Однажды в параллельном измерении

По первым анонсам Resident Evil: Operation Raccoon City складывалось упорное впечатление, будто деятели из Capcom готовятся преподнести публике Outbreak File #3, чуть более осовремененный визуально и украшенный новым названием. На деле всё вышло несколько иначе. Дилогия Outbreak, при всех своих недостатках, была всё-таки довольно аккуратным экспериментом, сеттинг каноничных Resident Evil 2 и Resident Evil 3: Nemesis эксплуатировала дозировано, хотя и не безупречно, а из всего перечня действующих лиц позаимствовала лишь двоих малозначимых персон. В Operation Raccoon City мифология сериала подверглась монтажу на грани вандализма. Что не помешало игре продаться двухмиллионным тиражом и стать предвестником шестой номерной главы, находившейся в параллельной разработке.

Как несложно понять из вышеизложенного, сценаристы вновь отправляют игроков в 1998 год на улицы поражённого биологической чумой Ракун Сити. Только на этот раз – в самое пекло событий, туда, где бегают и решают свои задачи протагонисты второй и третьей частей. Для расправы над ними выслан спецотряд корпорации Umbrella «Волчья стая», задача которого – зачистить всех свидетелей трагедии и уничтожить улики. Если вам показалось, что ни про какую такую «Стаю» вы прежде слыхом не слыхивали, то это истинная правда – всех шестерых участников данного формирования придумали с нуля и впрыснули в повествование, мало заботясь о соблюдении каноничности. Авторы попытались пойти путём, испытанным прежде в The Godfather и Reservoir Dogs. Происходящее в игре как бы заполняет информационные вакуумы, содержащиеся между сцен или после финала первоисточника. Но насколько искусственно и притянуто за уши это выглядит, можно оценить уже в первой миссии, где за волчатами носится недавно мутировавший Биркин с обломком трубы наперевес. Победить его, конечно же, нельзя, ведь он опаздывает на поезд. А вот Леона подстрелить можно, но только когда он вместе с Клэр и Шерри уже покинет лабораторию. Чудовищное издевательство над классикой.

Кстати, волчата не одиноки на этом празднике глума. У них есть добрые антиподы, такие же нелепые по сути – команда армейского спецназа, спасающая выживших свидетелей. Эти ребята ловко прикрывают Джилл и Карлоса, иногда для разнообразия бьют штопаную морду Немезиса. В игре так или иначе мелькают все значимые герои ранних частей. Свои пять минут на сцене отрабатывают Эйда Вонг и Ханк, а Николай так вовсе оказывается ещё более злодейским злодеем, нежели раньше. Весь этот балаган приводит к закономерному итогу – Operation Raccoon City никаким образом не может считаться причастной к каноничной сюжетной линии мира Resident Evil. Капустник и только.

Ещё менее она причастна к каноничному геймплею. Если в той же Outbreak была сохранена квестовая концепция, камера и модель управления RE2, а онлайн оказался приятным дополнением, то в Operation Raccoon City от механики старого Resident Evil не осталось ничего. Игра вобрала в себя все штампы современных командных шутеров и открытым текстом пытается конкурировать с Call of Duty, а не с другими хорррорами. Приключенческие элементы похоронены полностью – игрока за шиворот таскают по чекпоинтам, не давая толком ни оглядеться по сторонам, ни передохнуть между заданиями. Противники наседают толпой, причём смешанной – в одном ряду могут идти и обычные зомби, и убыстрённые экземпляры (красноголовые из RE Rebirth, между прочим), и мутанты, и люди с автоматами. Противостояние себе подобным коренным образом меняет боевую систему, заставляя пользоваться многочисленными укрытиями и избегать ближнего боя. При этом совершенно дикими выглядят дуэли с сюжетно значимыми персонажами, для которых доза свинца в упор оказывается как комариный укус. Ведь они всего лишь простые люди, а не супермены со стальной грудью! Но кого в этой кутерьме волнует ещё один факт циничного изнасилования мифологии сериала.

