Слёзный дебют

Самое удивительное, чем ошарашивает Gaia Crusaders – конечно же, дата релиза. Поверить в то, что игра вышла в 1999 году, решительно невозможно. Рисованная графика уровня Super Nintendo, грубая анимация и спецэффекты, текстовые заставки со статичными картинками, наглухо устаревший однослойный геймплей – абсолютно всё отсылает нас в первую половину девяностых, когда такими битемапами потчевали публику с конвейера. Да что говорить, тут даже повторные бои с пройденными боссами на финальном этапе есть! Откуда такое чудо в перьях на пороге нового тысячелетия? Разумеется, из Японии, за пределы которой просочилась только обрезанная пиратская версия под названием Thunder Heroes. Что же касается оригинала, это была всего лишь небольшая проба пера новой студии, основанной бывшими сотрудниками Atlus на деньги от SNK. В будущем парни проявили себя очень неплохо, создав такие хиты, как Sengoku 3 и Metal Slug Advance, так что к дебютной работе коллектива стоит отнестись с пониманием и рассмотреть её поближе.

Сюжет радует своей незамутнённостью. В недалёком будущем нашу многострадальную Землю завоевал Адский Сотона с целым выводком уродливых чудищ. Теперь лишь легендарная Слеза Геи, хранительницы планеты, способна остановить полчища монстров, но она расколота на семь кусков и охраняется самыми сильными приспешниками узурпатора. Однако не перевелись ещё богатыри-доброхоты! Пятёрка отважных героев готова бросить вызов негодяям и разделаться с ними, даже не прибегая к тяжёлому вооружению. Всю эту милоту нам в заставке рассказывает седовласый дедуля-охранитель, с трудом освоивший английский (чего стоит прелестная очепятка «dear or alive»), но очевидно обладающий достаточной харизмой чтобы заставить Дьявола рыдать и жалеть о содеянном. Мудрые наставления от нашего гуру будут прилетать в дальнейшем, ни на что особенно не влияя, зато вселяя оптимизм и веру в правое дело.

Выбор протагониста сколь богат внешне, столь же условен по существу. Персонажи немного отличаются по скорости, но действуют приблизительно одинаково. У каждого из них есть стандартный удар рукой, ногой, прыжок и стихийная магия трёх сортов – огонь, вода, ветер, разовые пополнители которой вываливаются из противников в качестве повер-апов. В зависимости от того, к какой магии герой предрасположен, он будет делать её либо локально, по прямой линии, либо на весь экран. К чести аниматоров, с заклинаниями они поработали на совесть – разные герои исполняют их по-своему. А вот что касается тактики ближнего боя, то тут всё предельно унифицировано. Главное проворно сокращать дистанцию и запускать комбо, чередуя руки-ноги в любом порядке. Моментально подскакивать или, наоборот, уходить из опасной зоны можно с помощью дэша быстрым двойным нажатием влево или вправо. Дэш с ударом тоже эффективная штука, но противники после него отлетают, запускать следом комбо не получится. Ещё надо успевать смотреть, с кем дерёшься. Некоторые твари буквально ползают под ногами и на верховые панчи не реагируют. Таких стоит давить преимущественно ногами, или как вариант бонусным оружием, которого вокруг обычно валяется довольно много. Польза от всяких сабель и ножей так себе, зато скажем гранаты против «ползунов» очень хороши.

Боссы в игре на редкость невразумительные, проходятся обычно с одной, максимум двух «жизней», орудуют в пределах повторяющегося паттерна и таскают с собой кого-нибудь из рядовых уродцев для прикрытия. Выделяется разве что финальный громила, у которого две формы и крайне неудобная для манёвров магия, отбрасывающая вас в сторону от мишени. Остаётся побольше колдовать самому и не стесняясь переть напролом поближе к телу. Вообще по аркадным меркам Gaia Crusaders совсем несложная. Игра на удивление щедро снабжает аптечками даже на заключительных этапах, практически никогда не оставляет без запасов магии, позволяет достаточно быстро навёрстывать потерянные «жизни» набором очков. Нет никаких проблем одолеть весь путь с двух-трёх монеток даже в одиночку. С напарником в коопе ещё проще, сложность от появления второго игрока не меняется. Ещё одна занимательная вещь в балансе – побеждённые боссы пополняют ростер персонажей. Заметных преимуществ над изначальным квинтетом у бывших противников нет, но разнообразия они точно добавляют.

Пару слов отдельно об упоминавшейся выше «пиратке» с названием Thunder Heroes. Она датирована 2001 годом и была доступна в некоторых азиатских странах. Главные отличия состоят в переработанном дизайне. По-другому сделано многое, начиная с заставок, слегка переписанной предыстории (осколков уже шесть), переодетых героев (один из них стал стопроцентной копией Коди из первого Final Fight) и противников, заканчивая достаточно большими перестановками в декорациях и порядке прохождения этапов. На некоторых уровнях фоны полностью заменены. Играбельных бойцов изначально только четверо, также под нож пошёл один довольно крупный босс и пара мелких. Стала ещё упрощённее выглядеть анимация. Однако геймплей ничуть не пострадал. Комбо-система работает точно так же, дэши на месте, магия жарит от души. Что мешало просто скопировать исходник, сказать не берусь. Возможно, таким способом разработчики альтернативной версии пытались её легализовать, выдавая за самостоятельное произведение, но кто бы в такое поверил. Первоисточник идентифицируется без проблем.

В обоих случаях итог один: Gaia Crusaders вещица весьма самобытная, но слишком уж запоздалая. Разумеется, никто не запрещает авторам обращаться к ретро-тематике. В наше время тоже выходит немало игрушек, стилизованных под хиты прошлого, но это всё-таки немного другая история. Не покидает ощущение, будто работники Noise Factory набросали всего лишь малозатратный черновик, не рассчитывая ни на какой успех среди публики. Вся архаичность «Крестоносцев» не вызывает никакой ностальгии, а выглядит лишь как ленивая пробежка за ушедшим поездом. Всего лишь несколько лет спустя мы убедились, что те же самые люди умеют делать игры гораздо лучше.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.