Сибуйский переполох

Любопытно сложилась судьба у жанра, называемого «визуальными новеллами». Зародившись достаточно давно в Японии, виртуальные романы по сей день обладают там стабильно пополняющейся аудиторией. Примечательно, что даже люди, далёкие от видеоигр, приобретают приставки (например, давно уже мёртвую на западе PS Vita) только ради того, чтобы насладиться чтением очередного творения. Ситуация в остальном мире диаметрально противоположная. До недавнего времени мало кто знал, что это за зверь, поэтому вышедшая в 2008-м на Wii оригинальная 428: Fuusa Sareta Shibuya de не покидала пределы родины. Однако известные сериалы, скажем, Phoenix Wright и Danganronpa, всё же популяризировали виртуальные романы в цивилизованном мире до определённой степени, позволив японским издателям прощупать почву более предметно. В частности, компания Spike Chunsoft выпустила «порт» упомянутой «Сибуи» на четвёртой «Соньке» не только у себя дома, но и за бугром, дав возможность приобщиться к произведению англоязычным игрокам.

Так как далеко не все читатели имеют представление, что такое виртуальные романы (в нашем журнале, на моей памяти, они не освещались), целесообразно сделать коротенькое введение. В классическом виде визуальные новеллы являются эдакими книгами для электронных устройств. Геймплей либо минимален, либо отсутствует полностью. Всё, что требуется от пользователя – нажимать кнопку ввода, дабы проматывать текст и изредка делать потенциально влияющие на сюжет выборы. Смахивает это занятие больше на чтение литературы, нежели на погружение в видеоигру. Естественно, у новелл есть также визуальная часть, обычно представляющая собой статичные картинки персонажей, наложенные на статичные задники, иллюстрирующие дружескую или не очень беседу. Ключевые сюжетные моменты могут похвастать максимально качественной прорисовкой, но большую часть времени приходится глазеть на одинаковые спрайты героев, лишь немного меняющиеся для выражения разных эмоций. Звук тоже присутствует, в некоторых случаях разработчики даже не скупятся на актёрскую озвучку. Вкратце это всё, что нужно знать.

Таким вот «играм», где почти нет геймплея, нужно чем-то привлекать покупателей. Чаще всего они это делают глубоко и разносторонне прописанной историей. В Shibuya Scramble завязка следующая. У известного вирусолога Осавы похищают дочь. По требованию злоумышленников для возвращения девушки её сестра Хитоми должна принести в обозначенное место токийского района Сибуя выкуп. Убитый горем отец, будучи законопослушным японским гражданином, оповещает о случившемся полицию. Стражи порядка решают действовать проверенным способом – ловить преступников на живца. И вот за несколько минут до 10:00 ясного весеннего утра начинается повествование. Забегая вперёд, скажу, что полиция поведёт себя на редкость непрофессионально, в результате чего злодеи и сумку с деньгами сумеют получить, и убежать, и заложницу не вернуть. Хитоми тоже исчезнет с глаз сил правопорядка, уведённая каким-то случайным типом. Довольно быстро становиться понятно, что ситуация далеко не так проста, как могло показаться вначале.

Осаве приходит странное послание по почте, толсто намекающее, что цель похищения вовсе не в получении кругленькой суммы. Бандиты будто и не пытаются скрыться от полиции, а наоборот, начинают хорошо спланированную игру в кошки-мышки, не покидая Сибую. По такому вступлению понятно, что в основе сюжета лежит детективная история с приличным количеством предсказуемых и не очень поворотов. По закрученности происходящего легко узнаётся фирменный почерк студии Spike Chunsoft, авторов таких хитов, как сериал Zero Escape (читайте подробный спецматериал в этом номере!) и уже упоминавшийся цикл Danganronpa. Разработчикам снова есть, чем гордиться – история получилась захватывающей и напряжённой. Всего за один день большинство персонажей развивает характер сильнее, чем иным людям удаётся за годы. Игра отлично демонстрирует, как короткий промежуток времени может изменить человека, если его захлестнёт водоворот сложных и опасных событий.

