Здравствуй, сеть

Хотя в числе главных проблем Resident Evil критики часто упоминают стагнацию идей, подобное обвинение выглядит не так уж убедительно. Да, сиквелы сериала многое копировали из ранних частей. Иногда доходило до абсурда. Но искать новые пути и держать руку на пульсе мейнстрима продюсеры Capcom всегда умели. Широта взглядов дошла до того, что новые главы скорее похожи на модную Call of Duty, чем на каноничный «ужастик» из девяностых. Фанаты от всего этого, ясное дело, плюются и матерятся, но прогресс неумолим, а рейтинги продаж – единственная объективная оценка.

Нынешнее положение вещей имеет свою предысторию. Эпоха онлайна началась не с пятой части, как многим почему-то кажется, а с небольшой дилогии на PlayStation 2, появившейся на фоне тесного сотрудничества Capcom с Nintendo. Номерные главы тогда выпускались эксклюзивно для GameCube, однако преград для создания экспериментальных ответвлений на других платформах не было, чем «капкомовцы» воспользовались сполна. Новость о том, что Capcom работает над проектом Resident Evil Online, фанаты восприняли с большим воодушевлением. Даже те, кто не имел доступа в интернет, пускали слюни в предвкушении. Также разработчики обещали «сингл», да ещё какой! Рекламные ролики проплывали сплошной чередой флэшбэков на тему RE2. То монстр за окном прошмыгнёт, то локация, в которую забрели герои, окажется до боли знакомой – отсылки к одиозному хиту вышибали слезу умиления даже из самых стойких. Поистине, это была тонкая игра на чувствах.

Проект вышел под названием Resident Evil Outbreak и сразу попал под шквальный огонь критики. Если говорить только об онлайне, то многие импортные геймеры остались им довольны. Правда, сетевой режим смогли увидеть и оценить далеко не все. Европейских резидентоманов попросту кинули с онлайном, вырезав его поддержку из финального релиза. Иначе как свинством такое назвать трудно. В нашей стране, понятное дело, основная идея игры тоже погибла на корню. «Сингл» же получился настолько странным, что его не приняли даже самые верные поклонники сериала. Заточка под сетевой режим оказалась проклятием одиночной кампании. На передний план вышел фактор времени – формально оно не ограничено, однако после первого же укуса начинает неумолимо тикать счётчик заражения героя, а респаунящиеся зомби вынуждают делать всё в спешке. Любые операции с инвентарём не ставят игру на паузу, как было раньше, враги могут атаковать даже в такие интимные моменты, как перезарядка оружия. В остальном принципы остались неизменными. Есть цепочка локаций и запрятанные по углам ключевые предметы, сбор и правильное применение которых открывают дальнейший путь. Есть короткие, но яркие стычки с боссами. Не хватает только одного – атмосферы. Триллер про апокалипсис в городе живых мертвецов не может быть гонкой на выживание, нужен совершенно иной темп и возможность погрузиться в антураж. Именно этого Outbreak категорически не позволяет сделать, подстёгивая и наказывая игрока за нерасторопность. Кроме того, бросается в глаза самоцензура разработчиков. Традиционное предупреждение о крови и насилии выглядит скорее данью традиции, ничего близкого к классической трилогии в этом плане нет. От выстрела из любого оружия противники только слегка отлетают, падают и исчезают.

Сюжет выполнен в стиле альтернативной истории, помещённой в знакомые декорации (то же самое позже повторили создатели Operation Raccoon City), то есть представлен как своеобразный бэкграунд второй и третьей частей. Увы, без должного пиетета к первоисточнику. Главные герои канонической сюжетной линии в повествовании не появляются и не упоминаются, действия новых персон на классических локациях противоречат тому, что там происходило прежде, а сами локации отчасти перепланированы. Например, как в эпизоде с подземной лабораторией, в финале которого монстр-босс вламывается на площадку с поездом через железный пол (место первой битвы с Биркиным). Поскольку очевидно, что всё это происходит до прибытия Леона и Эйды, такая дырка в полу разрастается до масштабов пробоины во всей мифологии сериала. Окончательно добивает знакомого с фактурой зрителя отъезд поезда вместе с пассажирами куда-то вглубь Ракун-Сити. Если бы это был единичный случай, то можно было бы как-то примириться, но подобных мелочей множество; говорить о родстве с классикой уже не приходится – на классике и на фанатских эмоциях Outbreak попросту паразитирует.

