Возвращение самураев

Третью часть фаны ждали долго, очень долго. Уже и 2D-файтинг по вселенной Sengoku Basara для нас сделали, и аниме-сериал запустили, скормив под шумок не слишком съедобное портативное издание для PSP, а анонса настоящего продолжения всё не было. Многие, смирившись, махнули рукой. Даже когда на сайте Capcom появился новый раздел со знаковыми датами феодальной Японии и тёмными фигурами, похожими на самураев, в первую очередь вспомнили про Onimusha. Не угадали – таинственным проектом оказалась Sengoku Basara 3. Впрочем, особенной радости долгожданный анонс так и не принёс, поскольку главной платформой для релиза была обозначена Wii. Мечты о несметных полчищах врагов, умещающихся на одном экране, и других ресурсоёмких мелочах (вроде современной графики), можно было смело хоронить. Надеяться оставалось на обилие контента: кучу доступных режимов, персонажей, роликов; ну и немного на то, что версия для PS3 получит-таки свои эксклюзивные высокотехнологичные плюшки.

Ожидания (как, впрочем, и опасения) оправдались только отчасти. Новых режимов разработчики не предложили, даже наоборот – сократили количество прежних. Во-первых, бесследно исчезла «Арена» – режим, напоминающий испытание Dark Realms из цикла Onimusha (помните, это там, где приходилось зачищать этажи от нечисти, добывая мощные артефакты). Во-вторых, авторы объединили «сторимод» и «канквест». В предыдущей части прохождение было доступно только для нескольких центральных персонажей, остальным в сюжетных перипетиях отводились второстепенные роли. В то же время завоевать Японию мог любой из героев (без малого, четыре десятка в сумме), всякий раз выбирая на карте жертву из ближайших соседей, пока те не закончатся. В Samurai Heroes всё немного по-другому. Играбельных варлордов осталось всего шестнадцать, но зато каждому уделено максимум внимания. Рандомность исхода битв вражеских даймё между собой практически полностью исчезла, то есть, выбирая для себя очередного оппонента, мы предопределяем на ход вперёд дальнейший расклад сил.

Механика геймплея не изменилась: герой всё так же бойко кромсает бесконечные орды материализующихся прямо из воздуха вражеских оловянных солдатиков, накручивая многотысячные комбо и заполняя полоски «басары» (энергии для суперприёмов). Потом встречается с боссом уровня – хозяином провинции, либо одним из его помощников, с которым уже по-взрослому выясняет, чьё кун-фу лучше. На весенней «Каптивейт» (выставка такая от Capcom) продюсер проекта Хироюки Кобаяси рассказывал о новой фиче, связанной с захватом территории. Мол, отныне, чтобы перекрасить кусок карты в свой цвет, необходимо захватить специальный постамент, эдакий блокпост, занятый вражеским офицером. Как только штабная крыса сдохнет, на её место взберётся наш человек, из земляных бараков вывалится последняя порция растерянных солдат противника, позволяя навернуть комбо подлиннее, а потом всё стихнет. На деле вся затея оказалась нехитрой поблажкой казуалам. Если раньше приходилось филигранно маневрировать, стараясь как можно дольше не задевать командира отряда (в других случаях – трубача, вызывающего подкрепление), чтобы неприятельские силы не иссякли в самый неподходящий момент, оборвав комбинацию, то теперь остаётся всего лишь обходить до поры стороной пресловутый постамент. Бытует мнение, будто костяк японской армии фанатов игры – девочки-припевочки, обожающие яойную мангу и прочий «кавай». Раньше в этом можно было сомневаться, но на этот раз, похоже, именно ради них и уровень сложности приспустили, и кастинг героев провели соответствующий.

Иных уж нет, а те далече! Все значимые события периода Сэнгоку Дзидай остались в прошлом, как и многие их участники. Кто-то повзрослел, превратившись из сопливого пацана в боксёра-бисёнэна, кто-то повредился рассудком и попал во власть тёмных демонов, острую алебарду выбросив за ненадобностью, а кто-то сменил имя и закрыл часть лица, оставшись при этом прежним отморозком с двумя серпами. Некоторые и вовсе слились со сцены, оставив верных заместителей. На носу главная дата средневековой Японии, 1600 год – битва при Сэкигахаре, определившая ход истории страны на столетия вперёд. К финалу каждый герой может добраться несколькими путями (чтобы не запутаться, стрелочки на карте при повторных прохождениях раскрашены в разные цвета). Если Иэясу и Мицунари – полководцы Восточной и Западной армий – неизменно сходятся в смертельной битве (правда, не всегда при Сэкигахаре), то у всех остальных почти всегда имеется возможность менять союзников как перчатки. Одна из самых кривых дорожек ведёт к воскрешению Нобунаги, самого амбициозного злодея японской мифологии, и, что характерно, самого крутого персонажа серии. Без него, понятное дело, «Басаре» никак не обойтись!

