Разнообразные мобильные устройства, не имеющие прямого отношения к видеоиграм, отвоевали немалую долю рынка у традиционных ханд-хелдов. В число «мобильных» хитов теперь входят не только примитивные паззлы, но и проекты под марками популярных сериалов. Resident Evil представлен в разных жанрах практически на всех современных телефонах, смартфонах, айфонах и прочих гаджетах. Говоря по правде, среди десятка релизов едва ли найдутся те, которые стоило  бы всерьёз сопоставлять с консольными собратьями по брэнду, но уже сам факт наличия такой самобытной библиотеки заставляет внимательнее изучить её содержание. Не удивляйтесь, если о большинстве этих игр вам прежде слышать не доводилось – встретить на более привычных платформах их нельзя.

Материал получился довольно большим, поэтому мы решили разбить его на две части. В первой мы расскажем об играх для сотовых телефонов; во второй речь пойдёт о Resident Evil на устройствах с операционными системами iOS, Android и прочих гаджетах.

 

Biohazard i Survivor

Год: 2001 (JP)

Сведения о самой первой игрушке из «телефонного» списка весьма скудны. Выходила она на заре нового тысячелетия эксклюзивно в Японии, повествовала о мытарствах ранее и позже неизвестных членов команды S.T.A.R.S. под чутким руководством Криса Редфилда и Джилл Валентайн. На скриншотах также замечен Леон Кеннеди. Геймплей опирался на систему карт, каждая из которых обозначала некое действие в пошаговом режиме (задолго до Metal Gear Acid, что характерно). К сожалению, сколь-нибудь значимого культурного наследия Biohazard i Survivor после себя не оставила и, по правде говоря, давно забыта.

 

Resident Evil: Confidential Report

Год: 2004 (JP), 2006 (NA)

Следующий по хронологии тайтл намного известнее своего предшественника и по праву считается одним из наиболее удачных воплощений сериала в своём формате. Resident Evil: Confidential Report – самостоятельный мини-сериал из четырёх эпизодов, объединённых «движком» и концепцией. Если быть до конца точным – одна игра, разбитая на четыре отдельных главы для удобства восприятия и экономии ресурсов. Представляет собой пошаговый тактический экшен с двумя играбельными персонажами (для каждого предусмотрен собственный сценарий).

На дворе вновь холодный сентябрь 1998-го, в Ракун Сити бушует зомби-апокалипсис. Пока любимые герои заняты своими делами, где-то неподалёку от них резвятся двое новичков – полисмен Тайлер Хэмилтон и агентша ФБР Наоми Макклейн. Предыстория Тайлера удивительным образом напоминает биографию Леона Кеннеди. Он ровно так же неудачно встретил свой первый рабочий день, оказавшись на складе корпорации Umbrella в момент детерминации подземной лаборатории. Добавьте к сказанному выше полицейскую форму, и перед вами развернётся потрясающее портретное сходство… Эхо от взрыва докатилось аж до поверхности, склад пережил настоящее землетрясение (сопровождавшееся утечкой вируса, ясное дело) и его территорию немедленно заполонили орды монстров. Тайлер благоразумно решил делать ноги в сторону полицейского участка. В это же самое время ему навстречу выдвинулась Наоми с заданием расследовать деятельность корпорации. Каждый герой сам по себе, но действуют они на одних и тех же локациях, прохождение которых начинают с противоположных концов.

При неплохой в целом завязке дальнейшее развитие сценария несколько скомкано. Сюжет объединяет все четыре главы, но выражается он исключительно через документацию – не слишком художественную и совсем уж малоинформативную. Никаких тайных покровов авторы не срывают, представить намеренно антиканоничную версию событий (как в Operation Raccoon City) тоже не пытаются. Главы построены таким образом, что в каждой из них игрок обследует одну большую локацию – склад и канализацию в первой, университет и школу во второй, музей в третьей и снова склад в финальной. Присутствует скромный квестовый элемент: от некоторых дверей нужно искать ключи (максимум – в ближайшей комнате), или запускать некие механизмы для открытия прохода. Есть также миссия по спасению выживших студентов во втором файле. Все эти детали маскируют практически полную прямолинейность, которая, если честно, игре скорее во благо.