Как и подавляющее большинство онлайновых шутеров, Operation Raccoon City становится более привлекательной для прохождения в компании с живыми напарниками. Помимо сюжетной части, в многопользовательском режиме предусмотрено несколько соревновательных типов миссий. Есть как бессмертный capture the flag (под другим названием, конечно), так и нечто более своеобразное, скажем, бой команда на команду с задачей выбить всех сюжетных персонажей у противника (после респауна герой превращается в обычного бойца). Сольное выступление в сингле изрядно подпорчено низким AI сопровождающих. Обычно они просто роятся вокруг центрального персонажа, самостоятельно выполнять квесты не могут, зато бесстрашно лезут в самые отчаянные заварухи и десяток раз за миссию гибнут смертью храбрых. Поскольку мы находимся в вывернутом наизнанку мире Resident Evil, безвременная кончина сподручных не является поводом для перезагрузки – достаточно постоять пять секунд над трупом с зажатой кнопкой чтобы поднять на ноги любого из них. Не блещут особыми изысками и оппоненты. Монстры просто прут напролом, а бойцы с огнестрельным оружием уныло ползают по укрытиям, не показывая никаких навыков командного взаимодействия. Боссы напрягают живучестью, но тоже крайне ограничены в действиях и очень быстро обнаруживают слабину.

Из шестерых участников «Стаи» брать на задание можно четверых. Несмотря на всю свою бессмысленность, каждый герой имеет коротенькую биографию и древо умений, которые необходимо покупать за очки опыта. Схожим образом пополняется коллекция оружия (альтернативный вариант – находить бесплатно на уровнях, система скопирована с пятой части). Выбор огнестрела по количеству наименований весьма обширен, но сводится к трём основным классам, внутри которых различия уже не столь принципиальны. Автоматы, винтовки и шотганы разнятся по огневой мощи, боезапасу, радиусу прицельной стрельбы, но в конечном итоге отличие только в том, что именно вы взяли – автомат, винтовку или шотган. Обособленные виды оружия, вроде гранатомёта, вносят некоторое разнообразие, однако на баланс существенно не влияют и особых тактических преимуществ не дают. Скудный инвентарь позволяет таскать одновременно всего лишь два «ствола», один из которых выполняет вспомогательную функцию и замене не подлежит. Дополняет амуницию набор из трёх типов гранат, максиму по три штуки каждого, спрей обычный и спрей антивирусный. Кто бы мог подумать – Т-вирус моментально исцелим, если под рукой есть такое волшебное средство. Снова заикаться про изуродованную мифологию и вспоминать про то, как Леон по частям собирал экспериментальный антидот для Шерри, уже даже как-то неудобно.

В отличие от большинства поздних частей сериала, Operation Raccoon City в полной мере оправдывает предупреждение о крови и насилии. Впервые со времён оригинальной трилогии рядовым зомби можно отстреливать различные конечности, сносить голову, и даже половинить их из дробовика, после чего верхняя часть тушки ещё проявляет какую-то жизненную активность. Выглядит это всё, правда, не столько жутко или пугающе, сколько комиксовато. Виной тому как своеобразная анимация, благодаря которой зомби похожи на упоротых наркоманов, так и крайне высокая интенсивность действия. Если отстреливать приходится десятка два таких пациентов за полминуты, то сосредотачивать внимание на каждом отдельном выстреле попросту некогда. Всё сливается в цветастую кашу. Помимо зомби двух видов, в игре представлен практически весь парк классических мутантов из «амбрелловской» коллекции 1998 года. Есть тут и пасущиеся стадами «лизуны», и очень прокачанные «хантеры», и «Тираны в зелёном плаще» аж в трёх экземплярах. На сладкое – постройневший старина Немезис, хоть с чейнганом, хоть с ракетницей. Новичков совсем немного и всерьёз заинтересовать они вряд ли способны. Авторы к этому, похоже, и не стремились.

Игрой, перезапустившей серию, по праву считается Resident Evil 4. Однако при всех своих инновациях четвёртая глава была закономерной эволюцией классической концепции. Спустя семь лет канадская студия сотворила совершенно новый проект под известным брэндом. Как стало ясно чуть позже, это было прощупывание почвы для дальнейшего развития всего сериала – многие наработки легли в основу шестой части. Полностью отказавшись от наследия прошлого, Capcom отреклась и от многих старых фанатов, для которых все эти перемены стали настоящей пыткой. Но ошеломляющий коммерческий успех лишь подтвердил, что шагать нужно в ногу со временем, а не бесконечно заботиться о ранимых чувствах тех, кто полюбил Resident Evil пятнадцать-двадцать лет назад. Выбор логичный и рациональный. Жаль, что в плане художественного содержания Operation Raccoon City получилась во многом глупой и нелепой. Быть может, сюжет стоило тоже начать с нуля?


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.