Гастрольный шабаш

Ведьма Байонетта со временем стала одной из самых уважаемых и любимых героинь индустрии. Дебют хранительницы сил тьмы состоялся в 2009-м. Это был один из стартовых проектов PlatinumGames, созданный как ответ серии Devil May Cry, которую за десять лет до этого основал руководитель «Платиновых» Хидеки Камия, будучи в начале нулевых одним из ведущих сотрудников Capcom. DMC как раз переживала период застоя, тогда как Bayonetta смогла привнести свежую струю в жанр hack&slash (а Камия – показать кукиш бывшим работодателям, отстранившим его от родного детища). Пришествие новой франшизы можно сравнить со вспышкой яркой звезды. Складывалось такое ощущение, будто Хидеки наконец-то спустили с цепи, позволив ему реализовать всё то, чего он давно хотел. Первая часть получилась настоящим хитом, удостоенным самых высоких оценок. Правда, с продажами сложилось так себе, вследствие чего издавать сиквел Sega отказалась. Но Камия не из тех людей, кто опускает руки – новых партнёров удалось найти в лице аж самой Nintendo, а продолжение появилось пять лет спустя на Wii U. Успех оказался скромным, поскольку сильно буксовала сама приставка, однако поклонники японского режиссёра снова смогли оценить слэшер высшей пробы. Аудитория «Большой N» настолько полюбила Байонетту, что героиня даже появилась в Super Smash Bros. с двумя фигурками Amiibo.

С наступлением эры феноменально популярной Nintendo Switch многим подзабытым тайтлам выпал шанс вернуться в строй. Байонетта не стала исключением. Анонс третьей части состоялся ещё в 2017 году, спустя пять долгих лет Bayonetta 3 наконец-то появилась на свет. Если вы пропустили две предыдущих главы, то перед началом прохождения желательно ознакомиться с ними хотя бы в общих чертах, благо обе давно переизданы на «Свиче». Пересказывать их сюжет нет смысла, остановимся на нескольких принципиальных моментах. Ключевая задача упоминавшейся ранее ведьмы Байонетты – сохранять баланс между силами света и тьмы. В этом ей помогают очаровательная подружка Жанна, темнокожий торговец Роден и менеджер-толстячок Энзо. Всё бы ничего, истребляй себе излишнее поголовье ангелов налево и направо, как было впредь, но однажды происходит вторжение гомункулов – созданных людьми монстров. Новый враг настолько опасен и коварен, что весь мир оказывается на грани исчезновения. Нам отводятся считанные часы чтобы предотвратить конец света. Для этого Байонетта отправляется в турне с целью собрать шестерни хаоса. Вот такая вот завязка, которая является лишь вершиной айсберга. Как и в прошлых эпизодах, приготовьтесь к выносу мозга.

Начинает свой путь героиня в Нью-Йорке, где впервые вступает в конфронтацию с гомункулами. По аналогии с ангелами и демонами из прошлых выпусков, новый противник представлен обилием форм и размеров. Разработчики не стали менять основу боевой механики – бьём монстров подручными средствами и ногами, стреляем из пистолетов, объединяем набор кнопок в красивые комбо, а при истощении жизненной шкалы противника проводим зрелищное добивание с обязательным призывом своих демонов. Собранные ресурсы можно тратить на изготовление лечебных леденцов и не только, а Роден всегда наготове у себя в баре, дабы за рюмочкой горячительного продать ценные аксессуары, новые приёмы и прочее. Аксессуары являются аналогами перков. Несомненно, они облегчают прохождение, однако если хотите получать в конце каждого этапа медаль высшей пробы (чистую платину), то ни в коем случае не носите их. В большей мере они пригодятся новичкам, для которых также припасён «сюжетный» режим сложности, помогающий освоиться людям без большого опыта. Для остальных доступны более трудные варианты, способные проэкзаменовать геймерское мастерство. Вообще, чувствовать физическую усталость от частоты нажатия кнопок на геймпаде в мире Bayonetta совершенно нормально. Не поскупитесь приобрести Pro-контроллер, если ещё этого не сделали.