Зато геймплей реализован в лучших традициях жанра. Герои и их противники по очереди ходят, атакуют или (в случае с персонажами) взаимодействуют с предметами. На любом ходу можно залезть в меню и там совершить ещё несколько манипуляций: подлечиться, сменить или перезарядить оружие. Игровое пространство разбито на клетки. Каждый элемент арсенала имеет свой радиус поражения, а враги – различную скорость перемещения. Монстры нападают исключительно с минимальной дистанции, что даёт игроку некоторое преимущество. Которое, впрочем, исчезает в четвёртой главе, где в дело вступают бравые наёмники «Амбреллы», предпочитающие носить при себе огнестрел. Ещё одна тонкость состоит в том, что противник сначала должен заметить чужака. Пока враги отвлечены, они перемещаются хаотично и вполне могут подпустить даже на расстояние удара ножом. Причём коммуникации между ними нет – если заметил один, остальные не обязательно к нему присоединятся.

Базовый перечень монстров позаимствован из второй части – в него входят зомби, собаки и лизуны. Вместо ворон на пути встречаются удивительно живучие летучие мыши. В подвальных помещениях нередки контакты с крысами, а на выходе со склада живёт феерических размеров жаба. Каких-то особых нюансов в поведении всего этого зоопарка нет, разве что лизуны научились одному оригинальному манёвру – они умеют исчезать на один ход и неожиданно появляться где-нибудь сбоку или за спиной, а разворот вокруг своей оси будет стоить двух ходов и нескольких пропущенных ударов. К счастью, здоровья у героев много. Аптечек и боезапаса в первых трёх эпизодах даже больше, чем нужно. Неплохо дела обстоят и с оружием: пистолет, дробовик, штурмовая винтовка, аж два сорта магнумов – пострелять есть из чего. Правда, выглядит стрельба всегда одинаково, различается лишь наносимый урон; собирать «стволы» в каждой главе приходится заново. На удивление эффективен нож, с его помощью легко выкашивать медлительных зомби. С умом сделана система сохранения – печатные машинки натыканы буквально на каждом шагу, активные фазы между ними занимают по пять-семь минут, не более.

Из всех телефонных развлечений под известной маркой именно Confidential Report больше остальных заслуживает права считаться полноценной игрой. Прекрасно сбалансированный геймплей, простое и интуитивно понятное управление, учёт всех особенностей формата – чувствуется действительно серьёзный подход и желание разработчиков не ударить в грязь лицом. Даже музыка удачно поддерживает антураж, навевая мимолётные воспоминания. Если не считать подачу сюжета критически важным элементом, то изъяны вовсе отсутствуют.

 

Resident Evil: Assault the Nightmare

Год: 2004 (NA)

Пока японские разработчики выворачивались наизнанку, создавая настоящий хит в условиях форматных ограничений, их западные коллеги из студии Living Mobile наваяли совершенно невменозный аркадный шутер. Resident Evil: Assault the Nightmare – примитивнейший тир от первого лица, где игрок должен быстро передвигать прицел на одну из трёх позиций (посередине, слева и справа) и отстреливать наступающих по этим трём «дорожкам» монстров до того, как они подойдут на расстояние атаки. Единственной мотивацией является установление рекордов по набранным очкам.

Сюжета как такового нет. Локации можно было бы интерпретировать как очередную вариацию на тему замка Спенсера, но никаких предметных указаний на то, что это именно он, обнаружить не удастся. Имя протагониста неизвестно (торчащая в кадре рука с пистолетом больше похожа на женскую); из живых людей на пути попадаются только жертвы мутантов. За их спасение дают ещё немного очков. В общем, содержание, как и геймплей, близко к отсутствующему. Но больше всего шокирует дизайн. Создатели остановились на нелепой «мультяшной» стилистике, категорически чуждой как духу сериала в целом, так и конкретному релизу в частности. В таком ключе было бы уместно сделать пародию на RE, но не вещь, так или иначе официально относящуюся к марке. Странное, ничем не обоснованное концептуальное решение, дополняющее общую картину бессодержательности нотками лёгкой шизофрении. В общем, Assault the Nightmare – одна из тех вещей, за которые Capcom должно быть стыдно.