Shibuya Scramble является длинным произведением – одно прочтение главной части займет порядка 25-30 часов. Поэтому не стоит ожидать, что происходящее насыщено исключительно криминальной драмой. Хватает также спокойных моментов, где герои просто ищут информацию. Сцен с непонятным многим на западе японским юмором тоже хоть отбавляй. Есть у сюжета недостатки, куда уж без них. Главным можно считать затянутость ближе к финалу, где авторы стали раскрывать почти каждого мало-мальски значимого персонажа. Если дополнительное развитие главных героев приходится к месту, то детальная экспозиция совершенно посторонних людей воспринимается как способ растянуть тайминг. Мало приятного в чтении 20-минутной исповеди ничем не примечательного в плане смысловой нагрузки человека, особенно если учитывать, что подобные филлеры идут один за другим. До кучи это безобразие происходит практически в самом конце, где читатель хочет поскорее добраться до заветной развязки, а не выслушивать нытьё какого-то левого дяденьки. При желании ещё можно придраться к практически божественному дару главзлодея переворачивать любую ситуацию себе на пользу, но это уже мелкая недоработка, не сильно портящая картину в целом.

Большую часть приключения счастливый обладатель Shibuya Scramble занимается чтением, но авторы всё же добавили несколько интерактивных элементов. История разбита на отделённые друг от друга часы, задача играющего – довести каждого персонажа до конца временного отрезка в целости. Разношёрстных героев набралось пять штук. Помимо отца семейства, Осавы, вам предстоит поуправлять: типичным «хорошим полицейским» Кано; правильным и смелым парнем по имени Ати, помогающим Хитоми; пытающимся спасти своего редактора от самоубийства журналистом Минорикава; девушкой с отшибленной памятью в кошачьем костюме Тамой. Биографии персонажей не стоят особняком друг от друга. Делая правильные выборы на пути одного подопечного, можно помочь избежать плохой концовки в ответвлении другого. Требуется держать в голове расставленные ранее акценты и задумываться о последствиях, иначе подопечные просто не доживут до конца текущего часа. Летальных исходов или выводов из сюжета авторы подготовили предостаточно, плохих концовок более восьмидесяти штук. Возможность влиять на судьбы героев подпитывает вовлечённость игрока в события, так что, при всей второстепенности геймплея на фоне повествования, перед нами всё-таки игра, а не книга.

Кардинальным отличием Shibuya Scramble от собратьев по жанру является оформление. Вместо обыденной анимешной рисовки новелла щеголяет фотореалистичной картинкой. В проекте поучаствовали профессиональные актёры, сыгравшие вживую каждую сцену, после чего художники студии выбрали наиболее удачные из отснятых кадров и напичкали ими своё произведение. Вас ждут сотни иллюстраций происходящего – поистине небывалый размах для жанра. Благодаря столь нетривиальному подходу была достигнута уникальная атмосфера, сопоставимая разве что со статичными сценами из FMV-игр 90-х. Честь и хвала разработчикам за неординарную идею и её качественную реализацию. А вот саунд не может похвастать чем-то необычным. Наоборот, всё по стандарту – набор спокойных мелодий для медленных сцен и напористой музыки для кульминационных моментов. Отсутствие озвучки даже немного разочаровывает. Ведь, так или иначе, уже пригласили актёров, те отыграли необходимые сцены, неужели сложно было записать диалоги? Пустячок, а неприятно.

Несмотря на мелкие огрехи, Shibuya Scramble удалась. Наполненная неожиданными поворотами, захватывающая история отлично подойдет как бывалым поклонникам интерактивных романов, так и людям, только-только открывающим для себя сей новый чудный мир. Игра прекрасно сбалансирована, понять её закономерности сумеет даже человек безо всякого стажа. Приятно осознавать, что ранее имевший популярность только на востоке жанр сегодня расширяет свою аудиторию на весь мир. Если есть желание приобщиться к визуальным новеллам, «Сибуя» отлично подходит на роль первого опыта.


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.