Под покровом ночи

Одним из распространённых заблуждений является мнение, будто современные «шпионские» боевики начались с Metal Gear Solid. На самом деле предвестником надвигающейся моды за полгода до того, как Konami сбросила свою бомбу, стала далеко не сразу понятая Tenchu. Достойный дебют молодой студии Acquire не только собрал воедино наработки предыдущих лет, но и положил начало тяжёлой борьбе с массовой безграмотностью в области боевых традиций Японии. Именно тогда многие игроки узнали, что настоящий ниндзя не кромсает врагов налево и направо, не устраивает яркие фейерверки при скоплении зевак и не питает слабости к высоким идеалам. Настоящий ниндзя – это наёмный убийца, со всеми вытекающими из этого нюансами в поведении и взаимоотношениях с окружающими.

Вышедшее несколько позже продолжение не смогло закрепить успех оригинала из-за неоправданных экспериментов над геймплеем. Вследствие коммерческого провала отцы-основатели были отлучены от собственного детища – работа над следующими частями перешла в руки совершенно других людей. Однако сворачивание любимой темы в планы студии не входило. Компания выпустила несколько схожих по тематике произведений, а в 2005 году открыто вернулась к тому, с чего начинала. Shinobido: Way of the Ninja впору назвать не иначе как «альтернативным Tenchu» – каким мы смогли бы увидеть сериал, сложись иначе обстоятельства.

Перед нами вновь во всей красе предстаёт феодальная Япония. Главный герой – страдающий амнезией юноша по имени Ворон, подрабатывающий у местных вояк наёмником широкого профиля. Строгой последовательности миссий нет. Вы выбираете объект следующего набега из писем от потенциальных клиентов, которые предлагают за награду совершить какую-нибудь гадость: украсть некий предмет, перетащить что-то куда-то, убить невинного человека. Выполняя ту или иную работу, ваш подопечный может тесно сойтись с одним из троицы враждующих феодалов, или же равномерно досаждать каждому из них. Сценарий во многом зависит от вас, константами в нём являются действующие лица – сам Ворон, а также присоединяющиеся позже добрый молодец Хоук и красна девица Кину. В случае провала миссии герой возвращается на исходную позицию, в свою уединённую хижину, но остаётся без гонорара и утрачивает использованные предметы (дополнительное оружие или аптечки). Конечная цель одна: собрать магические камни, способные ввернуть в голову героя потерявшиеся винтики и помочь ему восстановить хронологию событий той злосчастной ночи, после которой его разум погрузился в пучину беспамятства.

Подготовка к очередной вылазке не отнимает много сил. Центром притяжения служит локальный магазинчик, обильно торгующий всякой всячиной. Цены в нём вполне демократичны, хотя стоимость лечебного снадобья подчас превышает суммы предлагаемых контрактов. Тут же позволено сдавать ненужные предметы и получать дополнительные барыши. Закончив с экипировкой, не обязательно сразу отправляться в бой – рядом с домиком имеется чудесный сад, идеально подходящий для отработки навыков. Особенно когда на него покушаются незваные гости. Привлекает внимание также раздел подсказок. Создатели игры не только подробно расписали всевозможные аспекты своего творения, но ещё и сопроводили наиболее сложные из них обучающими видеофрагментами. Дом, помимо прочего, является местом, где позволено сохранять текущие результаты.

Главное правило ниндзя: оставаться бесшумным и незаметным. Кошачья походка, гимнастические этюды на карнизах, бег по стенам – список ухищрений внушителен и рассчитан на разные случаи жизни. Имеется любимый многими со времен Tenchu «гарпунчик», помогающий быстро взбираться на крыши. Убийство охранников превращается в настоящую охоту, где ваша задача – без единого шороха выпасти жертву и нанести разящий удар, подкравшись со спины. Располагающийся наверху экрана индикатор помогает определять, видит ли враг вас в данную минуту. То же самое подсказывает вибрация джойстика – если противник подходит слишком близко, пульт разве что из рук не выпрыгивает.

Рано или поздно вы всё-таки попадётесь на глаза искусно замаскировавшемуся под пальму охраннику, и тогда начнётся самое веселье. Искусственный интеллект противников достаточно хорошо развит. Вверенные ему бойцы стараются не лезть на рожон, не рвутся в схватку один на один, при первой возможности зовут на помощь. Когда собирается целая толпа, то не остаётся ничего иного, как уносить ноги по крышам и огородам. Могут догнать. Ворон не самый безыскусный фехтовальщик, но и враги не из папье-маше. Баланс выдержан таким образом, чтобы одной из задач игрока стало избежание открытых схваток. Одну-две драки выдержать ещё реально, на большее просто не хватит здоровья. Взамен экшена Shinobido предлагает пространство для любителей прятаться в кустах, скрывать трупы поверженных оппонентов и выверять каждый шаг на пути к цели.

Успеха на западе Shinobido: Way of the Ninja не добилась (в США её вообще не стали издавать). Отсутствие интереса у избалованной американской публики понять несложно – в этой игре совершенно нет лоска, подобающего ААА-проекту, да и бюджет не тянет на серьёзные претензии. Слабая графика давно стала фирменным почерком Acquire, но любим мы её не за это. А за умение создавать шпионский экшен на базе густого японского фолка и реальных исторических событий средневековья. Стоит ли удивляться, что поклонники такого подхода живут преимущественно в самой Японии. Сиквел вообще остался без англоязычной локализации, ещё два продолжения на портативках от Sony мало кто вспомнит без гугла. Тем не менее, если жанр вам интересен, нет ни одной причины отправлять «Синобидо» в игнор.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.