E3 ‘2015. Люди едва успели вздохнуть после анонса Final Fantasy VII Remake, как вдруг на экране замелькала до боли знакомая листва, сопровождаемая музыкальной темой Shenmue. Мечта длиной в четырнадцать лет неожиданно стала явью – на сцене предстал постаревший Ю Судзуки и заявил о сборе средств на создание третьей части через Kickstarter. Меньше чем за девять часов игра заработала 2 миллиона долларов, став, таким образом, самым быстро финансируемым проектом в истории сервиса. Итоговые сборы превысили отметку в 7 миллионов, однако Судзуки позднее подчёркивал, что кампания была в большей степени рекламной и направленной на зондирование спроса, поскольку в роли инвесторов уже значились Sony и Deep Silver.

Что еще любопытно – анонс третьей части оказал влияние даже на тех, кто не застал Shenmue в своё время. Несмотря на существование эмуляторов, многие люди принялись рыскать на барахолках и интернет-аукционах в поисках оригинальной консоли. А в 2018 году Sega выпустила ремастер первых двух частей для PC, PS4 и Xbox One. В новых версиях можно выбрать между японской и английской озвучкой, а также оригинальным разрешением и увеличенным (появилась поддержка широкоформатной картинки). Первая часть работает на «движке» от Shenmue II с Xbox, поэтому может похвастать улучшенным освещением. При этом качество текстур и моделей никак не улучшилось с былых времён. 60 fps тоже не завезли – якобы по причине технических особенностей замшелого «движка». Всё это не на шутку разозлило аудиторию, когда позже всплыла информация о том, что Sega изначально планировала сделать полноценный ремастер, значительно переработав графику. Впечатления первых покупателей и рецензентов были омрачены засильем багов.

Однако это была лишь вишенка на торте. Ягодки созрели с подачи самого Судзуки, сорвавшего несколько дедлайнов и получившего «чемодан» в обмен на временную эксклюзивность PC-версии для Epic Games Store. Что, конечно же, не могло не вызвать негодование среди многочисленных пользователей Kickstarter, рассчитывавших в благодарность за участие поиметь ключ для Steam. Ещё большее недоумение вызвали трейлеры, представившие техническую сторону и геймплей проекта в, мягко говоря, не самом лучшем свете. Впрочем, о Shenmue III мы уже подробно поговорили в отдельном материале, а теперь давайте вспомним, чем была ценна культовая дилогия.

 

Трезвый взгляд на былое

Творческий гений «сеговского» программиста Ю Судзуки, прежде отметившегося множеством по-настоящему хитовых и прорывных аркад, во второй половине девяностых вышел на новый уровень и разродился эпохальным творением Project Berkley, позже переименованным в Shenmue. От первоначального концепта Virtua Fighter RPG разработчики очень быстро отказались и придумали оригинальную историю о 18-летнем пареньке Рё Хадзуки, отправившемся на поиски главаря китайской мафии по имени Лан Ди. У героя личный счёт к таинственному незнакомцу – тот убил его отца и умыкнул некое зеркало, предположительно, являющееся семейной реликвией.

Те, кто не застал Shenmue на Dreamcast, сейчас наверняка задались вопросом – «Неужели великая игра начиналась с такой примитивной завязки»? Ларчик открывается просто – в этом случае форма играет куда большую роль, нежели содержание. В ту пору, когда мода на концепцию «открытого мира» едва начинала зарождаться, творение Sega пришлось ко двору. Местом действия значился реально существующий город Йокосука, смоделированный с невероятным по тем временам реализмом. Исследуя здешние просторы, Рё мог обратиться к любому прохожему, зайти практически в каждое здание и повертеть в руках множество предметов. На создание игры был выделен рекордный для тех лет бюджет, превысивший отметку в 40 миллионов долларов. Поэтому Shenmue запомнилась ещё и как самый технологичный проект своего времени: феноменальное качество детализации как окружения, так и моделей персонажей, помноженное на полную озвучку всех диалогов и интерактивные кат-сцены. Сюда же можно добавить смену погоды и дня/ночи в режиме реального времени. Всё это заставляло раскрыть рот от изумления даже владельцев топовых ПК.

