-внизу.

Третий эпизод – самый скоротечный и динамичный. Героя выкидывают в ночные кущи, на этот раз в режиме классического шутера а-ля Operation Wolf. Сказать, что врагов много, это всё равно, что не сказать ничего! Их очень много, однако численное превосходство противника компенсируется его заторможенностью – партизаны никогда не стреляют сразу после своего появления на экране. Наконец, финальный рывок – те же джунгли, что были в первом эпизоде, только в изометрической проекции. Кнопка, служившая когда-то прыжком, теперь отвечает за дополнительное оружие – гранаты. Бойцу отведено время, за которое он должен добраться до выхода, продвижению мешают колючая проволока, мины и, в особенности, взбесившиеся враги. Противники становятся очень резвыми и меткими, лёгкой прогулки точно не получится. Но главное – не заплутать на развилках и успеть уложиться в отведённый срок. В конце даже есть что-то вроде босса – бункер с пулемётчиком, который необходимо забросать гранатами.

И всё. Увы, игра слишком коротка. Общий вывод на её счёт – неплохо для своего времени, но не более того. Графика откровенно слабовата даже для «Денди»; музыка вроде бы есть, но запомнить хоть одну мелодию у меня не получилось. Впрочем, браковать Platoon я ни в коем случае не собираюсь. Главный её плюс – жанровое разнообразие в пределах одного картриджа. На NES я ничего подобного не припоминаю.

 

PS. Напоследок. Игра – это всего лишь игра. Фильм – это всего лишь фильм. Храни вас Бог от настоящей войны.


Автор:

Поликарп Бутылкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.