Якудза не сдаются

— Джек, что ты можешь сделать за деньги?

— за деньги я могу сделать… всё!

«Человек с бульвара Капуцинов»

 

Отгремевшая в 1600-м битва у деревеньки Сэкигахара поставила жирный крест на кровавых усобицах, раздиравших Страну восходящего солнца добрую сотню лет – победу торжествовали сторонники Токугава. Положение мирных жителей это знаменательное событие едва ли улучшило: страну наводнили разбойничьи шайки, сколоченные из оставшихся не у дел воинов проигравшей армии. Отморозки грабили путников, разоряли деревни, занимались рэкетом в городах. Словом, вели себя привычно для солдат казалось бы уже минувшей эпохи Сэнгоку Дзидай. В стане победителей, тем временем, решались куда более насущные проблемы: делёжка отвоёванных земель и чистка рядов, сопровождаемые интригами в ближайшем окружении варлорда Токугавы Иэясу. Заботиться о простых людях было некому. В эти лихие годы народная молва особенно активно слагает легенды о благородных воителях, открыто выступающих против подлости и коварства за светлые идеалы человечества. Одним из героев таких легенд становится Миямото Мусаси, удивительный человек, сумевший обрубком весла насмерть забить злодея, мастерски владеющего двухметровой катаной.

 

Человек с веслом

Случайно брошенная в разговоре с загадочной девочкой фраза (та самая, из эпиграфа) вынудила Кирю Кадзуманоскэ ввязаться в запутанную историю. Пообещав заплатить, Харука (так звали девчушку) попросила разыскать убийцу её родителей. В руках сиротки оказался вакидзаси злодея, а его имя сообщил ей повстречавшийся на пути в Киото человек. Тронутый рассудком старичок опознал меч: точно таким зарезали женщину в его деревне, оружие выдавал привязанный к гарде маленький красный бубенчик. Клинок принадлежал Миямото Мусаси! Весть не на шутку встревожила Кадзуманоскэ. Он узнал вакидзаси, а имя… Ведь это его – Кирю – прежде звали Миямото Мусаси!

Несколько лет назад Мусаси поступил на службу в войско Токугава, и первым же заданием для него стала ликвидация изменника клана, логово которого стерегла многочисленная стража. Успешно выполнив приказ, Миямото Мусаси и его напарник Мадзима Горо запоздало поняли, что их жертва, Юки Хидэясу (на минуточку, главгерой Onimusha 4), вовсе не был предателем. Хидэясу являлся одним из сыновей Токугавы Иэясу, его преданность отцу не вызывала сомнений. Миямото и Мадзиму подставили, а после собирались убрать как лишних свидетелей. Мусаси удалось оторваться от преследователей, но чувствовать себя в безопасности он уже не мог: за его голову причиталось вознаграждение. Долгое время, словно затравленный зверь, Мусаси скитался по стране, отбиваясь от многочисленных соискателей крупного приза, пока не повстречал бродячего монаха Такуана. Буддийский священник помог ему обосноваться в столице под вымышленным именем. Так в одной из торговых лавок квартала Гион появился охранник Кирю Кадзуманоскэ. Он старался больше не ввязываться в сомнительные истории, скрывая благородную натуру под маской равнодушного наёмника, однако у судьбы на его счёт были иные планы. Прошлое настигло Мусаси, и теперь ему предстояло разобраться, кто и с какой целью вновь вознамерился его подставить.