Неудивительно, что рецензенты в большинстве своём выставили игре оценки, близкие к максимальным. Лишь немногие тогда сумели усмотреть в Shenmue её истинную сущность – пустоту. Пожалуй, наиболее разумный вердикт вынес портал RPGFan, назвавший творение Судзуки «бенчмарком». Действительно, практически каждый элемент хита был создан с расчётом на то, чтобы просто удивить. Практическая ценность той или иной механики – уже дело десятое. Ой, как круто, что можно взять в руки вазу и рассмотреть со всех сторон. Непонятно лишь зачем. Так же и с городом, в действительности представляющим собой рассадник триггеров под видом NPC. Столкнувшись с нужным жителем и получив от него ценную информацию, Рё отправляется на поиски следующего. И так на протяжении практически всего хронометража.

По сути, Shenmue стала одним из первопроходцев в жанре, который нынче в шутку называют «симулятором ходьбы». Ведь ничего другого в плане геймплея у неё за душой нет. Ну ладно, лукавлю – раз в сто лет геймеру позволяют размять пальцы двумя способами. Первый – это понажимать на нужные клавиши в ходе QTE-вставок. Второй – принять участие в полноценных схватках, смоделированных по образу и подобию Virtua Fighter. Занятно, что арсенал приёмов Рё мог бы сделать честь большинству героев тогдашних файтингов. На практике, для успешной расправы над соперниками достаточно буквально двух-трёх атак. В наличии также имеются слот-машины и аркадный зал, где можно опробовать классические Space Harrier и Hang-On, плюс несколько мини-игр, разработанных специально для Shenmue. К примеру, дартс, или боксёрский автомат, в действительности являющийся дополнительной вариацией QTE. Под конец выпадут ещё две гоночные мини-игры.

Удручает тот факт, что в сценарном плане игра тоже очень слабая. Все мысли героя – исключительно о мести, что ближе к финалу превращается в настоящую хохму. Самый показательный момент – эпизод со школьной подругой Нозоми, которая признаётся Рё в своих чувствах, а затем со слезами на глазах говорит о том, что вынуждена переехать с семьёй в Канаду. Что на это отвечает наш бравый молодец? «Все это, конечно, здорово, но я очень спешу – надо навалять тому китайцу, что батяню порешил». Кроме шуток – вот практически так и говорит. При этом пыжится изо всех сил, изображая ярого борца за справедливость, готового рискнуть жизнью ради случайного прохожего, избитого местной шпаной. В общем, полнейший диссонанс. Хромает также на обе ноги смысловая нагрузка диалогов, впоследствии разошедшихся на цитаты. Точнее, на стёбные мемы.

Поскольку Shenmue задумывалась в качестве эпизодического проекта, ничего особо полезного про таинственное зеркало, равно как и мотивы убийства или личность антагониста, мы с вами не узнаем. Вместо этого первая часть обрывается на полуслове, а Рё садится на теплоход и отправляется в Китай, куда якобы должен был направить свои стопы его обидчик. Ждать продолжения пришлось дольше обещанного – Судзуки зачем-то решил выпустить сразу несколько глав под видом одной игры. И дотянул до официальной кончины консоли, когда интерес к «Дримкасту» начал стремительно падать.

 

Работа над ошибками

С другой стороны, уровень проработки Shenmue II действительно вырос во много раз по сравнению с предшественницей. Было ли так задумано изначально, или же Судзуки сумел извлечь выгоду из фидбека на первую часть – сказать трудно. Но факт остаётся фактом. Прежде всего, сильно увеличился размах территории. «Наверное, именно такие эмоции испытывает человек из глубинки, впервые оказавшийся в столице» – подумал 14-летний я, глядя на величественные просторы гонконгских улиц. После этого путешествие по Йокосуке можно было воспринимать не иначе как прогулку в тихом и уютном спальном районе. Кроме того, игра сильно прибавила в динамике. Конечно, походы по городу в поисках нужного человека никуда не делись, но количество экшен-сцен и персонажей, играющих важную роль в сюжете, возросло в разы. Более того – персонажей действительно колоритных.

Взять, к примеру, девушку по имени Шуинг – мастера боевых искусств, которая всеми силами пытается вразумить Рё и отговорить от мести. Конечно, не обошлось без нравоучений в стиле «Убийством ты ничего не добьёшься», но это не основная причина её поведения. Родители героини были убиты, когда та была совсем юной, после чего старший брат отправился искать помощи у членов китайской мафии – той самой, во главе которой нынче стоит Лан Ди. Видимо, этот бэкграунд пробудил в девушке сестринские чувства и желание отгородить Рё от плохой участи. А также объективное понимание того, что имеющихся у паренька навыков недостаточно для сведения счётов с таким выдающимся мастером боевых искусств, как Лан Ди. Несмотря на патологическую неспособность героя к трезвой оценке ситуации, наблюдать за этой сюжетной аркой, не морщась от увиденного в диалогах, всё-таки можно.