 

Resident Evil: Zombie Buster

Год: 2006 (NA)

Ещё одна аркадная поделка с нелепым дизайном, зато более-менее внятным геймплеем. Концепция ровно та же, что и в Assault the Nightmare, только вид сделан сверху, а «дорожек» аж целых пять. В отличие от предыдущего недоразумения, которое хотелось выключить через двадцать секунд после включения, Zombie Buster возбуждает игроцкий азарт. Монстры наступают с разной скоростью и дохнут не сразу, поэтому приходится носиться между ними, чтобы отбрасывать назад самого шустрого. Всё это напоминает мультиплатформенный хит Plants vs. Zombies с более активным участием игрока.

Есть и ещё одно позитивное отличие – в этом шапито участвуют Леон и Клэр. Между ними даже есть некоторая разница: у Леона сильнее оружие, а Клэр резвее бегает. Конечно, сюжета никакого нет и в помине, но хотя бы ощущается реальная привязка к брэнду. Оформление вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, оно такое же «не резидентовское», с другой – адекватно подходит для весёлой бессодержательной развлекухи. А вот по поводу звукового сопровождения двух мнений быть не может – его нужно выключать ещё до запуска приложения. Рекомендовать Zombie Buster к обязательному просмотру я бы всё же не осмелился, однако, полагаю, беглое знакомство с этой игрой настроение как минимум не испортит.

 

Resident Evil: The Missions 3D

Год: 2005 (JP), 2006 (NA)

Суть следующего хита заключена в его названии. Действительно, The Missions 3D – всего лишь набор не связанных между собой миссий; однако, не без изюминки. «Фишка» в аутентичном дизайне – он позаимствован из третьей части сериала. С поправкой на разрешение экрана, разумеется, хотя даже так комнаты и коридоры легендарного полицейского участка выглядят абсолютно достоверными. Джилл Валентайн, которой выпала честь отработать главной героиней, и периодически подменяющий её Карлос Оливера – тоже в своих классических нарядах времён борьбы с Немезисом.

Цель конкретного задания расписывается в небольшом текстовом брифинге. Обычно требуется сделать что-нибудь очень простое: перебить всех монстров на доступном клочке территории, или найти некие объекты. Также до старта игрок согласовывает список оружия и дополнительных предметов. Непосредственно геймплей похож на каноничный «Резидент», кроме одной важной тонкости в управлении – Джилл перемещается в ту сторону, куда зажата стрелка. Удобнее всё же классическая раскладка, в которой верхняя стрелка всегда означает движение вперёд, а боковые нужны для разворота вокруг своей оси.

Выполняя задания, Джилл может перемещаться из одного помещения в другое, но пространство для каждой конкретной миссии строго ограничено. Сами локации тоже сделаны не совсем целиком. В комнате S.T.A.R.S., например, не попасть к столу Вескера, а в приёмной заказан вход в комнатушку, где бледнел Марвин. На вырезанных ракурсах, надо полагать, сэкономлено немало памяти. Ностальгические чувства – вещь весьма тонкая. Создатели проекта воспользовались ими умело, заполнив симпатичную форму минимумом содержания. Именно желание по-новому взглянуть на почти родные места является главной движущей силой. В целом же, как и любая бессюжетная забава, The Missions 3D надоедает весьма скоро.

PS. В Японии существует также версия The Missions без приписки 3D, вышедшая на два года раньше. В ней боевой режим сделан от первого лица, а каноничные декорации служат лишь «задником» для примитивного тира. Специально искать эту поделку совершенно незачем.

 

Biohazard: The Stories / Biohazard: The Episodes / Biohazard: The Operations

Годы: 2005 – 2007 (JP)

В течение двух лет с момента появления Resident Evil: The Missions 3D, в Японии вышло ещё три эпизода, основанных на том же «движке» и концепции. Получился даже своеобразный мини-сериал, о котором западная публика не очень-то в курсе. Во всех трёх случаях главной потерпевшей выступает Джилл Валентайн, однако сеттинг третьей части продолжен только в двух аддонах. Последняя главка, The Operations, использует сеттинг римейка первой главы на GC; Джилл одета соответствующе. Все три игры по-своему увлекательны, и если вам пришлась по душе ностальгическая The Missions 3D, то есть резон поискать и эти релизы.