Фирменный почерк PlatinumGames – ураганные боевики, требующие максимальной концентрации внимания на поле боя; Bayonetta 3 тот самый случай. Враг прёт напролом, старается брать в окружение и утюжить ведьму чем-нибудь опасным. Главное во всём этом хаосе уметь вовремя уклоняться от нападок. В случае успеха включается режим witch time (местное наименование для слоу-мо), замедляющий всё вокруг, кроме самой Байонетты. Идеальный момент для мощных атак. С более крупными особями тяжелее. К удивлению героини, призванный ею демон Гоморр, похожий на дракона, в процессе добивания откажется поедать гомункула. То ли дело ангелы, вкусные и полезные, а эти существа созданы искусственно – глядишь, расстройство желудка или ещё что можно схлопотать. Приходится брать ситуацию под личный контроль. Исполнив дьявольский танец и прочитав заклинание на языке древних, чародейка вырывает своё собственное сердце, тем самым подчиняя волю своенравных чудищ. Теперь вы можете непосредственно управлять Гоморром, Бабочкой и прочими созданиями Ада. Если запас магической энергии позволяет, то призывать помощников разрешается по ходу всей битвы, а не только в конце. Эта механика балансирует геймплей, ведь многие гомункулы – те ещё здоровяки размером на весь экран, противопоставить им можно только аналогичного соперника. Каждый демон Байонетты обладает своими приёмами и особенностями. Старайтесь пользоваться их услугами чаще, но не забывайте, что оставленная без вашего присмотра героиня становится уязвимой, размещайте её вдали от врагов перед тем, как прочитать заклинание.

Разыскивая шестерни хаоса, мы посетим несколько городов и регионов мира. Хотя в буквальном смысле это не совсем так, но образно представим путешествие в классическом формате, дабы не разглашать ключевые детали сюжета. Настоятельно не рекомендую подсматривать чьи-либо прохождения. После Нью-Йорка следует Токио, там вы получите новое снаряжение, похожее на роликовые коньки, благодаря которому научитесь передвигаться быстрее по местности, а диски колёс пойдут в ход во время битв. Это не единственный пример. После визитов в другие регионы арсенал ведьмы будет пополняться всё новыми и новыми гаджетами. Вы вправе выбирать наиболее понравившиеся, а затем сможете на ходу переключаться между ними. Новые демоны также будут поступать на службу в процессе продвижения по сюжету. Помимо оказания боевых услуг они помогают решать незатейливые головоломки. К примеру, один из них представлен в облике паровоза. Если удачно проложить магические рельсы, то поезд протаранит несколько гомункулов одновременно. С юмором и художественной изобретательностью у авторов по-прежнему всё в порядке.

Путешествовать Байонетта отправляется не одна, ей помогает новый персонаж по имени Виола. Хотя «помогает» это сильно сказано, ведь она молодая и неопытная ведьма, ей порой самой нужна помощь. Байонетте уже приходилось ранее делить геймпад с другими протагонистами, но Виоле уделено много времени и внимания, что позволяет считать её тоже полноценной главной героиней. Девушка вызывает противоречивые чувства. Она выделяется внешностью и бунтарским характером, её можно сравнить с Неро из Devil May Cry. У нас принято называть таких пацанками. К счастью, вопреки ожиданиям западной публики (почитайте комментарии в социальных сетях), с Виолой не произошло очередного «каминг-аута», так что можете играть спокойно. В бою она использует катану для нанесения ударов, а в качестве дальнобойного средства поражения – дротики. Чтобы не сболтнуть лишнего, основная задача дебютантки – служить своеобразным мостиком между старым и новым поколением геймеров, с чем она хорошо справляется. У Виолы нет такого бестиария демонов, как у Байонетты, зато есть милый кот-монстр по кличке Чешир, готовый прийти на помощь хозяйке и сражаться вместе с ней автономно. Своеобразный привет из Astral Chain. Нашлась работёнка и для Жанны, пускай в формате мини-игры. Подруга Байонетты отправляется спасать учёного, знающего толк в шестернях хаоса. Акценты смещаются в сторону шпионского триллера, где за отведённое время нужно проникнуть в исследовательский центр. Всё это оформлено в 2,5D платформер, работающий по формуле «метроидвании», стилистически напоминающий Shadow Complex.