Сюжет в сериале Ryu ga Gotoku (Yakuza вне Японии) занимает особое место. К концу 2005-го (то есть к моменту релиза оригинальной игры) даже передовым проектам стремительно дряхлеющей в плане графики PS2 сложно было соответствовать духу времени. Публику в то время уже вовсю дразнили роликами грядущих nextgen-шедевров, и даже проходные игрушки из лонч-линейки свежеиспечённой X360 могли похвастать более совершенной картинкой. К счастью, геймдизайнер из Sega Тосихиро Нагоси, приступая к работе над проектом под кодовым названием Project J, верно расставил приоритеты. Кроме неплохой по меркам PS2 графики, «Якудза» обзавелась другими, куда более существенными достоинствами, в частности – лихо закрученной историей. Сценарий, разработанный талантливым писателем Сэйсю Хасэ, стал одним из главных слагаемых успеха. Забывать об этом Нагоси-сан не собирался, однако уже к исходу второго эпизода биография честного якудзы Кирю Кадзумы если не исчерпала себя, то, как минимум, оригинальности подрастеряла – требовались свежие идеи; тем более пришла пора перебираться на новую платформу.

Боязнь отпугнуть часть фанатов вынуждала авторов действовать осторожно. В итоге, вместо полноправной третьей части, мы получили спин-офф Kenzan! Несмотря на, казалось бы, радикальную смену сеттинга – события Ryu ga Gotoku Kenzan! разворачиваются в Японии начала семнадцатого века – фактически никакого расставания с полюбившимися героями не случилось. Про «однофамильцев» знаковых персонажей серии – Кирю, Мадзимы и Харуки – верные поклонники и так наверняка уже всё поняли. Остаётся добавить, что их участием «шоу двойников» не ограничивается – знакомых лиц в игре хватает. Ощущения, будто все они к новому сюжету притянуты за уши, нет и в помине: мотивация исторических личностей, перенявших ужимки и прыжки героев Yakuza 1-2, становится более ясной, а их действия, частенько идущие вразрез с канонической версией, реже вызывают недоумение. Конечно, большинство сценарных фишек пройдут мимо игроков, слабо представляющих реалии Японии годов Кэйтё, но общему впечатлению это едва ли навредит, ведь по накалу событий «Кэндзан» не уступает предшественницам. Вот только набирает обороты сюжет всё так же неспешно – как и прежде, это серьёзная проверка на прочность любителей жанра action/adventure. Для многих из них данное обстоятельство станет объёмистой ложкой дёгтя, ведь вволю помахать кулаками на улицах Киото получится, лишь миновав откровенно затянутый пролог. В течение нескольких часов к ряду отсматривать ролики «на движке», большую часть времени в которых персонажи мирно беседуют друг с другом, стоит признать, не самое увлекательное занятие. Изредка заставки прерываются экшен-пятиминутками, но их обучающий характер заметно ограничивает свободу действий, а потому мешает как следует развлечься.

 

Переселение душ

Сериал Ryu ga Gotoku по праву заслужил звание духовного преемника эпохальной Shenmue, с этим никто не спорит. Не такой амбициозный, но, безусловно, не менее важный для нынешней Sega проект вполне благополучно дожил до третьей серии, подтвердив тем самым верность курса, выбранного когда-то Ю Судзуки. Опередившее своё время детище этого одарённого дизайнера, несмотря на очевидный провал, тем не менее, определило некие новые стандарты, удачно прижившиеся во многих по-настоящему мейнстримовых тайтлах. Один из ярчайших примеров – сверхпопулярный сериал Grand Theft Auto, авторы которого, начиная с третей части, сумели эффективно адаптировать «свободный» геймплей под нужды широких масс. Кстати, не слишком оправданные сравнения Yakuza именно с GTA привели к тому, что в «Кэндзан!» разработчики не постеснялись открыто простебать последнюю, реализовав нелепые догонялки с «копами». «Шкала опасности» в виде полицейских значков недвусмысленно намекает на объект пародии. Ryu ga Gotoku в целом удачно копирует Shenmue style, однако по размаху значительно уступает родоначальнице жанра FREE. Каждая серия «Якудзы» – отдельная история из жизни Кадзумы, последний эпизод не исключение. Shenmue изначально планировалась грандиозной эпопеей, повествующей о похождениях японского паренька Рё Хадзуки в поисках правды. То есть искал он, конечно, убийцу отца, а заодно разгадку тайны древних зеркал, но, по большому счёту, то был поиск собственного жизненного пути. Масштабы повествования действительно впечатляли. Сегодня многие фанаты легендарной игры с придыханием ожидают анонс финальной части, надеясь узнать, чем же закончатся приключения Хадзуки-младшего, но они напрочь забывают о том, что Ю Судзуки задумывал Shenmue вовсе не трилогией. Шестнадцать глав, каждая – отдельной игрой! Если бы проекту сопутствовал успех, новые эпизоды могли бы ложиться на полки магазинов регулярно раз в полгода, и этого с лихвой хватало бы на полноценный жизненный цикл консоли.