 

Resident Evil: Genesis

Год: 2007

Грёзы о телефонных римейках настоящих «Резидентов» едва ли когда-нибудь воплотятся в жизнь, по вполне очевидным причинам. Зато в природе существует две уникальных кавер-версии соответственно первой и второй главы сериала. При желании Genesis и Uprising тоже можно было бы обозвать «римейками», но это не совсем верно – с исходным материалом их роднит лишь антураж и общие персонажи. В остальном это совершенно другие игры, по-своему весьма оригинальные.

Resident Evil: Genesis пересказывает на свой лад события первой части. Оставлен только сценарий Джилл и пристёгнутые к нему герои; Крис и Ребекка не упоминаются совсем. Варианты концовок тоже не предусмотрены – как ни старайся, Бэрри Бёртон не доживёт до рассвета. Среди действующих лиц также милашка Лиза Тревор, отметившаяся ранее в римейке для GameCube и сохранившая привычку бегать за жертвой из комнаты в комнату. В роли финального босса выступает Вескер, битва с Тираном отсутствует. Завязка истории дублирует оригинал, однако различия в повествовании начинаются уже с порога. Замок полностью перепланирован, нет ни одной знакомой комнаты или аналогично построенной загадки. Ровно так же переписаны все диалоги. Иначе нарисованы портреты героев – с уклоном в фотореалистичность, без гротесковых элементов или нарочитой моложавости. Камера выдаёт удобный изометрический ракурс, перемещение осуществляется в реальном времени.

Что касается структуры геймплея как таковой, то она отличается креном в сторону квестовости похлеще первоисточника. Собирать предметы, искать им применение и складывать паззлы придётся в разы больше, чем стрелять. Боевая система вообще невыразительна и откровенно плохо реализована, выглядит каким-то нелепым атавизмом и мешает получать удовольствие от адвенчура. Разнообразие собираемых предметов огромно, а логика их использования подчас ставит в тупик своей бытовой очевидностью. Сумели бы вы сходу догадаться, что запертую дверь в центральном зале нужно тупо выломать подобранной у камина кочергой? Сериал приучил нас к более вычурным формам взаимодействия с миром игры, и эта привычка к шизе сценаристов подспудно заставляет искать подвох там, где его нет. К сожалению, у квестовой составляющей есть один врождённый недостаток – разбросанные по локациям предметы (за исключением документов) никак не отображены визуально. Поиск вещей стремительно превращается в ад. Приходится ощупывать всю мебель, полки с книгами и кадки с цветами. В противном случае легко застрять на полпути и досрочно завершить путешествие. Хотя пространство ограничено, приятного всё равно мало.

Но даже это безобразие меркнет на фоне чудовищно кривой «боёвки». В экшен-режим Джилл входит автоматически, когда оказывается в одном помещении с противниками. С оружием на вытянутых руках она начинает в два раза быстрее бегать (это особенно злит, поскольку в остальное время мадам еле ползает), а при нажатии на кнопку действия прицел появляется… На полу. И с места уже не сойти! Дальше придётся либо караулить жертву, либо пытаться двигать прицел (отчаянно борясь с управлением), либо выпускать патрон вхолостую. Если противник не сообразил обойти пристрелянный квадрат, то когда он в него войдёт, нужно нажать ещё раз. Риалтайм приостановится, появится шкала из нескольких делений и заполняющая её полоска энергии. Следует проявить выдержку, дождаться вползания полоски в красный сектор и нажать последний раз – попадание будет засчитано, враг умрёт с одного выстрела. Стоит ли объяснять, каким жутким геморроем всё это оборачивается на практике, особенно когда противников несколько и лезут они с разных сторон? К счастью, боевых сцен действительно немного. Когда монстры повержены, Джилл всё так же на автопилоте возвращается в своё естественное состояние.

Если пытаться быть объективным, игрушка конечно слабая. К недостаткам, перечисленным выше, можно добавить ещё и крайне неочевидную систему сохранения, не зная механизма которой я потерял внушительный кусок пройденного пути. Оказывается, нужно было нажать кнопку выхода из приложения, ответить отказом, и только после этого появилось меню. Однако для фанатов вещица, безусловно, любопытная, подкупающая давно выветрившейся из сериала идеей, что экшен должен быть дополнением к квесту, а не наоборот. В этом смысле Resident Evil: Genesis на высоте.