Расширение географии закономерно привело к увеличению масштабов уровней. Локации представляют собой широкие коридоры, на исследование которых уходит много времени. Разработчики припрятали массу коллекционных предметов, будь то фигурки, или пластинки с саундтреком. Если сильно постараться, можно отыскать вещи, предназначенные для «прокачки» жизненной энергии и магии. На таких просторах есть где оказать сопротивление гигантским чудищам, призвав в схватку аналогичных по размерам монстров. Разумеется, эпичные сражения лучше смотрятся на экране телевизора, чем в портативном режиме Switch. Чтобы поддерживать ураганный экшен важна производительность «железа» консоли. Для удержания комфортного фреймрейта в жертву принесено разрешение текстур и количество отображаемых объектов. Именно поэтому местность во многих случаях выглядит пустоватой. Уклон в сторону реализма (Нью-Йорк, Токио и прочие города из нашей с вами вселенной) сказался на оформлении – игра немного подрастеряла свою оригинальность по сравнению с двумя предыдущими выпусками. Портит ли это впечатление? Отчасти да. Детальная проработка пейзажей всегда была одним из козырей серии. С другой стороны, об этом особо не задумываешься, поскольку геймплей и сюжет дарят только положительные эмоции. Действие развивается очень динамично, преподнося на каждом шагу что-нибудь нетривиальное. Словно волшебник из цилиндра, команда под руководством Хидеки Камии достаёт раз за разом сюрпризы, а в антрактах радует публику головокружительными сюжетными роликами.

Конечно, графика осталась на уровне середины 2010-х, но это предел возможностей Switch, выше которого не прыгнуть. Создатели игры прекрасно это понимают, делая явный намёк, что если будет продолжение, то оно выйдет уже точно на следующем поколении консолей. Что касается дизайна персонажей, он выше всех похвал. Взять, к примеру, оформление гомункулов, сильно напоминающее стиль Ханса Гигера, известного по вселенной «Чужих». Байонетта прекрасна как никогда, она обвораживает своим свежим макияжем и шикарными волосами, заплетёнными на этот раз в косы. Впервые позволено самостоятельно настраивать цвет причёски и костюма. К сожалению, поменялась актриса озвучания – Хеллену Тейлор сменила Дженнифер Хейл, справившаяся со своей ролью на ура, сохранив потрясающий британский акцент. Разница в произношении для нашего слушателя, скорее всего, покажется несущественной. Над саундтреком трудилось несколько композиторов, которым удалось гармонично соединить мелодии с геймплеем. Живые инструменты и хоровое пение воодушевляют на подвиги за правое дело. Частое использование клавишных обобщает поток звуков в единый порыв, словно сама Байонетта танцует на гигантском пианино. Столь же экспрессивной звучит заглавная песня Moonlight Serenade – она словно переносит слушателя в безвозвратно ушедшую эпоху пятидесятых. В этом вся героиня, ведь мы её воспринимаем вечно молодой, хотя на самом деле ей несколько сотен лет. Музыкальная тема Виолы, напротив, рушит подобную романтику и предлагает пуститься в пляс под панк-рок в песне Ghost. Двойственность лишний раз подчёркивает преемственность старого и нового поколений.

Bayonetta 3 – достойное завершение трилогии о приключениях экстравагантной ведьмы. Разработчики подвели некий итог, собрав всё самое лучшее воедино и разбавив несколькими новыми идеями. Третья часть прибавила в накале страстей и зрелищности, став при этом самой мрачной в линейке, однако с присущей долей юмора и иронией. Оказавшись своего рода заложницей устаревшей с технической точки зрения платформы, игра смогла выдержать высокие стандарты, к которым приучил нас Хидеки Камия, соответствуя планке качества хитов от PlatinumGames. Но ревизия основ серии уже назрела, и это вызов, на который придётся ответить потенциальному продолжению.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Macintosh:

    Рексарыч, анонсированный приквел по жанру это не совсем то и походит больше на полноценную приключенческую игру с элементами экшена и визуально сильно отличается. Речь идёт именно о Bayonetta 4. Если досмотреть финальные титры в Bayonetta 3, в самом конце появляется надпись «Увидимся на новом поколении».

  2. Рексарыч:

    «… если будет продолжение, то оно выйдет уже точно на следующем поколении консоле», — а как же Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon? Возможно вопрос стоит не совсем корректно с моей стороны, так как Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon является приквелом, а не сиквелом, но суть заключается в том, что Bayonetta Origins: Cereza and the Lost Demon выйдет после Bayonetta 3 и на платформе Nintendo Switch.