Маленькая большая война
Сопротивления бывают разные. Постоянные, подстроечные. Сопротивление среды. Особняком держатся неформальные группировки, противящиеся чьему-то злому (или не злому) умыслу. Исторические примеры позволяют предположить, что победить партизан на их поле практически невозможно. Проигрывая в оснащении, такие сопротивленцы мастерски используют знакомую местность, превращая войну в охоту. На эту тему я бы посоветовал почитать трилогию Аркадия Фидлера о «Белом Ягуаре» Яне Бобере, организовавшем партизанское движение индейцев на Ориноко. Правда, к последней книге индейцы уже действуют как настоящая армия, но это логично – они хорошо вооружаются, получают в своё распоряжение испанские корабли. Такое добро в кустах не спрячешь. Этот вариант сопротивления исторически также можно проиллюстрировать Реконкистой, то есть отвоеванием Пиренейского полуострова у мусульман. Процесс был долгим и планомерным, в точности соответствуя тому, что происходит во вселенной одного из наиболее значимых эксклюзивов PS3 – серии добротных шутеров от первого лица Resistance.
Действие развивается в так называемой альтернативной исторической реальности, где события происходили совсем не так, как мы знаем из наших учебников. Всё началось с падения Тунгусского метеорита. Злые русские оцепили участок кратера, отгородились от остального мира и по классическим жанровым законам доигрались до Химеры – инопланетного вируса с мутагенным эффектом, разросшегося до целой экосистемы. Химера прорвала оцепление и сравнительно быстро завладела Европой. Первая игра серии, вышедшая в 2006 году, повествует о битве за Англию. Если вдуматься, это грамотный маркетинговый ход – стран в Европе много, если по каждой отдельную игру делать, можно жить припеваючи довольно долго. К счастью, авторы сериала выбрали другой путь развития, уделив внимание самой альтернативной вселенной, при этом не трогали восхитительно старомодную механику, лишённую регенерации здоровья и элементов Call of Duty, которые так любят прикручивать к современным играм. В обзоре на одну из игр серии в «Игромании» рецензент сравнил Resistance с Half Life 2, и это тот редкий случай, когда я согласен с данным журналом. Мы же посмотрим на то, как Sony удалось втиснуть столь масштабный проект в портативный формат в одном из спин-оффов – Resistance: Retribution.
Что нужно сказать в первую очередь – студия Insomniac Games, разработчик оригинальных игр, не указана в выходных данных, хотя её представители принимали участие в создании. Разработчиком числится Sony Bend, прежде известная по сериалу Syphon Filter, а ныне прославившаяся благодаря Days Gone. Эти же люди подарили владельцам PS Vita две части Uncharted. Человек наблюдательный заметит, что студия предпочитает боевики от третьего лица, и будет прав – Resistance: Retibution тоже переехала в этот жанр, о чём вряд ли стоит сожалеть. PSP показала, как она справляется с шутерами от первого лица – без полноценного аналогового управления, зато с регулированием высоты прицела на шифтах, что угодно превратится в ад. В Bend хорошо понимали, что FPS на такой платформе – предприятие крайне рискованное, потому превратили Resistance в подобие Gears of War, с укрытиями и героем, не умеющим прыгать. Плохо ли это? Не так плохо, как кажется. Никакой регенерации здоровья по-прежнему нет, а это поднимает планку сложности, делая игру старомодно хардкорной. К тому же стрельба из укрытий разбавлена боевыми шагоходами и уроками плавания. Наконец, перед вами одна из немногих «больших» игр на PSP, не являющихся урезанными «портами» со второй «плойки».
Итак, 1951 год в альтернативной исторической реальности, за два месяца до разрушения башни Химеры в Лондоне. Один из участников боевых действий в Британии, Джеймс Грейсон, убивает в бою своего заражённого Химерой брата Джона, и, преисполнившись отчаяния, начинает сведение личных счётов с инопланетной заразой. Долго ли, коротко ли, дело заканчивается военным судом и смертным приговором. Конец игры. Или всё-таки нет? Разумеется, по Голливудским канонам, Грейсону поступает предложение от Рейн Бушар, представительницы Европейского движения сопротивления, известного как «Маки». Отец Бушар изучает Химеру, ему необходимы знания Грейсона о центрах Перерождения, равно как и его боевой опыт. Грейсон соглашается, направляясь с отрядом в Париж, в надежде переломить ход войны раз и навсегда. Одним словом, всё предельно серьёзно и драматично. Подаётся история массой роликов, как сделанных на «моторе», так и пререндеренных. Несмотря на некоторую «зернистость» картинки, которая, может статься, вообще так задумана, визуал сделан отлично – по меркам приставки, конечно.
А теперь перейдём к механике. Как я уже говорил, Bend перетащила Retribution на поле шутеров от третьего лица. Однако ошибки Rebellion с их Dead to Rights: Reckoning, испорченной автоприцелом, не повторилось. Целиться вы будете вручную, четырьмя «геометрическими» кнопками (эх, опять второго стика не хватает!), с некоторой помощью в режиме стрельбы «от бедра». Второй режим стрельбы – прицельный – активируется путём нажатия кнопки «вверх». Ценен он, прежде всего, против «медуз» – инопланетянок женского пола со взрывающимися головами. Вся закавыка режима «от бедра» в том, что герой метит в туловище врага, вот и будете наспех перестраиваться. Каждое оружие (разновидностей которого немного, но хватает) имеет два режима ведения огня: подствольный гранатомёт, «плазменная бритва», силовое поле… Противники тоже не без выдумки – уже упомянутые «медузы», рядовые «химерцы», дикие «химерцы», «химерцы-переростки», подводные «химерцы», паукообразная мелочь, шагоходы и, конечно же, боссы. Учитывая управление, победить их не так-то просто, но умеючи можно всё. Особенно запомнились «летающие крабы» – на первом пришлось здорово попотеть, ибо попутно надо было не допустить гибели Бушар.
Проще говоря, геймплей разнообразен и увлекателен. Видно, что создатели не руководствовались лозунгом «Впихнём тайтл в портатив, а если не выйдет – им и так сойдёт», а делали свою работу на совесть. Такой подход не мог не привести к позитивной статистике – порядка 9/10 баллов в среднем по мировой игропрессе. То есть даже не «хорошо», а близко к «отлично». Согласиться ли с этим? Скорее, да. Я проходил Retribution несколькими заходами, периодически ругаясь на управление, из-за которого многие боссы казались совсем сложными. Но победил, и ни капли не жалею потраченного времени. Если вы обладаете PSP и любите хорошие шутеры – Retribution для вас. Остальным пожелаю когда-нибудь испытать то чувство, когда перед тобой на «карманке» расцветает настоящая «большая» игра. Всех благ!
Автор:
Вадик Тимошин
«Сопротивления бывают разные. Постоянные, подстроечные.»
Ха-ха. Я понял