Фатальная ошибка
Судьба одного из главных эксклюзивов Sony эпохи PlayStation 3 сложилась неудачно. Хотя трилогия Resistance получила тёплые отзывы в прессе, тиражи каждой новой главы неуклонно падали. Два портативных спин-оффа были приняты по-разному. Resistance: Retribution для PSP удивила сменой жанра, порадовала увлекательной историей и заслужила переиздание на консолях. А вот Resistance: Burning Skies для PS Vita, сохранившая верность изначальной концепции 3D-шутера, утонула навсегда вместе со злополучным хенд-хелдом, похоронив заодно весь сериал. В обзорах игрушек для «Виты» частенько попадается один и тот же рефрен, мол-де, главная проблема – сама платформа, брошенная японской корпорацией на произвол судьбы. Можно спорить или соглашаться, однако творение студии Nihilistic в первую очередь подтвердило сомнительную репутацию калифорнийской конторы. Что характерно, творческая биография коллектива завершилась банкротством в том же 2012 году.
Сценаристы смастерили настолько вымученный шаблонный сюжет, насколько это вообще возможно в рамках заданного сеттинга. Ехал себе пожарник Том Райли с товарищами на обычный вызов, как тут бац – кровожадные химеры откуда-то посыпались, и давай на всех нападать. А он топорик свой пожарный берёт, и давай их всех кромсать. А потом с девчонкой из Сопротивления встречается, и давай ей помогать. А потом про семью свою вспоминает, и давай её спасать. Никакого развития характеров, лихих поворотов или хотя бы интересных диалогов тут нет в помине, драматургия уровня «Денди» с чуть более красивым дизайном. Хотя тоже спорно – иные пиксельные шедевры дадут фору индустиально-коридорному 3D-окружению в серо-коричневой цветовой гамме. Местом действия заявлено восточное побережье США образца 1951 года, но большую часть времени придётся провести в унылых помещениях. Связь с основной трилогией весьма условная, дело происходит между первой и второй номерными частями – опять же формально. Надо быть ярым фанатом, чтобы эти подробности имели какое-то значение.
В отличие от художественного содержания, экшеновая составляющая не столь безнадёжна. Управление сразу двумя аналоговыми рукоятками делает шутер более интуитивным (собственно говоря, по причине отсутствия второго стика Retribution вышла на PSP в формате обычного боевика с видом от третьего лица). Перемещаться удобно, целиться тоже. Стрельба сопровождается приятной отдачей. Помимо дефолтного топорика, арсенал Тома постепенно обогащается восемью образцами огнестрельного оружия, для каждого из которых доступны апгрейды, добавляющие разнообразные перки. Возможности сенсорного экрана устройства активно задействованы в перестрелках, с помощью прикосновений выбираются альтернативные режимы ведения огня, бросаются гранаты и запускаются приёмы ближнего боя. Но тут без перегибов не обошлось. Многие эксклюзивы для Vita (как когда-то для Nintendo DS) грешат стремлением разработчиков обязательно раскрыть все ноу-хау платформы, в результате такой подход вредит геймплею. Бегать посредством задней сенсорной панели чертовски обременительно. Манипулировать пальцами на основном экране в разгар яростной схватки – в общем-то, тоже. Всё-таки «проще» не значит «хуже».
К чести создателей Burning Skies, у них здорово получилось реализовать механику укрытий. Когда вы приближаетесь к определённым стенам или объектам, в нижней части экрана появляется значок, сообщающий вам, что вы «приклеились». Зажатие левого шифта позволяет выглядывать, контролируя всё пространство перед глазами. Ошибки бывают, но обычно срабатывает как надо. Ещё одна несомненная авторская удача – поединки против боссов. Разваливать гигантов в конце нулевых стало модным занятием, Shadow of the Colossus и God of War задали тренд. Инопланетные монстры, конечно, не столь огромны, как титаны, но тоже внушают размерами и вынуждают активно двигаться в поисках безопасных зон на локациях и слабых точек на тушах оппонентов. Эксперименты с оружием приветствуются, разные ситуации мотивируют менять «стволы» в зависимости от обстоятельств.
Если с геймплеем в целом и отдельными ключевыми механиками всё более-менее в порядке, то откуда же взялась волна негатива, обрушившая оценки и продажи игры? Ответ на удивление простой: во всём виноват безыскусный геймдизайн. Большую часть времени Burning Skies удручающе монотонна, кроме пробежек и перестрелок в ней нет практически ничего. Чем-то она напоминает первую Gears of War, не баловавшую геймеров разнообразием экшеновых сцен, но там всё-таки были прорывные для своего времени тактические элементы, здесь же у нас всего лишь примитивный полуаркадный шутан с автоматической регенерацией здоровья и казуальной сложностью. А также намертво прикрученные декорации с нулевой интерактивностью и устаревшая лет на пять графика с провисающими текстурами, недоделанной анимацией и нелепыми спецэффектами. Некоторые критики всерьёз полагали, будто проект изначально создавался для PSP, но был наспех переделан для её преемницы. Откуда возникали подобные мысли – понять, в общем-то, несложно. Мультиплеер отдельного рассказа не заслуживает. До восьми участников, три режима. Сервера, разумеется, давно только фанатские.
От первого шутера для новой консоли многие ожидали большего. Собственно говоря, эти самые ожидания стали одной из главных причин разочарования. По большому счёту, Resistance: Burning Skies – приличный середняк с определёнными недочётами, вполне играбельный и достаточно скоротечный, чтобы не успеть надоесть. Но ведь это же эксклюзив от Sony! Такая дихотомия оказалась губительной не только для конкретного произведения, но и для всей серии целиком – издательство списало её со счетов, сделав ставку на Uncharted и God of War в следующем поколении приставок. Ну а триллер про вторжение жестоких инопланетных завоевателей в альтернативных пятидесятых годах двадцатого века навсегда остался на PS3 и сопутствовавших ей портативках.
Автор:
Headhunter