Несите следующий, этот сломался

Перезапуски легендарных франшиз нынче модная тема. Но если у одних всё получается гладко и толково, как в случае с Mortal Kombat, то другие умудряются наделать больше новых ошибок, чем исправить старых. Обновлённая трилогия о приключениях Лары Крофт среди таковых где-то в первых рядах. Стартовые главы линейки, Tomb Raider (2013) и Rise of the Tomb Raider (2015), рассказывали две довольно оторванные друг от друга истории, которые, похоже, авторы даже не пытались скрепить единым стержнем. Заключительная часть, сделанная другой студией и написанная другим райтером, ещё более беспомощна в плане сюжета, хотя во многом цепляется за предыдущий эпизод. Трилогии так не делаются, это просто смешно.

Главное содержание всей эпопеи – сама мисс Крофт. Шесть лет назад разработчики решили тотально переосмыслить её образ, создать заново характер. Однако из этого получилась жгучая и совершенно неадекватная мешанина. Лара больше не супергерой, она простой человек с обилием слабостей. Но она всё так же ищет древние артефакты, но она всё так же исполняет сложнейшие трюки, но она всё так же безжалостно убивает людей. Причём не обычных людей, а, согласно легенде, отборных боевиков тайной военно-политической организации с тысячелетней историей. Образ новой мисс Крофт разъедает откровенная шизофрения. Она почти одновременно сильная и хрупкая, она почти синхронно занимается ерундой и спасением человечества, и она зациклена на единственной теме – поиске пресловутых артефактов.

 

Зов джунглей

Как уже было сказано выше, Rise of the Tomb Raider и Shadow of the Tomb Raider более-менее связаны между собой, но каким-то весьма странным способом. При всех претензиях к Рианне Пратчетт, написавшей два предыдущих сценария, в её виртуальной вселенной всё-таки работали некоторые законы логики и попадались зачатки здравого смысла. Сюжет третьей части практически моментально низводит «Троицу», представлявшую собой нечто вроде прокачанного по военной линии масонского ордена, до невнятного сборища под руководством фрика с идеей-фикс. Личность вождя «Троицы» – это какой-то самотроллинг. Он такой же шизик, как Лара, зацикленный на теме артефактов, дающих божественную силу их обладателю, только со своими тараканами в голове. Настолько пустой и выхолощенный злодей сгодился бы для спин-оффа или в качестве помощника настоящего злодея, но тут он занимает место на верхушке пирамиды.

Место действия – Латинская Америка (сначала Мексика, затем Перу). К выбранному сеттингу закономерно прилагается беготня по джунглям, мёртвым индейским храмам, и даже посещение целого города древнего племени, изолированного от цивилизации. Как и недавний God of War, Shadow of the Tomb Raider достаточно достоверно симулирует «открытый мир», который на самом деле остаётся линейным, но позволяет отвлечься на сайд-квесты, а также поиск секретов и сокровищ неподалёку от основной сюжетной тропы. Как и в прошлый раз, довольно много механик надёргано из родственного по духу сериала Uncharted. Самой спорной из них является забег по быстро разрушающейся локации, с одного из которых игра собственно начинается. Эта фишка даже в самом «Анчартеде» была довольно утомительной, но хотя бы короткой. Лару заставляют петлять значительно дольше. Заканчивается дело всё равно выходом на очередную большую поляну с мирными жителями, магазинами и заданиями.

Внутренняя экономика и микро-менеджмент лишний раз подчёркивают неудачную работу сценаристов. Средневековые дикари, вроде как практически не контактирующие с внешним миром, запросто могут вывалить на прилавки образцы современного оружия и грамотно назначить за него цену. Сами они им при этом не пользуются. Ещё смешнее, когда те же самые дикари с серьёзностью ментов из сериала про бандитские разборки проводят расследование убийства какого-то местного авторитета в одной из миссий. И все вокруг прекрасно владеют английским. В такие моменты игра просто трещит по швам, поверить хотя бы в минимальную достоверность событий становится очень трудно. Так и ждёшь, что кто-нибудь за кадром громко скажет: «Спасибо, съёмка окончена!», статисты снимут неуклюжие костюмы и разойдутся по домам. Но этого не происходит. Shadow of the Tomb Raider до конца пытается держать морду кирпичом, не обращая внимания даже на самые дикие нелепицы.

