Ковбойский романс

Наверное, не совсем правильно начинать обзор столь эпохальной игры со сравнения, но оно просто напрашивается. Год назад мы восхищались великолепной The Legend of Zelda: Breath of the Wild, научившей нас любить «открытый мир» сам по себе, без привязки к каким-то квестам и заданиям. Сегодня почти то же самое делает вторая глава сериала Red Dead Redemption. Самое большое удовольствие от неё начинаешь получать тогда, когда отодвигаешь в сторону свои прямые «обязанности» и проникаешься удивительно тонко переданной атмосферой Дикого Запада, богатой множеством бытовых деталей. Семь долгих лет производства ушли в том числе на то, чтобы антураж нового путешествия ощущался буквально в каждом кадре безупречной «рокстаровской» режиссуры и анимации.

Всего этого уже было бы достаточно для создания хита средней руки. Но разработчики явно ставили перед собой намного более амбициозные цели. Red Dead Redemption 2 богата абсолютно всем, что в ней есть: геймплеем, графикой, сюжетом. Её очень трудно описать кратко и цельно – внимание не задерживается на чём-то одном, всё время тянет попробовать дополнительные игровые механики или нырнуть с головой в пучину сайд-квестов. Вплоть до того, что на работе невольно поглядываешь на часы и прикидываешь в уме, чем займёшься сегодня вечером на виртуальных просторах. Удивительное, подзабытое ощущение из детства – когда-то давно мы с таким же мужеством высиживали унылые школьные уроки, чтобы потом броситься в объятия какой-нибудь японской RPG.

 

Те, кому суждено умереть

Red Dead Redemption 2 – игра о людях и об эпохе, которая их окружает. Эпохе слома старой американской цивилизации и приходе новой, индустриальной. Обитатели прежнего мира обречены на то, чтобы разделить участь динозавров, но не все из них готовы перестроиться и устремиться в светлое будущее. Участники банды Датча ван дер Линде понимают свои перспективы не хуже других, а потому решаются на последнее супер-ограбление в своей истории, после которого каждый бандит смог бы уехать куда-нибудь с деньгами и начать жизнь заново. Не срослось. Налёт на паром обернулся кровавой бойней с полицией, потерей нескольких товарищей и бегством остальных в заснеженные горы. Вместе с выжившими туда отправляются их женщины, живущие все вместе как одна большая семья.

На дворе между тем 1899 год, события разворачиваются за двенадцать лет до оригинальной Red Dead Redemption. Джон Марстон пока ещё один из бойцов Датча, но главная роль отведена не ему. В центре повествования Артур Морган, персонаж не менее колоритный. У него нет глубоких моральных убеждений, он способен убивать за деньги или даже по сиюминутной необходимости. Точно так же он может помогать встреченным на пути людям, если за это ему светит хоть какое-нибудь вознаграждение. Углубляться в подробности истории смысла нет, но вовсе не потому, что она неинтересна. Наоборот, сценаристы Rockstar переплюнули всё, что им удалось создать раньше (особенно первую часть, в которой упор был явно сделан на геймплее). Окончательный сюжет вы строите сами, открывая дополнительные арки в сайд-квестах, принимая участие в одних радномных эвентах и пропуская другие, оставляя в живых одних персонажей и отправляя в могилу других. Рассказы двух разных геймеров о пройденной ими Red Dead Redemption 2 могут настолько сильно отличаться в деталях, что впору будет уточнить, речь об одной и той же игре или нет.

Прогресс по сравнению с первой частью виден невооружённым глазом. При всех достоинствах, Red Dead Redemption всё-таки была «GTA на лошадях» и не более того. Сиквел дарит целый спектр совершенно новых ощущений. Это и мотивация к эксплорингу местности (карта намного насыщеннее интересными точками, нежели прежде), и огромное внимание к поведению NPC, превратившихся в полноценных людей с определённым характером и долгой памятью. Не удивляйтесь, когда вас узнают в каком-нибудь городе, где ранее вам бывать не доводилось. Молва летит быстрее скакуна, а свидетели ваших подвигов или преступлений найдутся в самых неожиданных местах. Этот мир живёт по-настоящему, вы в нём лишь один из множества равноправных обитателей.

 

Бытие определяет сознание

Если сравнение с Breath of the Wild в начале текста показалось вам несколько натянутым, то самое время рассказать о поисках хлеба насущного. Помимо участия в игровых событиях, Артур должен придерживаться норм обычного человека, то есть добывать пищу и периодически спать. «Лайфсим» становится неотъемлемой частью геймплея и заставляет оглядываться вокруг. А там – леса, полные дичи, озёра и реки, кишащие рыбой. Ну и, разумеется, уже готовые припасы в обжитых местах. Остановимся чуть подробнее на охоте. Как и прежде, заниматься этим ремеслом можно с целью наживы, но требования стали жёстче. Отстреливать зверей нужно правильно, не портя шкуру, мясо отвозить в лавки до того, как оно стухнет. Всего представлено более сотни различных животных, от простых и многочисленных до редчайших и очень ценных. При этом далеко не каждый зверь позволит так просто подойти к себе на расстояние выстрела. Потенциальные жертвы хорошо слышат топот вашего коня, ещё лучше чуют исходящий от вас запах. Симулятор охоты получился очень правдоподобным. На рыбалке тоже хватает премудростей, клёв бывает лучше или хуже в зависимости от времени суток,  места на реке или используемой приманки. Зависать во всех этих необязательных развлечениях можно часами.

