Интерактивная кунсткамера

Для независимых разработчиков некая ключевая идея зачастую становится самоцелью. Свою главную задумку сербские кустари из студии Ebb Software раскрыли ещё во время самых ранних анонсов в 2014-м. Проект, над которым они затем трудились долгих восемь лет, должен был стать воплощением отвратительных фантазий на тему бионатуралистической эстетики, подсмотренной во вселенной «Чужих» и неразрывно связанной с творчеством художника Ганса Руди Гигера. Выбранной визуальной концепции авторы оставались верны до конца, но что скрывалось за ней в содержательном плане – было загадкой вплоть до релиза. И вызывало больше всего опасений, поскольку очевидно, что без внятного описания мира, без осмысленного сюжета и симбиоза формы с игровой механикой всё это моментально превратится в пустышку и пародию. Насколько неубедительной амбициозная затея смотрелась со стороны, красноречиво свидетельствует провал краудфандинговой кампании на «Кикстартере», а также молчаливые отказы ряда крупных издательств от предложенного студией сотрудничества. Однако инвесторы всё-таки нашлись, работу удалось довести до конца. Увы, худшие опасения оправдались.

С первых минут Scorn ясно даёт понять, что в гробу она видала кому-то чего-то объяснять. Предыстории нет, пролога нет. Сразу после нажатия на «старт», посмотрев коротенькую сценку о пробуждении стрёмного человекоподобного существа в уродливом «инопланетном» мире, вы немедленно отправляетесь в стрёмные уродливые коридоры геймплея. Пустые, глухие, длинные коридоры. Находите интерактивные места, решаете несложные паззлы… Да их даже паззлами трудно назвать – просто выполняете цепочки действий, открываете проходы, двигаетесь дальше. Скрипты, скрипты, скрипты, скрипты. Если бы не графика в 4K и прилагающиеся к ней 60 fps, я бы подумал, будто оказался в каком-то примитивном квесте из девяностых, хотя даже тогда бывало веселее и изобретательнее. Вступление провалено полностью, подать знакомство с игрой настолько бестолковым способом ещё надо умудриться. Визуальная стилистика тоже не восторгает, поскольку мало просто нарисовать причудливые финтифлюшки, из них нужно составить окружающее пространство. Талантливого архитектора, способного выйти за рамки приевшихся стандартов, в рядах Ebb Software, к сожалению, не нашлось.

Конечно же, первые полчаса не дают полного представления об игре. Постепенно пространства становятся шире, загадки усложняются, требуя много запоминать и бегать взад-вперёд по одной локации, а ближе к экватору пути к преобладающей квестовой составляющей добавляется экшеновая. Сюрприза тут никакого нет – в многочисленных анонсах и демо-версиях нам обещали именно что шутер, с необычным оружием и нестандартными противниками. В целом не обманули, только вот попытка соригинальничать вышла боком. Оружие и стрельба из него настолько нетривиальные, что ни о какой динамике не может быть речи – прицелиться бы и попасть хоть как-нибудь, хоть во что-нибудь. А лучше, как в Silent Hill – пробежать дальше, не тратя попусту время. Впечатление от самих монстров крайне невнятное. Настоящей космофантастики хотя бы уровня вселенной Metroid не получилось, креатива хватило на унылых мутантов с очевидными прообразами из мира животных – один даже лает и скулит, как собака, а мини-бизону разве что головы с рогами не хватает. Если разработчики всерьёз хотели удивить или напугать таким зоопарком, то они явно просчитались.

К слову, с «пугалками» в Scorn вообще негусто. Скриммеры типа «что-то откуда-то сверху внезапно упало» – едва ли не единственное, что заставляет вздрогнуть, но даже таких эпизодов попросту мало. Как нередко бывает с разработчиками, плохо понимающими суть жанра, страшность перепутали с мерзкостью, а это вещи совершенно различные по восприятию. Атмосфера страха так или иначе проистекает из истории, из событийности, из сопереживания своему герою, попавшему в передрягу. В нашем случае сюжета как такового нет вообще, отсутствуют персонажи, диалоги, видеоролики, какой-либо внутриигровой текст. Кто такое наше чудаковатое Альтер-эго, зачем оно бродит по этому уродливому миру, решает загадки, отстреливает мутантов – непонятно вплоть до самого финала, мотивации нет никакой. Один восторженный обозреватель в интернете сравнил пустоту Scorn с похожей пустотой из Shadow of the Colossus, но основанием для столь дерзкого сопоставления должен быть геймплей, претендующий на лавры шедевра Фумито Уэды, чего нету в помине. Есть только плохонький шутер с гипертрофированной квестовой составляющей и колоритными, но сугубо бессмысленными при таком подходе декорациями.

Что в результате? В результате нужно обладать огромным терпением и силой воли, чтобы заставлять себя в это играть. Изыскивать внутренние резервы мотивации, надеяться, что хотя бы в конце чего-то объяснят, расскажут или покажут. Кое-что там действительно будет, но, как мне кажется, такой твист вас скорее обескуражит. Если вы не поклонник хорроров, вам совершенно точно нечего здесь делать. Если вы любите стройные осмысленные истории, вам опять же нечего здесь ловить. Если вам охота побегать и пострелять, то вы вообще ошиблись дверью. Но даже если вам нравится кроваво-тошнотный антураж, не напрягает предельно кривая «боёвка» и неудобная система сохранений, не огорчает отсутствие детально прописанного нарратива, а также хватает энтузиазма складывать многоступенчатые паззлы, обременённые бэктрекингом – даже при таком стечении обстоятельств я не могу аргументировать, зачем вам тратить на Scorn несколько часов своей жизни. Наверно, всё-таки правы были все те, кто отказывался финансировать этот вычурный проект.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.