Полтора года назад геймерское сообщество понесло невосполнимую утрату – 11.07.2015 скончался действующий на тот момент президент корпорации Nintendo Сатору Ивата. Сообщение о его смерти многих повергло в шок. Всего 55 лет, всегда добродушный, открытый для публики и прессы человек с доброй улыбкой на лице… Увы, тяжёлая болезнь взяла своё. За те тринадцать лет, что он находился во главе компании, Сатору сумел внести огромный вклад в развитие всей индустрии, но главное – он оказался именно тем человеком, который нашёл для «Большой N» путь между Сциллой и Харибдой (Sony и Microsoft), позволивший выдержать тяжелейшую конкуренцию на рынке и не разделить участь Sega и прочих неудачников из бурных девяностых.
Большую часть своей взрослой жизни Сатору Ивата провёл на руководящих постах. Ещё со студенческих лет окружающие отмечали в нём лидерские качества: он всё время брал на себя то обязанности старосты класса, то возглавлял какие-нибудь кружки по интересам. При этом никогда не давал спуска себе самому, прилежно учился и успевал помогать семье деньгами, устраиваясь на вечернюю подработку вроде посудомойщика в кафе. В середине семидесятых познакомился с компьютерными технологиями и бесповоротно влюбился в видеоигры. Это увлечение привело его в самое престижное учебное заведение страны – Токийский Технологический Институт, который он с блеском закончил несколько лет спустя, в 1982 году. А в 1980-м, ещё до завершения обучения, Ивата получил приглашение от недавно основанной студии HAL Laboratory. Фирму тогда трудно было назвать перспективной – по сути, это была всего лишь небольшая тусовка молодых амбициозных ребят, которые, как и Сатору, пристрастились к видеоиграм и пытались сами их создавать. Но Ивата не был бы самим собой, если бы собирался терять впустую время. С его приходом дела пошли в гору, в 1985-м состоялся первый шедевр мирового масштаба – Balloon Fight, прекрасно всем нам известный хит эпохи «денди».
Ивата был не просто талантливым программистом и инженером, лично вникавшим во все технические детали. Он был, что называется, «визионером» – человеком, способным заглянуть в будущее и отчасти сконструировать его. Путь успеха для своей компании он увидел в сотрудничестве с Nintendo и не ошибся. Поддержка со стороны гиганта индустрии помогла скромной фирме встать на ноги. Сам Ивата в 1993 году совершенно заслуженно получил пост президента. Творческий союз HAL и Nin подарил геймерам немало прекрасных мгновений, в том числе целую вселенную Kirby, к созданию которой Ивата тоже приложил руку. С этого времени Сатору стал также превращаться в популярную медийную фигуру. Его всё чаще можно было увидеть на публичных мероприятиях и страницах прессы. За успехами молодого руководителя в числе прочих следил Хироси Ямаути. Умудрённый опытом президент Nintendo, исполнявший свои обязанности в течение полувека, в силу возраста подыскивал преемника. В 2000 году Ивата получил предложение войти в совет директоров компании и заняться работой в отделе корпоративного планирования. Сатору согласился и с поставленными задачами справился блестяще – ему удалось оптимизировать бюджеты крупных проектов и упорядочить сроки их реализации, что немедленно отразилось на прибылях, выросших вдвое за неполные три года. В 2002-м Ямаути определился окончательно и усадил Ивату на своё место, уйдя на заслуженный отдых.
Наследство новому президенту досталось весьма тяжёлое. Nintendo безусловно всё ещё оставалась одним из столпов игрового рынка, но контекст ситуации драматически менялся – в уютный мир электронных развлечений начали влезать корпорации несопоставимых масштабов. Сначала место за собой застолбила Sony, затем к ней присоединилась Microsoft. Всё шло к тому, что на этом празднике жизни они должны будут остаться вдвоём, а более мелким компаниям придётся принимать новые правила и в лучшем случае осваивать место в ряду независимых издателей. У «Большой N» шли одна неудача за другой. Сначала забуксовала Nintendo 64, в разработку и раскрутку которой были вложены огромные средства. Затем схожая участь постигла GameCube. Компания теряла партнёров, эксклюзивные тайтлы и аудиторию. Спасательным кругом служило разве что мобильное подразделение – на смену Game Boy Color пришёл феноменально успешный Game Boy Advance. Но этого было мало. Нужна была новая стратегия развития.
Именно созданием новой корпоративной стратегии и философии занялся Сатору Ивата. Её суть оказалась проста: если нет возможности победить в открытой борьбе – нужно её избежать. Классический партизанский лозунг. Тезисы про путь технических инноваций поначалу звучали очень неубедительно и воспринимались с большой долей иронии. Ранние концепты приставки Revolution (так тогда называлась Wii) тоже подняли волну смеха в интернете. Но жизнь расставила всё по полкам. Революция состоялась, технические инновации, разработку которых курировал Ивата лично, покорили публику и привлекли внимание широкого слоя казуалов, ранее играми вообще не интересовавшихся. Успеха добилась не только Nintendo Wii с гироскопическим пультом управления, но и переносная Nintendo DS с двумя экранами и тач-скрином. Выкинуть Nintendo с рынка игровых приставок у могучих конкурентов так и не получилось, несмотря на то, что никакого другого бизнеса у компании нет и, соответственно, нет никакой страховки на случай неудач – работать годами в убыток, как Xbox в начале нулевых, «Большая N» не смогла бы. Ивата сделал рисковую ставку и сорвал джек-пот.
Несмотря на все карьерные взлёты, Сатору Ивата оставался удивительно открытым и добрым человеком. Он стремился участвовать во всех важных публичных мероприятиях, охотно общался с фанами в интернете, активно вёл твиттер. Не боялся выглядеть чудаком и говорил, что в душе навсегда останется геймером. Фаны отвечали ему взаимностью, даже сложности с запуском Wii U не стали поводом для нападок с их стороны. Совсем недавно всем казалось, что впереди ещё много возможностей расспросить жизнерадостного японца о том, какие нас ждут инновации, проекты и презентации… К сожалению, с нами его больше нет. Мир праху и вечная память.
Автор:
Neon Knight