Набивший руку на полновесных слэшерах Кобаяси отполировал геймплей до блеска. Герои подобраны максимально разнообразные по стилю, будь то молниеносный Мицунари, вооружённый длинным мечом и отменной реакцией, или нерасторопный Камбэй, прикованный предателями к тяжеленному шару (который он использует в качестве оружия). Тут же – прокажённый Ёсицугу, рассекающий на «кресле-каталке», шустрая Магоити (видимо, парнишка из Onimusha 2 решился на операцию по смене пола), таскающая с собой связку пистолетов, помповиков, автомат и гранаты. Игра за каждого из них привносит свежие ощущения. Выглядит Samurai Heroes на удивление хорошо, даже в варианте для Wii. Фирменный капкомовский «движок» MTFramework (правда, в модификации lite) без проблем обосновался на слабом «железе» Nintendo, ну а PS3-версия по праву щеголяет высокой детализацией персонажей и HD-разрешением картинки.

И всё же отсутствие новых режимов, небольшое количество доступных бойцов и заниженная сложность – весомые факторы, серьёзно влияющие на восприятие. Слишком уж явные попытки разработчиков растянуть удовольствие тоже раздражают. Нобунагу (повторюсь, одного из самых интересных героев), к примеру, запрятали так, что открыть его смогут только самые терпеливые – семь раз нужно одолеть весь путь за разных персонажей! Тут даже кооперативный режим с возможностью наворачивать совместные комбо едва ли спасёт – надоест на полпути (объективно довольно нудное занятие). Оружейный магазинчик, видимо, исчез по той же причине. Не позволить перед прохождением купить слабому новичку мощную дубину на золото, скопленное во время «прокачки» любимчика, осложнив тем самым жизнь на ранних этапах – это ведь исключительно ради «продлить удовольствие», конечно же.

Самой любопытной, на мой взгляд, находкой, по-честному заставляющей возвращаться к пройденным картам снова и снова, является система создания артефактов. Отныне предметы, наделяющие бойца дополнительными возможностями, редко попадаются целиком, чаще в трофейных сундуках оказываются запчасти, из которых уже и предстоит собирать полезные вещицы. К слову, действительно полезны далеко не все. Ввиду невысокой сложности, всяческие усилители оружия и брони – никому ненужный хлам. Интерес, впрочем, как и прежде, представляет всё, что помогает набивать комбо. Для каждой карты предусмотрен свой набор запчастей, так что добывать недостающие ингредиенты можно вполне осмысленно. Жаль, счётчик комбо всё так же упирается в стотысячную отметку, как и в Sengoku Basara 2 – добавить шестой нолик для пущего веселья не удосужились.

На родине игра вполне ожидаемо получила от «Фамицу» высокий балл, и столь же ожидаемых оплеух от западных критиков, тут же припомнивших слова экс-капкомовца Кейдзи Инафунэ о том, что японская игровая индустрия отстаёт от всего прогрессивного человечества лет эдак на пять (при всём уважении к мэтру, весьма спорное утверждение). Правы, конечно, и те, и другие. Да, игрушка получилась клёвая, но всё это мы уже видели ровно пять лет назад в самом первом выпуске. Честно говоря, больше всего удивила отечественная игровая пресса, а конкретно «Страна Игр», опустившая в своё время Devil Kings (западный «порт» оригинальной «Басары») ниже плинтуса. По-настоящему хардкорный, оригинальный и не менее стёбный, чем сегодня, продукт был цинично растоптан рецензентом, не пожелавшим разбираться в вопросе, предпочетшим выпятить на первый план своё невежество. Автор нынешнего обзора внезапно не захотел филонить, и в награду открыл для себя лучшие стороны самобытного экшена. «Бешеный драйв. Невероятная динамика. Потрясающе зрелищные сражения. Скорость, грация, красота. Уникальный визуальный стиль. Идеальный баланс». Подобным проявлениям восторга от новой «Басары» лично мне остаётся только позавидовать, да пожалеть, что их не удостоилась дебютная глава, заслуживавшая похвалы гораздо больше.

 

PS. Материал о прошлых частях Sengoku Basara можно прочесть в GDD #11.


Автор:

Snake-V

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.