Волею судьбы, Dreamcast не смогла закрепиться на рынке, а Shenmue Chapter 1: Yokosuka (полное название японской версии) не стала бомбой, способной взорвать продажи приставки. Довольно сумбурное развитие событий в Shenmue 2 – результат того, что Ю Судзуки (не от хорошей жизни, естественно) умудрился уместить в одной игре сразу четыре главы, со второй по пятую (вернее, с третьей по пятую, действие второй разворачивалось на идущем в Гонконг пароходе и до геймеров дошло лишь в виде комикса). Даже если когда-нибудь третья часть увидит свет (слухами о том, будто в недрах компании в условиях строжайшей секретности давно ведётся разработка, интернет полнится), едва ли ей под силу охватить одиннадцать глав кряду без серьёзных купюр, и это попахивает дешёвой отмазкой «только для фанатов». Полноценно же возрождать сериал Sega вряд ли уже решится, разве что рискнёт перезапустить с минимальными затратами на прогрессивной Wii, но рассчитывать на тамошнюю казуальную публику – тот ещё авантюризм. Да и маэстро Судзуки, поговаривают, в пух и прах рассорился с командой своих единомышленников из AM2, практически исключив возможность дальнейшего сотрудничества. Что же, в конце концов, случится с героем: превратит ли Рё жажда мести в такого же отморозка, как Лан Ди, или любовь Шэн Хуа сможет исцелить его душу? Возможно, когда-нибудь мы получим ответ на этот вопрос, однако главная фишка Shenmue – взросление героя вместе с геймерами-фанатами, для многих из нас потеряна безвозвратно. Грустно, конечно! Но лично я с этой потерей смирился в тот момент, когда увидел Yakuza и узнал в Кадзуме повзрослевшего Рё – тогда я понял, что парень остался хорошим, и «Шэнму 3» можно уже как бы и не ждать.

 

В боевой готовности

Гион – развлекательный центр императорской столицы. Кабаки, бордели, игорные притоны – «аттракционов» здесь хоть отбавляй, есть где расслабиться настоящему герою после череды кровавых разборок. Слова не пустые: злоупотреблять азартными развлечениями, среди которых несколько вариантов игры в кости и карты, да целый черепаший ипподром в придачу, можно часами, наживая (главное вовремя отлучаться к сэйвпоинту) и спуская (за этим дело не станет) целые состояния. Прогулять же лёгкие деньги помогут местные гейши: рейд по средневековым хостесс-клубам – занятие хоть и бессмысленное («дат-сим», абсолютно целомудренный), но для сериала традиционное. До цугундера приключения в Гионе доведут едва ли, однако и помешать замыслам злопыхателей, сидя в одном квартале, не выйдет! Кирю предстоит выбираться в различные части Киото и даже за его пределы. Афишировать свои похождения он не намерен, поэтому всегда покидает Гион не через главные ворота, а «тайным» лазом, ведущим из хозяйской лавки прямиком на оживлённую городскую улицу. И если в родном квартале Кирю разгуливает налегке, при случае раздавая задирам тумаки голыми руками, то за стены Гиона без связки мечей предпочитает не соваться. Длинные и короткие клинки, тяжёлые двуручники и дубины – к середине пути арсеналу протагониста сможет позавидовать не самая мелкая шайка отъявленных головорезов.