Но это была лишь прелюдия. По-настоящему хорошо сценаристам удалась третья глава. Во-первых, свой вклад внёс сеттинг – мрачный и депрессивный Коулун, изобилующий полуразрушенными особняками, дарит совершенно новый поток эмоций после уютной Йокосуки и величественного Ван-Чая. Во-вторых, большая часть здешних похождений будет протекать вместе с Реном – дерзким уличным вором, который искренне верит в то, что поиски Лан Ди приведут его к сокровищам. Наблюдать за тем, как вынужденное сотрудничество постепенно трансформируется в подобие дружбы, действительно приятно. Хотя бы потому, что Рен не упускает возможности потроллить инфантильного Рё при каждом удобном случае. Да и антагонисты в виде сладкой парочки из громилы Ду Ниу и Юань тоже получились забавными.

Как было сказано ранее, геймплей тоже сделал широкий шаг в сторону от былой медитативности. Драться в Shenmue II – как в формате QTE, так и в виде полноценных схваток – придётся намного чаще. Кроме того, в большом количестве появились азартные игры, необходимые для пополнения карманов, поскольку (спойлер к игре столетней давности, лол) в самом начале пути герой подвергается нападению гопоты и лишается всех своих средств, а ближе к концу второй главы ему нужно иметь при себе 500 баксов для продвижения по сюжету. На самом деле, для быстрого получения нужной суммы достаточно пары-тройки удачных попыток в бросании костей, но бог с ним – разнообразие всё равно не помешает. Третья глава запомнится вам большим количеством битв, протекающих в нестандартных условиях. Когда, например, требуется бить оппонента строго в одну точку, или же уклоняться от его захватов в течение определённого времени. Ложкой дёгтя выглядит лишь финальное путешествие в сельский городок Гуилин, где Рё наконец-то встречается с Шенхуа – загадочной девушкой, прежде являвшейся герою во сне. Вот где концепция «симулятора пешехода» раскрылась в полной мере – практически всю дорогу вам только и придётся, что блуждать по лесу да общаться со своей новой знакомой.

 

Наследие

Хотя Shenmue II далека от пресловутых 10 баллов из 10, команде разработчиков во главе с Ю Судзуки удалось исправить самые главные изъяны первой части. Сиквел можно смело назвать полноценной игрой без каких-либо оговорок, а не голой демонстрацией революционного «движка». Медитативный геймплей отталкивал многих уже тогда, однако Shenmue всё же сумела внести значимый вклад в индустрию. Примерно в ту же пору многие разработчики начали экспериментировать с геймплеем в открытом мире, делать ставку на сюжет и кинематографичность. Знаменитые QTE-сегменты существовали задолго до Shenmue, эта механика известна с середины восьмидесятых, но всё же именно с подачи Ю Судзуки нажатие кнопок под расписанные тайминги «ушло в народ». Влияние этой концепции отчётливо прослеживается в различных жанрах – и в неторопливых квестах Дэвида Кейджа, и в динамичных экшенах вроде God of War или Resident Evil 4.

Вместе с известием об официальной кончине Dreamcast, Sega решила сделать ход конём и переквалифицироваться в разработчика игр для всех существовавших в ту пору платформ. Как следствие, Shenmue II вышла не только на почившей системе, но и на Xbox. Техническое превосходство самой мощной консоли своего поколения позволило сократить время загрузок, повысить стабильность и улучшить освещение. Также в качестве бонуса были добавлены несколько секретных комиксов, возможность выбора фильтра для картинки и создания снимков. Разочаровала замена оригинальной японской озвучки на отвратительную англоязычную. Но это так, мелочи. Основная проблема в том, что версия для «Ящика» вышла спустя год после релиза на «Дримкаст» и, мягко говоря, была мало кому нужна.

Ситуация с потенциальным продолжением вроде была понятна, но Судзуки не торопился прощаться со своим детищем. Анонс многопользовательской ролевой Shenmue Online в 2004-м стал полнейшей неожиданностью. Правда, до релиза проект не дожил. Шестью годами позже Ю сделал RPG для смартфонов под названием Shenmue City, пересказывающую сюжет первой части и снабжённую скриншотами из неё. Планировавшаяся браузерная версия для PC была отменена, а сервера мобильной инкарнации закрылись год спустя. Сам Судзуки покинул стены Sega в 2011-м, сохранив за собой пост консультанта.