Сюжетом пытались заниматься всерьёз, но как будто бросили на полпути. В игре немало персонажей второго плана, диалогов с ними и между ними, разнообразнейшей документации (прочтение которой также не ставит игру на паузу – в ломке стереотипов авторы решили идти до конца), наконец, хорошо срежиссированных и явно дорогих CG-роликов. Каждый из пяти последовательно открывающихся сценариев таит в себе лаконичную историю с собственной завязкой и финалом, причём герои вписаны в неё скорее как случайные прохожие, коими они по сути являются. Выбор персонажа никак не влияет на ключевые моменты. Тем не менее, подобраны действующие лица с упором на контрастность. Каждый из восьмёрки уцелевших горожан обладает уникальными характеристиками и одним супер-скиллом, которого нет ни у кого из оставшихся участников побега. Это может быть либо усиленное основное качество, скажем, навык метко стрелять, либо особый предмет, такой как набор отмычек, либо умение как-то на свой манер комбинировать предметы. Подводки к сценариям и финальные комментарии касаются только биографии выбранного героя, для знакомства с остальными необходимо проходить игру за каждого. Объяснениями, как и почему подопечные вообще оказались именно в этом месте, сценаристы не озаботились напрочь. Единой логической связи между эпизодами попросту нет.

Концептуальные особенности также проникли в боевую систему, изрядно её усложнив. Впервые настолько огромная роль отведена холодному оружию. В ход идёт даже боевая швабра, не говоря уж про набор более привычных колюще-режущих предметов. В некоторых случаях от игрока требуется прозорливость, из логики событий не вытекающая. Скажем, если вы взяли под контроль парня, умеющего мастерить новые предметы, то сочетание бутылки с алкоголем, газеты и зажигалки внезапно обогатит ваш арсенал убойным коктейлем Молотова, а к той же швабре можно прикрепить наконечник и получить копьё. Ещё одно новшество, о котором упоминалось выше – протагонисты уязвимы для вируса. Заражение прогрессирует по мере получения ранений. Существует также опасность истечь кровью, если есть открытые раны на теле (позаимствовано из сериала-побратима Dino Crisis). Из-за такого количества напастей становится важной взаимовыручка – партнёр по команде готов поставить на ноги пострадавшего бойца и подлечить его своими аптечками, если у того иссякли. В беде не стоит бросать даже компьютерных чурбачков. При общей бесполезности и любви транжирить драгоценные патроны, товарищи всё же удобны для перераспределения амуниции. Инвентарь содержит всего четыре ячейки, только самая слабенькая девочка озаботилась прихватить рюкзак для ещё четырёх вещей (это её супер-скилл, иногда крайне актуальный, но, увы, вопиющую чахлость не компенсирующий).

Конечно, с живыми напарниками играть на порядок интереснее, чем с компьютерными чурбанами, поэтому понять тех, кто Outbreak взахлёб хвалил, тоже можно. Однако по ряду объективных причин онлайн-режим трудно назвать целиком и полностью удачным. Самая распространённая жалоба – невозможность нормально общаться с партнёрами. Разработчики не смогли прикрутить необходимую в таких случаях поддержку гарнитуры или, на худой конец, клавиатуры. Набор базовых фраз драматически уступает даже словарному запасу Эллочки-людоедки. Хотя, может именно за отсутствие голосового чата стоит поблагодарить создателей. Опытные геймеры без того стенали: мол, к игре частенько подцепляются абсолютно невменяемые «нубы», которые не просто мешаются под ногами, но и вносят полную неразбериху бестолковым терзанием кнопки «приказов». Что творилось бы, доберись эти черти до микрофона?! Те крохи хоррорной атмосферы, которые чудом сохранил Outbreak, испарились бы окончательно.

При всех очевидных недостатках, Resident Evil Outbreak всё-таки послужила значимой вехой в истории серии. Эволюция в сторону многопользовательских развлечений своеобразно переплелась с фансервисом на тему самой культовой главы всей зомби-эпопеи. Возможность взглянуть на любимые места в более качественном исполнении стоит нескольких потраченных часов. Хотя правы будут оппоненты, которые скажут, что это форма, лишённая содержания. В общем, даже спустя десяток лет после выхода игры вынести ей однозначный вердикт решительно невозможно.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.