Четыре стиля, три – с использованием холодного оружия: боевая система основательно эволюционировала! В прошлых частях наличие всевозможных колюще-режущих предметов расценивалось лишь как дополнительный бонус в рукопашной, теперь же бой на мечах – полноценный способ самовыражения на поле брани. При этом битвы перестали играть основополагающую роль в деле совершенствования духа и тела главгероя. «Прокачка» вообще отодвинулась на второй план: «левел-ап» происходит автоматически, но получение всевозможных добивающих приёмов и ударов, дополняющих комбо-цепочки, более не привязано к росту базовых характеристик. Так что говорить об упрощении «боёвки» не приходится, скорее наоборот. Новым способностям – прямо как в Shenmue – необходимо обучаться у мастеров. Выполнили задание учителя – получите свежий приёмчик. «Фишка» же в том, что мастерами в Ryu ga Gotoku чаще всего выступают представители местной фауны. Ведь считается, что у реального Мусаси не было наставников в традиционном понимании этого слова, «Путь Меча» он постигал самостоятельно, в сражениях с сильнейшими воинами и в неустанных тренировках. Ну а в игре нас в первую очередь выручает наблюдательность и реакция. Герой перенимает отточенные движения различных животных, выдержав QTE-экзамен.

А ещё новая Ryu ga Gotoku невероятно красива. Технологические особенности PS3 помогли Kenzan распуститься, словно цветку сакуры солнечным весенним утром на склоне Фудзи, засверкать подобно серебристым струям водопада… В общем, хотел сказать: где бы вы ни оказались – на улицах вечно нарядного Гиона или посреди заливных рисовых полей пригорода Киото, взгляд ни разу не споткнётся об унылый пейзаж, в спешке «отштампованный» суетливыми дизайнерами. Неряшливо размазанные текстуры здесь о-о-очень большая редкость. Невероятно детализированные модели всех сколько-нибудь значимых для сюжета персонажей, а главное – их лицевая анимация (очень естественная) позволяет безропотно созерцать длиннющие заставки. И хотя в самой игре фигурки героев отображаются чуть менее подробно, восхищаться кропотливой работой дизайнеров это ничуть не мешает. Правда, общее впечатление от качественной картинки несколько портят так нежно любимые японскими разработчиками архаичные «фишки», вроде прыгающих над головами активных NPC стрелочек, или предметов, чудесным образом перемещающихся из придорожной пыли прямиком в карман героя, будто ресурсы современного «железа» до сих пор не позволяют нормально анимировать все движения персонажей. Что есть, то есть. Дань традициям, спишем на это.

В Японии сериал Ryu ga Gotoku стал ярким примером идеального блокбастера, в котором не просто сочетаются все элементы, но и между разработчиком, игропрессой и геймерами происходит полное взаимопонимание. Авторы вкладывают в проект душу, избегая халтуры даже в мелочах, журналисты не скупятся на высокие оценки, а геймеры сметают с магазинных полок коробки с игрой. Весьма сдержанное отношение к «Якудзе» за пределами островов не меняет ровным счётом ничего. Ну не близка эта тема американским тинэйджерам, что поделать. Даже если очередной правдоруб какого-нибудь авторитетного издания после европейской премьеры Yakuza Kenzan! станет раздувать её недостатки в попытке развенчать очередной PS3-эксклюзив, достоинств игры это тоже ничуть не умалит. «Якудза» уже стала тем, чем в своё время так и не смогла стать «Шэнму» – успешным игровым сериалом, пропагандирующим жанр FREE. Первые две части сделали лишь робкие попытки двинуться в этом направлении, Ryu ga Gotoku: Kenzan!, несмотря на схожесть с предшественницами, максимально приблизилась к идеалу жанра, родоначальник которого – гениальный экспериментатор-романтик Ю Судзуки.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.