 

Вместо послесловия

Что до личного опыта – мне удалось опробовать обе игры ещё в момент их выхода. Конечно, детское восприятие сильно исказило реальную картину в лучшую сторону. Я был настолько очарован техническим исполнением и концепцией, что истратил несколько часов на любование окрестностями. И, само собой, выпал в дичайший осадок от концовки второй части, оборвавшейся на самом интересном месте. В дальнейшем я не раз возвращался к повторному прохождению обеих игр из ностальгических соображений. Но удовольствия с каждым разом становилось всё меньше и меньше. Как ни крути, годы берут своё. Поэтому сейчас, когда мы имеем массу проектов в открытом мире, сдобренных качественным геймплеем и «киношным» сюжетом, воспринимать Shenmue с прежней наивностью не получается даже через призму детских эмоций. Мне до сих пор сложно понять, почему критики в массе своей были настолько очарованы первой главой, если большая часть просчётов была очевидна даже в ту пору.

Непонятен и подход самой Sega, к тому времени находившейся в невыгодном финансовом положении и доверившей разработку столь дорогостоящего проекта человеку, весь геймдизайнерский опыт которого ограничился аркадными проектами. Я никоим образом не умаляю заслуг Судзуки-сана – человеку, придумавшему Virtua Fighter и фактически зародившему целый жанр, можно поставить памятник при жизни. Однако у Shenmue был куда больший потенциал. Для его раскрытия требовалось сменить курс на PlayStation 2 и привлечь к созданию саги более квалифицированных сценаристов и геймдизайнеров, успевших поработать с открытым миром в видеоиграх. У Судзуки же получился набор элементов, с трудом складывающихся в нечто целостное. Тот самый случай, когда на каждое «хорошо» находится как минимум одно «плохо». И пускай в сиквеле была проведена очень грамотная работа над ошибками, ложка всё-таки хороша к обеду.

 

***

Несколько интересных фактов напоследок:

1) В оригинальной японской версии Shenmue II Ду Ниу был геем, а Юань – его любовником-трансвеститом. В западных релизах момент с сексуальной ориентацией опустили, а Юань сделали обычной девушкой, дав героине соответствующую озвучку;

2) В комплекте с Shenmue II идёт небольшое видео, демонстрирующее кадры из раннего прототипа первой части для Sega Saturn. Долгое время бытовало мнение, что игра первоначально разрабатывалась именно для данной платформы. Однако Ю Судзуки опроверг эту информацию в ходе интервью редакции «Страны Игр» в 2013-м. По его словам, руководство Sega обратилось к нему с просьбой сделать эпическую RPG для консоли нового поколения. Saturn использовалась в качестве платформы для тестов. Было предложено множество прототипов, один из которых послужил основой для Shenmue;

3) Помимо мелких секретов, в Shenmue II есть три занятных квеста: утиные гонки, день рождения девочки Фангмей, а также бои со студентками (оставим за кадром вопросы нравственности) Эйлин и Изуми. Получить доступ к скрытому контенту без гайда, мягко говоря, проблематично, так что «Гугл» вам в помощь. А вот самостоятельно обнаружить автомат с игрой Hang-On, спрятанный в 222-й комнате Yellow Head Building, довольно просто. Достаточно внимательно прослушать аудиозапись на кассете в ходе одного из сюжетных сегментов;

4) В обеих частях Shenmue есть плохие концовки, завершающиеся одинаково – невесть откуда заявляется Лан Ди и убивает героя. Получить доступ к такому финалу можно следующим образом: достаточно «затянуть» прохождение до 15 апреля в случае с первой частью и до 30 июня в случае со второй. Самый быстрый способ резко проматывать вперёд – раз за разом проваливать стелс-сегмент в доках (Shenmue) и QTE-эпизод в парикмахерской (Shenmue II);

5) В сети можно найти скриншоты Shenmue II, на которых запечатлена неиспользованная в игре локация – деревня Байлу. Разумеется, это не могло не породить массу спекуляций на тему того, что Shenmue 3 была в разработке ещё в те годы, но лично я сомневаюсь в этом. Потому что на момент выхода второй части Sega уже благополучно свернула производство Dreamcast и была по уши в убытках. К сожалению, 1.2 миллиона проданных копий оригинальной Shenmue оказалось недостаточно чтобы покрыть рекордные производственные затраты. Не говоря о сиквеле, разошедшемся гораздо более скромным тиражом. Поэтому наиболее близкой к истине мне кажется версия, что разработчики либо не успели к намеченной дате релиза, либо вышли за рамки бюджета и поставили крест на этой локации. Зато теперь мы можем увидеть её переработанный и, очевидно, куда более живописный вариант. Ведь действие третьей части стартует именно в этой самой деревне.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.