 

Попрыгушка

Как бы то ни было, Tomb Raider остаётся приключенческой видеоигрой с достаточно широким набором разнообразных геймплейных механик. Если отложить в сторону полностью проваленный сюжетный контент, картина будет выглядеть не столь удручающе. Акробатика Лары служит хорошим поводом проявить внимательность к дизайну локаций и мастерство владения джойстиком. В отличие от того же Uncharted, где все паркурные элементы предельно автоматизированы и сорваться в пропасть можно разве что нарочно, мисс Крофт всё ещё во власти ручного управления. Игра жестоко карает за ошибки, требует продумывать маршруты перемещения, предлагает решать довольно сложные загадки. Чего-то особо нового разработчики придумывать не стали, но толково распорядились ранее реализованными идеями как собственного сериала, так и жанра в целом.

Из нововведений стоит отметить появившиеся в арсенале Лары топорики с загнутыми рукоятками. Вооружившись ими, наша альпинистка может взобраться практически на любую скалу, даже под обратным углом (только не спрашивайте, почему у неё при этом попа не провисает – одна из тайн местной физики). Этими же топориками нужно ломать различные препятствия в специально предусмотренных местах. А ещё в этой игре Лара очень много времени проводит под водой, отбиваясь там от различных хищников. Что забавно, вода всегда кристально чистая, даже когда это несущийся через город поток нахлынувшего цунами или болотистое озерцо в перуанских джунглях. Во всём остальном сложно найти хоть что-то оригинальное. Прятки в густой растительности – забавно, но не более того; исследование гробниц – знакомо для ветеранов серии; столкновение с древними майянскими технологиями – искусственно и неправдоподобно.

В боевой части приключения царит упор на стэлс. Бойцы «Троицы» слепы и глухи, подкрадываться к ним можно почти без опаски. Лара умеет ныкаться в том числе на деревьях, мазать лицо грязью и отвлекать внимание различными способами, а для бесшумного устранения с дистанции использует лук и стрелы. В отличие от величайшего гуманиста современности Натана Дрейка, тихонько придушивающего противников на близком расстоянии, добрая Лариса режет им глотки. Если дело всё-таки дошло до стрельбы, то лучший рецепт – отбежать и спрятаться, чтобы потом снова напасть со спины. В открытом бою мисс Крофт не очень живуча, поэтому лобовых стычек лучше сторониться. В гробницах, где приходится иметь дело с подвижными, но безоружными монстрами, а также против диких животных потребуется тяжёлое вооружение, которого в игре навалом. Берите хоть дробовики, хоть гранатомёты.

 

На новый круг

Если Shadow of the Tomb Raider в чём-то действительно очень хороша, то это в фансервисе. Ларочку можно без особых усилий по-всякому переодеть, познать её детские страдания (для этого придуман целый флэшбэк-эпизод с малолетней Ларой и сценой убийства её драгоценного папеньки). Для самых ярых поклонников серии предусмотрена возможность заменить модель героини целиком на какую-нибудь из более ранних частей, в том числе из эпохи девяностых. Без потери актуальных скиллов и инвентаря, разумеется. Скажем прямо, находка уместная и занимательная – квадратная Лариска без лицевой анимации из Tomb Raider II крайне забавно смотрится в высокочётком 4K-антураже. Ну и много чего ещё. Хотите, например, чтобы Лара всегда улыбалась, даже когда режет кого-нибудь насмерть? Можно и такой трюк устроить. По части развлечь игрока всё очень и очень неплохо.

В конечном итоге мы имеем приятную во многих отношениях отдельно взятую игру, но в то же время наглухо заваленный перезапуск сериала. Современный AAA-проект не имеет права быть настолько бездарным в сюжетной части, настолько несостоятельным как художественное произведение. И настолько разрозненным в трёх разных главах, которые обязаны представлять собой единое целое по изначальному замыслу. Square Enix хочется пожелать несколько простых и понятных вещей: внимательно выслушать претензии от аудитории, нанять топовых сценаристов и попытаться перезапустить всё ещё раз. Со второй попытки должно получиться лучше.


Автор:

Neon Knight