 

Resident Evil: Uprising

Год: 2009

 

Учиться на своих ошибках – дело малоприятное, зато полезное. В канадском подразделении Capcom серьёзно подошли к разбору многочисленных недочётов Genesis и большинство из них исправили в Uprising. Кавер-версия второй главы намного ближе к первоисточнику, чем её предшественница, но всё же говорить о ней стоит как об игре самостоятельной.

На этот раз в событиях участвуют оба главных персонажа – Леон и Клэр. Более того, они присутствуют на одних и тех же локациях одновременно и между ними можно свободно переключаться в любой момент. Да, это действительно концепция Resident Evil Zero, в чём убеждаешься окончательно, когда на пути начинают попадаться схожие по структуре паззлы (решаемые персонажами вдвоём). Предметами напарники тоже меняются легко и непринуждённо. Баланс подправлен в сторону экшена, разработана простая и удобная боевая система с нормальным человеческим автоприцелом. Но главное – теперь все вещи видно на экране. Они даже заманчиво поблёскивают, издалека привлекая внимание. Масштаб картинки и модели персонажей стали чуть крупнее, а вот портреты действующих лиц дизайнеры зачем-то испохабили нелепой «мультяшностью». Последний факт несколько портит впечатление от диалогов – сияющие непонятной радостью мордахи приключенцев драматически диссонируют с содержанием бесед.

Сюжет в большей степени придерживается ветки сценария Клэр. Главная забота – спасение непоседливой Шерри Биркин. Её драгоценные папенька с маменькой тоже присутствуют, причём Аннет выглядит персонажем скорее положительным, а Уильям уже необратимо мутировал. Из остальных интересных личностей отметился только полицмейстер Брайан Айронс. Ни Марвин Брэнаг, ни Эйда Вонг на пути не встречаются. Помимо собственно сюжета, в игре всё так же много документов; особенно греют душу старым фанам подробные полицейские отчёты – любимый среди ветеранов жанр побочных историй.

Канадцы попытались доработать ещё и управление, но эта попытка не особо удалась. Базовый принцип остался прежним: на пустых локациях герои занимаются исследованием, при появлении монстров автоматически переключаются в боевую стойку и бегают с оружием на вытянутых руках. Однако клавиши отвечают не за разворот, а непосредственно за движение в указанную сторону. Казалось бы, это логично, но при изометрическом ракурсе камеры после нажатия «вверх» вы идёте наискосок-вправо, «вниз» – наискосок-влево, и так далее. Ровно тот же капкан, в который когда-то угодили создатели весьма яркого, но абсолютно неиграбельного из-за управления платформера Spot Goes to Hollywood. К счастью, в опциях можно переключиться на старую схему клавиш. Она медленнее и чуточку топорнее, зато избавит вас от желания грохнуть телефон об стену.

Как итог, впечатления от Uprising намного более цельные. Наряду с Confidential Report это единственный «телефонный» RE, с которым поклоннику сериала стоило бы ознакомиться в обязательном порядке. Сделано на совесть, с умом и явным желанием реабилитироваться за предыдущие промашки.

 

Biohazard Survival Door

Год: 2010 (JP)

Напоследок – немного юмора. Крис Редфилд снова угодил в замок Спенсера, но теперь его путешествие вовсе не квест с кучей загадок, а самая настоящая лотерея! В каждом новом уровне на пути Криса встают три запертые двери, и от того, в какую из них он войдёт, зависит его дальнейшая судьба. На атаку притаившегося за дверью монстра нужно успеть среагировать, вовремя нажав подсвеченную на экране клавишу. Разные монстры предоставляют разные шансы на успех, в этом состоит вся прелесть – только интуиция подскажет игроку, в какую дверь лучше не входить. Игра идёт на очки, рекордсмены могут публиковать свои результаты на общенациональной доске почёта. К сожалению, в этой азартной забаве участвуют только японцы, поскольку хит распространяется на островах по месячной подписке. Остаётся только завидовать.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.