А уж сколько времени вы потратите на тюнинг своей конюшни – одному богу известно. Для начала придётся разобраться в породах и определить, какая кобылка для каких задач подходит лучше. Затем долго и упорно приучать скакуна с своему образу жизни, сопровождающемуся погонями и перестрелками. Молодая и необученная лошадь панически боится шума стрельбы, чтобы вернуть её в адекватное состояние надо слезать и успокаивать. Разумеется, в бою такой товарищ – хуже врага, так что перед серьёзным делом «прокачкой» коня предстоит заниматься тоже всерьёз. А ещё лошадку нужно кормить, куда же без этого. Если не пожалеете сил и нескольких часов, то получите в своё распоряжение бесстрашного и верного друга, который научится самостоятельно обходить препятствия, вынесет из любой передряги и не сбросит вас на землю в самый неподходящий момент. Однако при неудачном стечении обстоятельств лошадь под вами могут убить, или угнать, если зазеваетесь и примете бандита за порядочного прохожего. Так что осваивать этот квест доведётся не единожды. Но не расстраивайтесь из-за этого – каждый следующий раз будет по-своему увлекательным.

Ещё один пожиратель времени на вашем пути – набор мини-игр, за которыми любят проводить вечера как обитатели бандитского лагеря Датча, так и простые городские жители. Наибольшей популярностью пользуются карты, что вполне естественно и логично. Перекинуться можно в покер или блэкджек, не особо боясь растранжирить благосостояние (уровень мастерства местных любителей раскладывать пасьянсы невысок). Забить козла в домино – тоже отличный вариант скоротать вечерок в компании небритых мужиков. Наконец, задачка на хорошую реакцию – потыкать ножичком между растопыренных на столе пальцев. Ко всем играм прилагаются подробные пояснения о правилах, так что если раньше садиться за картёжный стол не доводилось, есть шанс наверстать упущенное на ходу. Ну а если играть не тянет, то расслабиться можно по старинке, накидавшись до отвала крепким алкоголем. В общем, делу время, а потехе час.

 

Ковбои за работой

Что касается боевой системы, она стала глубже и сложнее. Арсенал расширился, но многие виды оружия теперь требуют ручной перезарядки, что бывает крайне некстати в разгар побоища. Остались на месте автоприцеливание и slo-mo, в дополнение к ним появился режим наведения от первого лица, благодаря которому эффективность стрельбы повышается многократно. Что касается кастомизации, то вариантов огромное количество; можно хоть золотом приклад инкрустировать, было бы желание ковыряться. Поначалу выглядит несколько неудобной идея прикручивать ружьё к седлу во время поездок – об этом легко забыть и оказаться с голыми руками в какой-нибудь неприятной ситуации. Ещё веселее, если его уведёт вместе с кобылой какой-нибудь ловкий конокрад. Впрочем, общение с инвентарём всегда было слабой стороной серии. Особого прорыва не случилось и в этот раз.

Сетевое дополнение Red Dead Online, презентованное вскоре после релиза игры, позволяет продлить удовольствие ещё на несколько десятков часов. Мультиплеер устроен практически так же, как одиночная кампания – в нём есть главная сюжетная линия и множество «побочек», выполнять которые можно самостоятельно или кооперируясь с другими игроками. Сперва вам разрешат создать собственного героя. Редактор внешности не то чтобы очень богатый, но настроек немало и повозиться с ними будет любопытно. Затем придётся поучаствовать во вступительной миссии, вводящей в курс дела, ну а дальше – полная свобода. Грабьте поезда и дилижансы, охотьтесь на бандитов или диких животных, объединяйтесь в команды или, наоборот, соревнуйтесь с живыми оппонентами. Онлайн примечателен большим количеством ситуаций, которые попросту невозможны в сингле (скажем, голосования внутри банды насчёт дальнейших действий), а также очень приятными для геймеров со стажем встречами со старыми знакомыми из прошлых частей (скучали по мисс Макфарлейн?). Итого к 60+ часам основной игры можете смело добавлять ещё 20-30 в сетевом режиме.

 

Прощай, Дикий Запад?

Red Dead Redemption 2 закрывает трилогию, начатую ещё на PlayStation 2 довольно неоднозначно воспринятой публикой Red Dead Revolver. Тогда было сложно предсказать, что из примитивного линейного боевика с уклоном в чернушный юмор вырастет и расцветёт целая игровая вселенная, по масштабам сопоставимая с главным детищем Rockstar, эпическим брэндом Grand Theft Auto. Но это случилось. Сериал драматически эволюционировал, обзавёлся дотошно прописанным сценарием и абсолютно реалистичным антуражем, не растеряв при этом своей первоначальной эстетики. Главный мотив для геймера, попавшего на просторы этой игры – как можно больше узнать и посмотреть. Сквозное прохождение основной сюжетной линии вполне способно удовлетворить неприхотливого человека, но не даст до конца прочувствовать дыхание этого открытого мира, этой навсегда потерянной в веках эпохи. Передать атмосферу и бытовые подробности Америки конца XIX века у разработчиков получилось лучше всего остального.

Есть ли основания ждать развития идей в будущем? На данный момент складывается ощущение, что тема Дикого Запада в «рокстаровском» изложении раскрыта полностью, и добавить к ней что-то принципиально новое уже не получится. Но ещё труднее поверить в то, что компания с мировым именем, хорошо знающая толк в маркетинге, так легко расстанется со своей сверхудачной франшизой, на время затмившей саму GTA. В том или ином виде продолжение мы наверняка увидим, только вряд ли это произойдёт скоро. А пока у нас и так есть Red Dead Redemption 2, которой поклонникам жанра должно хватить на ближайшие годы. Наслаждайтесь!


Автор:

Headhunter